Название "Шунга" можно
интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от
"шун" - глина + гидроформант "-га". Однако, хотя в округе глины достаточно, сама
Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков
дюнно-наносном песчаном всхолмлении. К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы: suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота; sunka - угол; потайное место; sonkkelo - угол; окраина; *soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива.
Аналогия Шунги не только по
названию, но, в значительной степени, и по ландшафтному окружению,
имеется в Заонежье. Это старинное село саамо-карельского происхождения
Шуньга, расположенное на гриве меж двух озёр.
Таким образом, можно предположить,
что Шунгой в нашем случае первоначально называли окружённый множеством
озёр, проток и заливными лугами "остров", - обжитой мерей и
труднодоступный для других уголок.
Привлечение саамского языка здесь
не должно смущать. Известно, что некоторые близкие саамским лексемы
сохранились в Волжско-финских языках. В топонимах же, в значительной
степени отражающих предшествующую этно-историческую обстановку, саамские
лексемы тем более не редкость. В Мерьском стане известна
заповедная Аганинская дубрава с произрастающими под её сенью редкими в
окрестных лесах видами растений: черемша, сибирский ирис...
Апология "Овсянок" Шунга известна с 13 века как погост (центр податного округа) мери костромской. В 15 - 17 вв. она – центр костромского Мерьского стана. В 1330 г. на территиории Мерьского
округа, согласно летописям, «мурзой» Четом Сабуром после красочного
видения, крещения и принятия имени Захарий был основан при устье реки
Костромы монастырь в честь Св.Ипатия.
Здесь нужно уточнить, что
татарское происхождение Чета (по родословцам – Семёна Чёрта) ничем не
подтверждается, а его потомки (как по мужской, так и по женской линиям) –
Сабуровы, Годуновы и Зерновы-Вельяминовы – на протяжении многих
поколений являлись костромскими боярами и владели землями в Мерьском
стане. Восточное же происхождение их прозвищ-фамилий может быть связано с
регулярной в 14 в. службой русских бояр в войске ордынского хана, –
«царя», как тогда говорили…
В связи с этим, более правдоподобна версия о местном – мерянском
– происхождении достопамятного Чета-Чёрта. Захарием же, реальным
основателем монастыря, мог быть, к примеру, отец Семёна Чёрта («Чета»).
В самой Шунге исстари была
Покровская церковь, получившая впоследствии придел, посвящённый Петру и
Павлу. Не исключено, что особое пристрастие Шунгских селян к "Петрам и
Павлам" имеет те же корни, что и ветлужский праздник "Мольба",
типологически соотносимый с марийским праздником середины лета "Сюрем".
Мерянские драконы над Шунгой В 15 -
17 вв. костромской Мерьский стан находился в центре политических
коллизий. Этой теме посвятим отдельную публикацию. Большая часть селений
стана перешла к концу 16 века во владение частью костромского
Ипатьевкого, а частью - московского Чудова (в Кремле) монастырей.
В 18 – 19 вв. и вплоть до 1928 г.
Шунга – центр Шунгской (Шунгенской) волости. Большинство земель было в
сер.18 в. изъято из владения монастырей. И до отмены крепостного права
Шунгская вол. находилась под управлением департамента Государственных
имуществ и считалась одним из уделов русских царей. Её жители не знали над собой власти
частных владетелей в наиболее неоднозначный период крепостничества
(посл.четверть 18 – перв.треть 19 вв.).
Их независимый характер и
склонность к предприимчивости привели к интенсивному развитию промыслов
и, в итоге, - к зажиточному процветанию всей волости в кон.19 - нач.20
вв. Большинство шунгенских фамилий
происходят от русско-христианских имён и заканчиваются на «-ов, -ев».
Преобладание таковых, возможно, объясняется сильным идеологическим
влиянием близлежащего Ипатьевского монастыря. Впрочем, мерянские типажи
(галицко-костромской группы) встречаются среди носителей подобных
фамилий столь же часто, сколь и среди носителей фамилий иного
происхождения.
Среди них выделяются фамилии с
необычным – двойным – окончанием: «-ов-нин». Например: Исаковнин,
Карповнин, Павловнин… Очевидно, это дедичество – указание на отчество
отца. Фамилии подобной конструкции наиболее часто встречаются в р-не
Кострома – Ярославль. Среди фамилий семейного
происхождения (от прозвищ) встречаются как славянского, так и
неславянского вида. При этом, аналогичные шунгенским фамилии славянского вида
наиболее часто встречаются в Верхневолжье.
Среди них: Боденин (от «бодень» - бодун),
Калёнов, Малков (от прозвища Малко: это так же часто встречающаяся
кличка жеребцов; др.вариант: от «малка» - угломер), Матюгин, Мозголин
(от «мозголь» – мозоль), Панков (от "Панька" - аналог уменьшительного
"Павлуша"), Пашин (от "Паша", т.е."Павел"), Шелепов (от диалектн."шелеп" - стяг, жердь, шест, хворостина / кнут, плеть: так могли назвать человека худощавого), Шишкин… Впрочем, фамилия «Шишкин» могла
произойти и от мерянского «шишига» – леший. "Матюгин" - от "мат-юг" -
"путевая речька"; "Панков" - от "паны, панки" - древние могилы,
курганы... А "Пашин" - от "паша" - работа. Встечаются фамилии татарского происхождения: Галафеев, Камаев…
Есть фамилии фин.-угорс. облика: Клёмин,
Паев, Тенягин… К
ним примыкают фамилии не вполне ясного происхождения, встречающиеся как
среди русских, так и среди татар, мордвы и марийцев. Это: Ёгин, Мосин,
Тибин… В более отдалённых от Костромы и
Ипатия селе Самети и окрестных деревнях встечается определённо мерянская
фамилия Варахтин (от «варахта» - натёк смолы / крепкое смолистое
дерево). Так могли назвать человека крепкого, жилистого. Типологически
близка ей фамилия Каюрин.
В вятских говорах Каюрой нарекали дюжего,
трудолюбивого, усердного, ответственного работника. В Самети же
встречается фамилия Туралин – татарского происхождения («бессмертный»).
Среди окружаюших Шунгу
этно-определяющих ойконимов следует упомянуть оз.Мерьское, Мерьскую
горку, Сопливую горку, дер.Цицино и ряд других. В самой Шунге расположен
пруд "Болото" (от мерянского "бало" / "боло" - село?). Подробнее - в последующих публикациях.
Шом-толгай. "Metsa Kunnta"
Кохма.