(рис.1)
Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н.
Травкину), б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в -
средневековый Плёс (по П.Н.
Травкину). Необходимо отметить заслугу
волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо,
разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону
это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее
время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых
сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные
надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с
финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль
волхвов была особенно велика. Один из таких центров -
предшественник Плёса, Алабужский городок, предоставивший около десятка
прочерченных и вырезанных (в зависимости от материала) знаков (рис.1).
Некоторые «черты и резы» повторяются, что, безусловно, в дальнейшем
окажется полезным для расшифровки. Аналоги алабужским
начертаниям имеются среди материалов городищ Подмосковья (Щербинское,
Старшее Каширское). Есть они в рязано-окских финских
древностях I тыс. н.э., а так-же в финских древностях с территории
Вологодской области. Наибольшее же сходство алабужские знаки
обнаруживают с рунами загадочной и до сих пор также не расшифрованной
надписи XI века из Великого Новгорода, а особенно - с руническими
знаками древних удмуртов. Мы не станем отклоняться от
заданной темы к вопросам лингвистики, оставив их специалистам. Просто
обратим внимание на то, что загадочные для нас знаки встречаются и по
одному, и группами (очевидно, образуя надписи). То есть знаками этими,
«чертами и резами», пользовались и для передачи информации, и в
ритуальных действиях: «чертами и резами писаху и гадаху». Руны имели
прямое отношение к практике волхования, а значит, и к волхвам. Что,
впрочем, характерно и для других народов: у германцев руны также были
связаны с магией и магами. Подтверждение найдём в саге об
Эгиле. В процессе замещения племенных мерянских
протогородских центров опорными пунктами Ростово-Суздальского княжества
знаки рунического письма, вместе с их носителями, попадали в малые
города. Здесь, по мере распространения более удобной общегосударственной
кириллицы, они постепенно превратились уже в отдельные магические
символы (Или знаки родовой собственности). (рис.2)
Буквы на днище сосуда. Плёсский раннесредневековый посад. (по П.Н.
Травкину) Подобные начертания мы находим в
Плёсе. С.В. Томсинский упоминает подобные находки в малом городе
Угличе. Встречены они и в Ярославле, о чем писал нашедший их Н.Н.
Воронин. Умение читать и писать - прежде всего, бытовая
потребность. Она особенно ощущается, если ты горожанин, если производишь
ремесленную продукцию и продаёшь её, покупаешь сырьё для работы, вещи и
продукты питания для семьи. О грамотности посадского населения Древней
Руси свидетельствуют тексты на бересте. Берестяные грамоты встречаются
не только в столичных, но и в малых городах. Также практически везде в
городских материалах присутствуют инструменты для письма - писала. В
Плёсе единственную пока найденную кириллическую надпись, состоящую всего
из двух букв, оставил на днище сосуда в начале XIII в. какой-то гончар в
целях маркировки производимой им посуды. Особенности начертания букв
определенно указывают на привычку к письму по бересте
(рис.2).
Интересно в данной ситуации то, что
гончарство в посадской среде никогда не относились к числу элитных
ремёсел. Скорее, наоборот. Но в малом городе, как мы видим, даже
горшечник оказался грамотным - что же говорить о других посадских
жителях?
Интересно и то, что отдельные древнейшие
кириллические буквы и кириллические надписи в малых городах оказываются
связаны в подавляющем большинстве с сугубо бытовыми предметами. Равно
как таким же бытовым вещам сопутствуют магические знаки, те же руны.
Может быть, одни замещаются другими. Но, так или иначе, и те, и другие
имеют прямое отношение к деятельности местных волхвов, которые
участвовали и в домашних магических обрядах, и в обучении
грамоте.
Поскольку грамотность горожанам-язычникам
нужна была, в первую очередь, для ведения хозяйства и ремесленной
деятельности, её распространение не было напрямую связано с
христианством и проповедниками. Кириллица, уже как новая, удобная,
общегосударственная форма письменности, распространялась в мерянской
земле независимо от деятельности (и даже наличия) христианских
священников. Последних в домонгольских малых городах было совсем
немного, скорее всего, единицы, а кириллическое письмо успешно
осваивалось новыми поколениями горожан. И это означает, что учителей
письма и чтения на городских посадах должно было хватать и хватало. По
нашему мнению, в качестве хранителей и распространителей этой новой
«премудрости» могли выступать, по традиции, те же посадские
мудрецы-волхвы.
Из Язычество древнеруской провинции.
Малый город. Археолог, кандидат исторических наук П.Н.
Травкин
|