Пятница, 19.04.2024, 19:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июнь » 5 » Рунические знаки Верхнего Поволжья
10:38
Рунические знаки Верхнего Поволжья

(рис.1) Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н. Травкину),
б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в - средневековый Плёс (по П.Н. Травкину).

Необходимо отметить заслугу волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо, разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль волхвов была особенно велика.

Один из таких центров - предшественник Плёса, Алабужский городок, предоставивший около десятка прочерченных и вырезанных (в зависимости от материала) знаков (рис.1). Некоторые «черты и резы» повторяются, что, безусловно, в дальнейшем окажется полезным для расшифровки.

Аналоги алабужским начертаниям имеются среди материалов городищ Подмосковья (Щербинское, Старшее Каширское).

Есть они в рязано-окских финских древностях I тыс. н.э., а так-же в финских древностях с территории Вологодской области. Наибольшее же сходство алабужские знаки обнаруживают с рунами загадочной и до сих пор также не расшифрованной надписи XI века из Великого Новгорода, а особенно - с руническими знаками древних удмуртов.

Мы не станем отклоняться от заданной темы к вопросам лингвистики, оставив их специалистам. Просто обратим внимание на то, что загадочные для нас знаки встречаются и по одному, и группами (очевидно, образуя надписи). То есть знаками этими, «чертами и резами», пользовались и для передачи информации, и в ритуальных действиях: «чертами и резами писаху и гадаху». Руны имели прямое отношение к практике волхования, а значит, и к волхвам. Что, впрочем, характерно и для других народов: у германцев руны также были связаны с магией и магами. Подтверждение найдём в саге об Эгиле.

В процессе замещения племенных мерянских протогородских центров опорными пунктами Ростово-Суздальского княжества знаки рунического письма, вместе с их носителями, попадали в малые города. Здесь, по мере распространения более удобной общегосударственной кириллицы, они постепенно превратились уже в отдельные магические символы (Или знаки родовой собственности).


(рис.2) Буквы на днище сосуда. Плёсский раннесредневековый посад. (по П.Н. Травкину)

Подобные начертания мы находим в Плёсе. С.В. Томсинский упоминает подобные находки в малом городе Угличе. Встречены они и в Ярославле, о чем писал нашедший их Н.Н. Воронин.

Умение читать и писать - прежде всего, бытовая потребность. Она особенно ощущается, если ты горожанин, если производишь ремесленную продукцию и продаёшь её, покупаешь сырьё для работы, вещи и продукты питания для семьи. О грамотности посадского населения Древней Руси свидетельствуют тексты на бересте. Берестяные грамоты встречаются не только в столичных, но и в малых городах. Также практически везде в городских материалах присутствуют инструменты для письма - писала. В Плёсе единственную пока найденную кириллическую надпись, состоящую всего из двух букв, оставил на днище сосуда в начале XIII в. какой-то гончар в целях маркировки производимой им посуды. Особенности начертания букв определенно указывают на привычку к письму по бересте (рис.2).

Интересно в данной ситуации то, что гончарство в посадской среде никогда не относились к числу элитных ремёсел. Скорее, наоборот. Но в малом городе, как мы видим, даже горшечник оказался грамотным - что же говорить о других посадских жителях?

Интересно и то, что отдельные древнейшие кириллические буквы и кириллические надписи в малых городах оказываются связаны в подавляющем большинстве с сугубо бытовыми предметами. Равно как таким же бытовым вещам сопутствуют магические знаки, те же руны. Может быть, одни замещаются другими. Но, так или иначе, и те, и другие имеют прямое отношение к деятельности местных волхвов, которые участвовали и в домашних магических обрядах, и в обучении грамоте.

Поскольку грамотность горожанам-язычникам нужна была, в первую очередь, для ведения хозяйства и ремесленной деятельности, её распространение не было напрямую связано с христианством и проповедниками. Кириллица, уже как новая, удобная, общегосударственная форма письменности, распространялась в мерянской земле независимо от деятельности (и даже наличия) христианских священников. Последних в домонгольских малых городах было совсем немного, скорее всего, единицы, а кириллическое письмо успешно осваивалось новыми поколениями горожан. И это означает, что учителей письма и чтения на городских посадах должно было хватать и хватало. По нашему мнению, в качестве хранителей и распространителей этой новой «премудрости» могли выступать, по традиции, те же посадские мудрецы-волхвы.

Из Язычество древнеруской провинции. Малый город.  Археолог, кандидат исторических наук П.Н. Травкин
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 7144 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.5/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика