Воскресенье, 22.12.2024, 05:51 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июнь » 10 » ШУНГА - костромской мерянский угол
00:58
ШУНГА - костромской мерянский угол

Костромка: безмолвие

Шунгá – удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением традиций.
Местные жители в названии села делают ударение на второй слог. Хотя, в форме прилагательного - "Шунгенский" подразумевается ударение на первый слог...



Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га". Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении. К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы: suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота; sunka - угол; потайное место; sonkkelo - угол; окраина; *soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива.

Аналогия Шунги не только по названию, но, в значительной степени, и по ландшафтному окружению, имеется в Заонежье. Это старинное село саамо-карельского происхождения Шуньга, расположенное на гриве меж двух озёр.
Таким образом, можно предположить, что Шунгой в нашем случае первоначально называли окружённый множеством озёр, проток и заливными лугами "остров", - обжитой мерей и труднодоступный для других уголок.

Привлечение саамского языка здесь не должно смущать. Известно, что некоторые близкие саамским лексемы сохранились в Волжско-финских языках. В топонимах же, в значительной степени отражающих предшествующую этно-историческую обстановку, саамские лексемы тем более не редкость. В Мерьском стане известна заповедная Аганинская дубрава с произрастающими под её сенью редкими в окрестных лесах видами растений: черемша, сибирский ирис...



Апология "Овсянок" Шунга известна с 13 века как погост (центр податного округа) мери костромской. В 15 - 17 вв. она – центр костромского Мерьского стана. В 1330 г. на территиории Мерьского округа, согласно летописям, «мурзой» Четом Сабуром после красочного видения, крещения и принятия имени Захарий был основан при устье реки Костромы монастырь в честь Св.Ипатия.

Здесь нужно уточнить, что татарское происхождение Чета (по родословцам – Семёна Чёрта) ничем не подтверждается, а его потомки (как по мужской, так и по женской линиям) – Сабуровы, Годуновы и Зерновы-Вельяминовы – на протяжении многих поколений являлись костромскими боярами и владели землями в Мерьском стане. Восточное же происхождение их прозвищ-фамилий может быть связано с регулярной в 14 в. службой русских бояр в войске ордынского хана, – «царя», как тогда говорили…

В связи с этим, более правдоподобна версия о местном – мерянском – происхождении достопамятного Чета-Чёрта. Захарием же, реальным основателем монастыря, мог быть, к примеру, отец Семёна Чёрта («Чета»). В самой Шунге исстари была Покровская церковь, получившая впоследствии придел, посвящённый Петру и Павлу. Не исключено, что особое пристрастие Шунгских селян к "Петрам и Павлам" имеет те же корни, что и ветлужский праздник "Мольба", типологически соотносимый с марийским праздником середины лета "Сюрем".



Мерянские драконы над Шунгой В 15 - 17 вв. костромской Мерьский стан находился в центре политических коллизий. Этой теме посвятим отдельную публикацию. Большая часть селений стана перешла к концу 16 века во владение частью костромского Ипатьевкого, а частью - московского Чудова (в Кремле) монастырей. В 18 – 19 вв. и вплоть до 1928 г. Шунга – центр Шунгской (Шунгенской) волости. Большинство земель было в сер.18 в. изъято из владения монастырей. И до отмены крепостного права Шунгская вол. находилась под управлением департамента Государственных имуществ и считалась одним из уделов русских царей. Её жители не знали над собой власти частных владетелей в наиболее неоднозначный период крепостничества (посл.четверть 18 – перв.треть 19 вв.).

Их независимый характер и склонность к предприимчивости привели к интенсивному развитию промыслов и, в итоге, - к зажиточному процветанию всей волости в кон.19 - нач.20 вв. Большинство шунгенских фамилий происходят от русско-христианских имён и заканчиваются на «-ов, -ев». Преобладание таковых, возможно, объясняется сильным идеологическим влиянием близлежащего Ипатьевского монастыря. Впрочем, мерянские типажи (галицко-костромской группы) встречаются среди носителей подобных фамилий столь же часто, сколь и среди носителей фамилий иного происхождения.

Среди них выделяются фамилии с необычным – двойным – окончанием: «-ов-нин». Например: Исаковнин, Карповнин, Павловнин… Очевидно, это дедичество – указание на отчество отца. Фамилии подобной конструкции наиболее часто встречаются в р-не Кострома – Ярославль. Среди фамилий семейного происхождения (от прозвищ) встречаются как славянского, так и неславянского вида. При этом, аналогичные шунгенским фамилии славянского вида наиболее часто встречаются в Верхневолжье.

Среди них: Боденин (от «бодень» - бодун), Калёнов, Малков (от прозвища Малко: это так же часто встречающаяся кличка жеребцов; др.вариант: от «малка» - угломер), Матюгин, Мозголин (от «мозголь» – мозоль), Панков (от "Панька" - аналог уменьшительного "Павлуша"), Пашин (от "Паша", т.е."Павел"), Шелепов (от диалектн."шелеп" - стяг, жердь, шест, хворостина / кнут, плеть: так могли назвать человека худощавого), Шишкин… Впрочем, фамилия «Шишкин» могла произойти и от мерянского «шишига» – леший. "Матюгин" - от "мат-юг" - "путевая речька"; "Панков" - от "паны, панки" - древние могилы, курганы... А "Пашин" - от "паша" - работа. Встечаются фамилии татарского происхождения: Галафеев, Камаев…


 

Есть фамилии фин.-угорс. облика: Клёмин, Паев, Тенягин… К ним примыкают фамилии не вполне ясного происхождения, встречающиеся как среди русских, так и среди татар, мордвы и марийцев. Это: Ёгин, Мосин, Тибин… В более отдалённых от Костромы и Ипатия селе Самети и окрестных деревнях встечается определённо мерянская фамилия Варахтин (от «варахта» - натёк смолы / крепкое смолистое дерево). Так могли назвать человека крепкого, жилистого. Типологически близка ей фамилия Каюрин.

В вятских говорах Каюрой нарекали дюжего, трудолюбивого, усердного, ответственного работника. В Самети же встречается фамилия Туралин – татарского происхождения («бессмертный»).
Среди окружаюших Шунгу этно-определяющих ойконимов следует упомянуть оз.Мерьское, Мерьскую горку, Сопливую горку, дер.Цицино и ряд других. В самой Шунге расположен пруд "Болото" (от мерянского "бало" / "боло" - село?). Подробнее - в последующих публикациях.


Шом-толгай.
"Metsa Kunnta" Кохма.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8173 | Добавил: Шом-толгай | Теги: ономастика, история места, Шунга, Мерьский стан, меря, топонимика, кострома | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика