Среда, 28.06.2017, 06:28 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Март » 31 » С . Б . Чернецова «Заповедная роща» св. Сильвестра Обнорского
23:45
С . Б . Чернецова «Заповедная роща» св. Сильвестра Обнорского

В статье ярославского историка Светланы Чернецовой рассматриваются некоторые аспекты традиции почитания деревьев в контексте духовно-исторического развития сельской округи Верхнего Поволжья. Исследование охватывает период с XIV по XX в. н. э.

В его основу легли некоторые малоизвестные документы второй половины XIX - начала ХХ в. и не публиковавшиеся ранее этнографические данные, собранные автором в ходе полевых исследований в окрестностях с. Воскресенское Любимского р-на Ярославской области.


Святой Сильвестр Обнорский

Растительные культы и их трансформация в традиционной культуре населения Ярославского края изучены гораздо меньше, чем аналогичные явления у мордвы, удмуртов, мари и некоторых других финно-угорских народов. Заповедные рощи, функционирующие как сакральные локусы, в настоящее время известны и в соседней Вологодской области. Но долгое время считалось, что к ХХ в. на территории Ярославского Поволжья ни одна из «священных» рощ не сохранилась.


Воскресенский храм

В статье подробно описывается уникальный, сохранившийся до наших дней сакральный деревенский комплекс, напрямую связанный с жизнью местночтимого святого - Сильвестра Обнорского. В комплекс предметов его духовной практики вошло несколько природных объектов, которые позднее стали предметом почитания местных жителей.

Культ дерева являлся неотъемлемой частью многогранной традиционной культуры населения Верхнего Поволжья. До начала XX в. некоторые его элементы еще повсеместно сохранялись в культурных традициях края. Одной из форм про¬явления культа является почитание одиноко стоящих деревьев. Ключевым признаком, по которому дерево теоретически могло приобрести статус сакрального, являлось наличие особого кольцеобразного отверстия, образовавшегося в результате срастания ветвей или проявившегося в форме обнаженных корней дерева. Но даже при отсутствии внешних отличительных признаков, объектами сакрализации могли становиться деревья, связанные с каким-то знаковым событиям: межевые индикаторы, деревья пережившее удар молнии, «горелые» деревья, «покойниковы» деревья и пр.


Ступени к источнику на берегу Обноры

Другой важной составляющей частью культа являлось почитание святых рощ. В Ярославской губернии в этом плане особо выделялись северные уезды - Пошехонский, Даниловский и Любимский [11]. Особая географическая отдаленность этих регионов способствовала длительному сохранению остатков языческих верований и самобытных форм народного православия.

Реконструировать культ дерева на основании имеющихся на сегодняшний день материалов практически не представляется возможным. Отчасти потому, что интересующие нас сведения, отраженные в дореволюционной литературе, чрезвычайно краткие и лишь упоминают отдельные объекты. Так, известно, что во II половине XIX в. в ряде населенных пунктов Ярославской губернии еще росло несколько «святых» деревьев и рощ, по отношению к которым фиксировались некоторые элементы обрядов, но большинство этих мест не сохранилось до наших дней [10].


Святой источник

В связи с этим тщательная фиксация и изучение немногих оставшихся объектов представляется нам очень важным для понимания феномена культа дерева в контексте духовноисторического развития сельской округи Верхнего Поволжья.

Сакральный локус, упоминаемый в агиографической литературе под названием «заповедной рощи», находился между с. Воскресенское-на- Обноре и д. Фрольцево в Любимском уезде Ярославской губернии.

Начало рощи

В настоящее время под ним понимается большой лесной массив, начинающийся от С-В стены храма в честь Воскресения Христова в с. Воскресенское и тянущийся вдоль правого берега р. Обноры до середины современного пос. Фрольцево. Общая протяженность массива около 600-700 метров при ширине в 200-250 метров. Роща преимущественно состоит из хвойного (ель, сосна) и березового леса. Возраст деревьев не превышает 100-150 лет.

Полевые исследования позволяют сделать однозначный вывод о том, что в данном месте находится сакральный комплекс, состоящий из ряда церковных, археологических и природных объектов, связанных между собой в ритуальном и фольклорном отношении [7].

Тропа в рощу

В недалеком прошлом эти объекты систематически использовались в религиозной практике местного населения и фрагментарно продолжают использоваться в настоящее время. В том виде, в каком сакральный комплекс сохранился до наших дней, он состоит из самой «заповедной рощи», храма во имя Воскресения Христова, часовни на роднике, святого родника и поклонного креста. В середине XIX в. в этот комплекс входило гораздо большее число почитаемых объектов: три деревянные церкви Воскресенского притча (Покровская, Воскресенская, Сретинская), заповедная роща, кладбище, три колодца в роще, вырытых Сильвестром самостоятельно, святой родник на краю рощи, часовня в поле (в конце «тропы Сильвестра») и часовня на роднике.


Старая ель

С большой долей уверенности можно предположить, что в комплекс были включены также два старых, изрядно оплывших кургана - «Большой» и «Малый», которые расположены на окраине д. Фрольцево [6]. Кроме этого, с комплексом самым тесным образом была связана «тропа Сильвестра», маркировавшая окончание дороги из рощи в поле к месту, на котором Сильвестр беседовал с посетителями [1, с. 41]. В отношении нее здесь бытовало старинное предание, переходящее из рода в род, что это та самая тропа, по которой подвижник выходил к народу. На рубеже XIX и XX вв. тропа практически перестала существовать, поскольку была застроена домами разросшегося села. По всей видимости, этот факт имеет прямое отношение к разбору в 1820 г. старой часовни и возведению новой в другом месте. Таким образом, можно сформулировать предположение, что древняя «тропа Сильверстра», как особо выделяемый объект, продолжала существовать с 80-х гг. XIV в. (дата смерти подвижника - 1379 г.) до середины XIX в., поскольку к началу ХХ в. она уже была застроена домами. Нельзя исключать, что какое-то отношение к сакральной организации пространства имела и «Улитина тропка» [1, с. 10].


Берег Обноры

Заповедная роща Сильвестра Обнорского находится практически на самой границе Ярославской и Вологодской областей, в которой известны так называемые кусты - священные рощи, растущие в бассейне рек Кокшенги и Сухоны [5].

При сравнении с описанием вологодских рощ- «кустов» - выявляется множество аналогий с рощей в с. Воскресенское: они также расположены на возвышении, хорошо видны издалека, в них также действовал запрет на рубку деревьев и другие сходства.

Сакрализация леса в р-не с. Воскресенское напрямую связывается с деятельностью преподобного Сильвестра Обнорского. Считается, что в том месте, где теперь находится с. Воскресенское, им была устроена первая келья-землянка, вокруг которой спустя некоторое время появились кельи его последователей. Позднее, но еще при жизни Сильвестра, здесь был основан монастырь. Агиография подвижника рассказывает, что преподобный тяготился нарушенным уединением и в конце жизни удалился жить в дремучий лес (рощу), в которой запретил рубить деревья, шуметь и нарушать его уединение. В описании иконы Сильвестра, которая в 19 в. находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Старое Симоново, г. Москва), отмечалось, что на иконе была отображена та самая местность, «...по которой ходил он в свою заповедную рощу», и упоминается факт, что колодцы в роще копал сам Сильвестр в ночное время [9].


Роща Сильвестра

В данном случае мы, очевидно, имеем дело с неким пересказом утраченного источника - рукописной «Общей минеи», хранившейся в Воскресенском храме и погибшей при пожаре в доме Чагина в конце XVIII в. [1, с. 5]. Местные жители относились к роще благоговейно, из поколения в поколение передавая наказ святого старца не рубить в ней деревья. В 1645 г. строитель Воскресенской обители иеромонах Иов пренебрег заповедью чудотворца и распорядился рубить рощу, за что был наказан слепотой [1, с. 13]. По всей видимости, этот случай имел большое поучительное значение, поскольку до 1856 г. роща стояла практически в нетронутом первозданном виде и была «. так плотна, что с трудом можно было проходить сквозь нее» [1, с. 41].

После смерти Сильвестра, в том месте, куда подвижник выходил из рощи для духовных бесед с прихожанами, была устроена первая деревянная часовня, венчающая окончание «тропы Сильвестра». В Воскресенском действительно долгое время сохранялась широкая тропа, идущая из рощи в поле к часовне. Ежегодно в день памяти святого подвижника к этой часовне совершались крестные ходы. Известно, что в 1864 г. часовня была серьезно обновлена и перенесена в другое место [1, с. 42]. Сейчас на ее месте установлен поклонный крест. Еще одна часовня была установлена в 1861 г. на краю рощи, прямо на тропинке в овраге, ведущей к святому роднику. Помимо этого самого популярного и посещаемого святого источника, в глубине «заповедной рощи» находилось еще три колодца, вырытых преподобным собственноручно. Они к середине 19 в. пришли в полное запустение, хотя все еще изредка посещались богомольцами [4].

Ключик в центре рощи

К 1825 г. в Воскресенском и его окрестностях, кроме колодцев Сильвестра, не осталось ни одного древнего подлинного культового сооружения, связанного с памятью преподобного. По всей видимости, события первой половины XIX в. в немалой степени способствовали снижению сакрального статуса места. Прежде всего, этому способствовало то, что при возведении каменного Воскресенского собора (в 1825 г.) и сносе деревянной Покровской церкви (в 1822 г.) наружный ход к раке подвижника был утрачен навсегда. На некий «священный коллапс» середины XIX в. прямо указывает и более чем скромный доход всего Воскресенского притча, составлявшего в период с 1822 по 1857 г. не более 200 рублей в год от всех трех церквей [1, с. 33]. Но в 1856 г. в с. Воскресенском происходит событие, по всей видимости, давшее мощный толчок в восстановлении и дальнейшем развитии всего сакрального комплекса. Дело в том, что сильный ураган 1856 г. лишил рощу «больше половины матерых деревьев» [1, с. 41]. Казенные крестьяне начинают использовать поваленные деревья в бытовых целях. Нельзя исключать, что именно это обстоятельство - постепенное снижение особого благоговейного отношения к роще - стало подоплекой явления чуда 1860 г. [8, с. 4-510], после которого у притча резко увеличивается до¬ход с 200 до 1500 тыс. рублей в год [1, с. 33].

Большие усилия по канонизации Сильвестра Обнорского в конце XIX в. предпринимает видный церковный историк, профессор и ректор Московской Духовной Академии С. К. Смирнов [8]. Им была составлена служба святому, описано его житие, издана книга. Но, как следует из переписки архиепископа Ярославского и Ростовского Ионофана с С. К. Смирновым, отправлять службу Сильвестру Обнорскому в с. Воскресенском не разрешил Священный Синод, поскольку он не причислен к лику святых [3]. Это решение поставило в большое затруднение и самого Ионафана и обнорских священников, которые «. до настоящего времени совершали службы преподобному» [3, с. 548]. Основанием для отказа послужило отсутствие возможности открыть и освидетельствовать мощи Сильвестра.

В советский период ХХ в. из-за организации здесь деятельности местного леспромхоза роща лишилась практически всех старых деревьев. В 50-60-е гг. ХХ в. эта часть берега р. Обноры уже использовался как склад лесозаготовок под открытым небом. В течение осени-зимы со всей округи сюда свозились подготовленные к сплаву бревна, которые весной сразу после ледохода сталкивались в реку. Местные жители, родившиеся в конце 40-х гг. говорят: «...мы дак уже застали только молодняк и здоровые пни от сосен. Но пни были в три обхвата толщиной» (информатор П. К. Мальцев, 1948 г. р., уроженец с. Воскресенское). Одна из информаторов помнит, что в детстве бабушка водила ее к большому пню, на котором была укреплена небольшая икона (информатор А. В. Меньшикова, 1949 г. р., уроженка с. Воскресенское). Она же помнит полуистлевшие тряпочки и ленточки на ветвях некоторых деревьев. Жителей окрестных сел и деревень утверждают, что «...эта местность неподвластна всяким гадам. У нас нет здесь ни змей, ни ужов. Вот Любим - далеко ли?! Так там полно, а здесь вообще нет. Это  Это Сильвестр им (змеям. - С. Ч.) завет дал...» (информатор - А. И. Антоненко, 1932 г. р.; уроженка пос. Фрольцево).

У жителей пос. Фрольцево, с. Воскресенского, д. Анашкино, Губино до сих пор сохраняется общая традиция широких гуляний в роще в первой декаде мая. До революции гуляния напрямую связывались с днем памяти Сильвестра и проводились 8 мая, то есть 25 апреля по ст. стилю [1, с. 25]. После Великой Отечественной войны традиция проведения массового празднества в роще сместилась на один день. Гуляния проводились уже 9 мая и формально объяснялись празднованием Дня Победы. В советское довоенное время в роще точно таким же образом отмечался праздник 1 Мая. В наши дни праздник по- прежнему отмечается 8 мая. В этот день все жители окрестных сел шли в рощу и прямо на траве устраивали большой общий стол с непременной выпивкой, щедрым угощением, песнями и плясками. В большинстве случаев на импровизированных столах обязательно присутствовали блины и вареные яйца. Использование этих продуктов в совместной трапезе в роще является очень архаичным элементом обряда «кормления» дерева, то есть фактически - совместной ритуальной трапезы, в которой задействована типичная поминальная пища [2]. Среднее число участников таких застолий составляло 50-70 человек, но бывало и гораздо больше.

Известно, что вологодские священные рощи- «кусты» активно функционировали как почитаемые объекты до середины 30-х гг. ХХ в., то есть до тех пор, пока не были разрушены часовни, находящиеся в них. В то же время еще лет 40-50 назад почитаемые рощи можно было встретить практически в каждом районе Удмуртии, но сегодня они остались далеко не везде. Антропогенное воздействие человека на природу (строительство, проведение дорог и пр.) только ускорило процесс их исчезновения. Сохраняются только те рощи, которые находятся в труднодоступных местах. В связи с этим сам факт единичного случая сохранения заповедной рощи в границах современной Ярославской области - явление абсолютно уникальное и малоизученное.

Библиографический список

1. Братановский, А. Приходский храм Воскресения Христова что на р. Обноре Ярославкой губернии [Текст] / Типографии губернской земской управы / А. Братановский. - Ярославль, 1902.
2. Зеленин, Д. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов [Текст] / Д. Зеленин // Известия АН СССР - Серия 7. Отделения общественных наук. - 1933. - № 8.
3. Каптерев, П. Н. Дело о несостоявшейся канони¬зации Сильвестра Обнорского [Текст] / П. Н. Каптерев // Богословский вестник. - 1915. - Т. 3. - № 10 11-12. - С. 545-562.
4. Крылов, А. Церковь села Воскресенского на Обноре [Текст] / А. Крылов // ЯЕВ. - 1861. - № 22. - С. 211-215.
5. Никитинский, И. Ф. Грунтовые могильники в священных рощах-«кустах» на Кокшеньге и Сухоне [Текст] / И. Ф. Никитинский // КСИА. - Т. 195. - М., 1989. - С. 74-80.
6. Орлов, В. Два кургана близ заповедной рощи Сильвестра Обнорского [Текст] / В. Орлов // ЯЕВ. - 1879. - Кн. 20. - С. 191-192.
7. Панченко, А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России [Текст]. - СПб., 1998. - С. 12.
8. Смирнов, С. К. Преподобный Сильвестр Обнорский [Текст] / С. К. Смирнов. - М., 1884.
9. Сягаев, Д. И. Описание иконы преподобного Сильвестра Обнорского чудотворца, находящейся в старой Симоновской церкви [Текст] / Д. И. Сягаев. - М., 1872. - С. 5.
10. Чернецова, С. Б. К вопросу об организации сакрального пространства в центральных и южных районах ярославского Поволжья (почитаемые источники, камни, деревья) [Текст] / С. Б. Чернецова // Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ. - Ярославль, 2011. - С. 275-291.
11. Якушкин, Е. Молитвы и заговоры в Пошехонском уезде Ярославской губернии [Текст] / Е. Якушкин // Труды Ярославского губернского статистического комитета. - Ярославль, 1868. - Вып. 5. - С. 159¬182.

Автор: С. Б. Чернецова. Ярославль.
Источник: Ярославский педагогический вестник
Фото: Андрей Малышев (Мерянин)

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 805 | Добавил: merja | Теги: священное дерево, меря, священная роща, сакрум, Сильвестр Обнорский | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1
Как печально . Современные историки не видятпростых вещей. Православие и Православная вера населявших и облагородивших эту
территорию людей,расскажет гораздо больше о Преп.Сильвестре и его рощи. Ученик
Преп. Сергия ,Сильвестр поселился в не проходимом лесу и долго жил один.Он и
ушёл суда только для отшельничества(для общения с Богом).Когда его обнаружил
местный охотник, он был поражён скудости его существования и в то же время от
мира и радости исходящих от слов и глаз Святого.Этот охотник и стал первым
монахом будущей Воскресенской обители. Сильвестор как и в своё время его
наставник, Преп.Сергий видя что возле него собирается братия ища окормления в
духовной жизни не стал прогонять ищущих спасение от мирской суеты. Позже вырос
Воскресенский храм.Селиться стали у стен монастыря и простые крестьяне( это
было в обычае того времени)появилась Воскресенская слобода.Но сам он будучи по
натуре безмолвник уже в сане игумена всё же уединялся для молитвы в лес.У
первых монахов бежать от молвы в пустыню(безлюдное место)было в обыкновении.Так
искали сугубых подвигов безмолвники египта ,афона или нам ближайший
Преп.Серофим который тысячу дней и ночей простоял в молитве в лесу на
камне.Просто на просто место где Сильвестр говорил с Богом ,он повелел братии
монастыре не вырубать.Оттого , место ,слева от бывшего здесь монастыря и стало
именоваться "заповедной рощей".Был даже случай что игумен разрешивший
крестьянам рубить её на дрова ослеп, но помолившись у гроба Преп.Сильвестра
вновь прозрел.Да собственно я повторяю слова из многих источников приведённых
выше ( Братановский,А. Приходский храм Воскресения Христова что на р. Обноре Ярославкой
губернии ; Крылов, А. Церковь села Воскресенского на Обноре
; Смирнов, С. К. Преподобный Сильвестр Обнорский ;Сягаев, Д. И.
Описание иконы преподобного Сильвестра Обнорского чудотворца, находящейся в
старой Симоновской церкви ).Ни о каком языческом поклонении деревьям в роще
Преподобного Сильвестра у этих авторов и речи нет. Почему такой сильный  интерес
у современных учёных 
вызывают древниие и мрачные языческие культыкоторые к селу Воскресенское никогда не имели никакого отношения.Не ужели дикое
и бессознательное повязывание ленточек у святых источников(проделываемое
вырвавшимися на природу и истосковавшимися по духовности офисными
работниками)или рассказ о том как тайком от советской власти люди молились в
лесу совершая порой на пнях Божесвенную литургию. Наверное от того что то
многое  что в действительности происходило и происходит от молитв к Преподобному
Сильвестру Обнорскому мало ещё описано и изучено . С уважением настоятель
Воскресенского храма иеромонах Вениамин Мальцев.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика