Среда, 18.10.2017, 23:20 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 27 » Ростовский краевед Александр Яковлевич Артынов
16:39
Ростовский краевед Александр Яковлевич Артынов
Александр Яковлевич Артынов

Лучший вид на Ростов Великий - из заозерного села Угодичи. Отсюда панорама древнего города предстает во всем размахе и величии. Впечатления дополняет гладь «Моря Тинного» - озера Неро-Каово. 50 лет своей жизни посвятил собиранию легенд и преданий этой земли уроженец Угодичей крестьянин Александр Яковлевич Артынов (1813 – 1896). Его литературное наследие во многом остается загадкой, и доселе вызывает ожесточенные споры. Действительно, в работах Артынова непостижимым образом нашли отражение имена и события, не оставившие никаких следов в известных летописных сводах.

 

Версия 1. Фантазер - недоучка.


Сторонником такого подхода являлся профессор Н.Н. Воронин (1904-1976). По его убеждению, А.Я. Артынов был типичным представителем лубочной литературы XIX века. Историк считал, что ростовский сказочник «склонялся к тому направлению, которое…не останавливалось даже перед подделкой источников».

Столь резкая оценка имела определенные основания. Не секрет, что пользуясь модой на «русский стиль», многие сочинители XIX в. как блины пекли псевдо фольклорные опусы на потребу столь же малообразованной публики. Особенно дурную славу заслужили «скрижали» изощренного фальсификатора российских древностей А.И. Сулакадзева. Считается, что именно он приложил руку к написанию известной «Книги Велеса».

Некоторые сторонники Воронина допускали, что в распоряжении Артынова могли оказаться какие-то списки XVII в. Но, научной общественности они так и не были представлены. А в отсутствие неоспоримых доказательств их вольная авторская трактовка не представляла для науки никакого интереса. 


Нужно отметить, что еще при жизни Артынова его издания подвергались яростным нападкам приверженцев «норманнской» теории. Не мудрено, ведь в его легендах строителями российской государственности представали коренные жители здешних мест – меряне, их духовные вожди – волхвы, предприимчивые граждане Великого Новгорода, местные князья, бояре, воеводы, старцы-подвижники, простые горожане. Словом, кто угодно, только не соратники варяжского конунга Рюрика.

Действительно, из древнего наследия А.Я. Артынов выделял прежде всего былинное, сказочное начало. В его работах правдоподобные деяния героев причудливо перемежаются с фантастическими гиперболами и мифами. Приведем отрывок из артыновского сказания:

О РОСТОВСКОМ КНЯЗЕ РАТОБОРЕ

Ростовский князь Ратобор был третьим сыном князя и волхва Звонара. Отец и два старших брата считали его за дурака, а потому он и не мог рассчитывать стать правителем Ростовской области, но ему случайно достались упавшие с неба дорогие вещи: соха, топор, иго и чаша, вследствие чего он и был назначен отцом править Ростовскою землею вместо своих старших братьев. Однажды Ратобор сидел на берегу реки Ишни близ Черного омута (ныне тут стоит село Демьяны) и увидел прилетевших четырех лебедей: трех белых и четвертого черного. Лебеди стали купаться и тотчас же превратились в красивых девиц… Из этих четырех девиц Ратобор и выбрал двух: Милолику он взял за себя, а Разуму-Ваулиху сосватал своему другу – новгородскому князю Перею-Туче…

М-да, сказка, она и есть сказка. Конечно, один лишь факт происхождения ростовских князей от местной языческой элиты, мог бы вызвать сенсацию в научном мире! Но, сразу оговоримся, - только после тщательного анализа и подтверждения подлинности заявленных свидетельств.

Историкам же ничего не известно ни о Ратиборе, ни об отце его, волхве Звонаре… Да, и князь Перей Туча, персонаж, скорее, легендарный. Реальные   названия села Демьяны и реки Ишни ничего не доказывают. Стало быть, все верно у Воронина, все правильно…

Однако, не все так просто!

 Версия 2. Наследие утраченного «Ростовского архива».

В своих работах А.Я. Артынов с неизменной аккуратностью записывал названия использованных им источников. Особенно часто встречаются ссылки на 3 списка XVII века: «Сборник стольника Мусина-Пушкина», «Хлебниковский» и «Трехлетовский» летописцы. Последние названы по именам их владельцев - купцов, современников А.Я. Артынова. По словам краеведа, ему не возбранялось делать выписки из оных бумаг в библиотеках хозяев.


Так что же представляли собой эти документы? Из описаний Артынова вырастает летописный свод, основанный на совершенно иных началах, нежели ангажированная под Рюриковичей «Повесть временных лет». Так, в «Сборнике стольника» различаются 120 текстов, посвященных ростовским князьям VIII – IX вв. Из них можно заключить, что генеалогия здешних правителей уходит корнями в самую глубокую древность. Зачастую Артынов сообщает о событиях, случившихся задолго до «призвания варягов» и крещения Руси! Так, в одном из сказаний под 860 г . упоминается о встрече ростовского купца Михея Русина со старцами Кириллом и Мефодием… Отметим, что по части хронологии здесь все безупречно - знаменитые греческие подвижники  жили именно в это время.

Из таких потрясающих совпадений, стыковок и соответствий и состоят 50000 листов записей полуграмотного крестьянина! Как мы уже говорили, эти факты ничего не доказывают. Ведь Артынов мог узнать о датах жизни Кирилла и Мефодия из других источников, и лишь затем сочинить историю об упомянутой встрече.

Однако столь же изумляющим правдоподобием отмечены сотни, если не тысячи, подобных «выдумок»! Ну, право, по Воронину получалось, будто Артынова осенял дар вещий. Ведь для создания вымысла такого титанического масштаба от провинциала-самоучки потребовался бы не только талант Гомера, но и объем познаний, не снившийся в те годы ни «гению подлога» Сулакадзеву, ни его академическим оппонентам.

Действительно, новгородские летописи и скандинавские хроники сохранили смутные упоминания о «Русском каганате», основанном на рубеже VIII-IX вв. новгородским князем Гостомыслом в союзе с мерянами и кривичами для отражения норманнской агрессии. В ростовской земле существуют неоспоримые следы крупного защитного проекта древности. Так, историк А.А. Титов в книге «Ростовский узед» описывает 5 мерянских городищ VIII-IX вв., составлявших линию обороны вокруг Ростова Великого. Как знать, не отзвуки ли этой великой истории дальним эхом отозвались в записях  уездного «фантазера»?

Столь же разительно отличается от назидательных догматов Нестора запечатленная Артыновым картина духовного мира ростовчан. Она полна ярких языческих образов, имен и знамений. Перед нами предстает множество персонажей, в кипении их деяний и страстей, с неповторимыми чертами их облика.

Так, по версии Артынова, название села Угодичи происходит от имени ростовской княжны Будиславы Угоды, известной своей добротой и  приятной манерой общения. И будто бы здесь, на берегу озера Неро, стоял ее дивно изукрашенный терем… Бог весть, насколько достоверно, но, несомненно, весьма поэтично. 


Дискуссия о происхождении и самом факте существования документов, изложенных Артыновым, не утихает и в наши дни. К сожалению, народный краевед не снимал копий с первоисточников, а составлял лишь произвольные пересказы их содержания. В итоге это обернулось крупной утратой. По свидетельству А.А. Титова, незадолго до кончины Артынова все старинные бумаги «пропали неизвестно куда».

Многие исследователи резонно полагают, что в распоряжении А.Я. Артынова могла оказаться часть архива древней Ростовской епархии. Еще в начале XIII в. князем Константином Всеволодовичем здесь был основан уникальный центр письменности древней Руси – Григорьевский затвор. Историки сравнивают его с ранними европейскими университетами! В Ростове углубленно изучалось богословие, греческий и латинский языки. Славился Григорьевский затвор своей мастерской по переписке книг и богатейшим хранилищем рукописей.


Однако в 1787 г . по указу Екатерины II Архиерейский дом в Ростове был упразднен, и все его документы надлежало переправить в Ярославль. Воля «просвещенной государыни» была исполнена с надлежащим усердием. Древние рукописи кипами сваливались на возы, едва покрытые рогожей. К тому же, как водится в русской традиции, в Спасо-Ярославском монастыре не хватило свободных помещений. И значительная часть свитков была брошена в Ростове.


Картину грандиозного разгрома отечественной святыни дополняют свидетельства современников. По воспоминаниям горожанина А.И. Щеникова, в бытность недорослем, он любил лазать с товарищами в башни и переходы Ростовского кремля. Там ворохами лежали древние книги. И выдранные из них листы с золотыми буквами служили хорошим украшением для воздушных змеев.


Если что-то и уцелело, то лишь волей случая. Примечательно, что многие исследователи усматривают «ростовский след» в истории с обретением А.И. Мусиным-Пушкиным списка «Слова о полку Игореве»! Содержащий его сборник «Хронограф» был куплен графом в 1792 г . через доверенного «комиссионера» у архимандрита Иоиля Быковского при весьма щекотливых обстоятельствах.  Духовному лицу, вроде бы не пристало торговать достоянием своей обители. Другое дело, если фолиант оказался бесхозным, не значился ни в каких в описях, а посему мог стать предметом выгодной сделки.

Не мудрено, что при таком раскладе среди покупателей раритетов могли оказаться предки Хлебниковых и Трехлетовых. Ведь насколько известно, среди купцов было немало ревностных почитателей древностей.


Так или иначе, еще современники уловили в работах А.Я. Артынова некое начало, резко выделявшие их из ряда прочих фольклорных сочинений. 5 изданий выдержал историко-этнографический «Очерк истории села Угодичи», были изданы предания Артынова «О шапке архиерея Иоасафа» и «Сказание о Руси и вечем Олзе».

Дом писателя-самородка в Угодичах стал местом паломничества заинтересованных поклонников. Живой интерес творчеству краеведа проявил историк М.П. Погодин. При встрече он настоятельно советовал Артынову тщательно копировать древние сочинения. 

Однако было уже поздно. На склоне лет Александр Яковлевич тяжко болел и почти ослеп. Но до последних дней не оставлял своего увлечения. Под его диктовку записи вели сын Яков и внук Сергей. Большую заботу о сохранении творческого наследия проявил историк А.А. Титов. Начиная с 80-х годов XIX в., он покупал рукописи Артынова по 50 рублей серебром за штуку. Всего, таким образом, уцелело более 80-ти работ краеведа. При этом до конца дней Артынов сожалел, что много других тетрадей было пущено на обертку покупок в его мелочной лавке.

Впоследствии записи были положены Титовым в основу своих научных трудов: «Воржская волость», «Ростовская старина», «Предания о ростовских князьях», «Ростовский уезд Ярославской губернии» «Велесово дворище и легенда о жреце Киче». В этих работах Титов уделил значительное внимание истории коренных насельников здешних мест – народу меря.

Ныне архив А.Я. Артынова разделен на три части. Рукописи хранятся в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, в Ростовском историко-архитектурном музее-заповеднике и Государственном Историческом музее в Москве. Значительная часть наследия еще не изучена, и ждет своего исследователя.


Автор: Yaroslavetz (Metsa Kunnta. Ярославль)

Для подготовки  материале  использованы работы  академика Ю.К. Бегунова, ярославского краеведа Б.М. Сударушкина, картины художника Бориса Ольшанского.


Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3149 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 8
avatar
0
8
В ярославской газете «Северный Край» (№ за 24 октября 2003 г.) хорошая статья к 120-летию судоходства на озере Неро. Есть фото вашего «Емельяна». После революции пароход был переименован в «Зарю свободы», а затем в 1934 г. - в «Ударник». До 1958 г. судно регулярно следовало по маршруту Ростов – Угодичи, а также совершало «круизные» прогулочные рейсы по озеру: http://www.sevkray.ru/news/7/40247/
avatar
0
7
Ищу последнего перед революцией владельца парохода "Емельян" купца Трунова. Данных о пароходе очень мало -практически ничего
avatar
1
6
Интересно, что много споров вызывает и помянутая в материале «Велесова книга». Среди защитников её подлинности – уважаемый академик Ю.К. Бегунов:
http://knigavelesa.narod.ru/stat/begunov.html
Но, по мнению академика А.А. Зализняка, да и вообще ученого большинства, – откровенная подделка.
avatar
-1
5
Представляется более справедливой и объективной оценка личности Артынова, сделанная другим исследователем его наследия, – Ю.К.Бегуновым:

«Артынов принадлежал к числу тех непрофессиональных собирателей русского фольклора, кто, не имея возможности получить систематическое образование, все же сумел овладеть знаниями и посвятить свою жизнь благородной цели: собиранию и литературной обработке русских местных сказок, повестей, преданий и песен. Горячий патриот Ростова Великого и его древней культуры, Артынов прожил долгую жизнь, вторую половину которой провел в неустанных исследовательских поисках, в литературном труде, не заботясь ни о суетной славе ученого и писателя, ни о материальной выгоде от своих занятий. Такие люди, как Артынов, были подлинными самородками среди народных литераторов и непрофессиональных собирателей фольклора, независимых и бескорыстных».
avatar
1
4
Эх, систематизировать и опубликовать бы его архив...
avatar
1
3
Хорошая тема! Давно пора поговорить об "артыновском" наследстве. Лично для меня он, безусловно "Ростовский Гомер". Я уже неоднократно наталкивалась на основные сюжеты артыновских мифов, но в изложении более ранних авторов. Например - в 20-е г.г. 19 в. издатель Макаров опубликовал "Журнал пешеходцев..." в котором путешествуя на ростовским землям упомянул некоторых героев и легенд о которых Артынов напишет лишь спустя полвека!
avatar
1
2
Да пожалуйста ))) Ищите на букву "Т" - http://gbooks.archeologia.ru/
avatar
1
1
Гдебы почитать работы Титова.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2330
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика