Среда, 29.06.2016, 21:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июнь » 10 » ШУНГА - костромской мерянский угол
00:58
ШУНГА - костромской мерянский угол

Костромка: безмолвие

Шунгá – удивительный уголок Костромского края с неповторимым ландшафтом и непростой своеобычной судьбой. Старинный мерянский клин на наиболее удобных и плодородных землях возле самой Костромы. Свидетель и участник ключевых моментов духовной и политической жизни России. Оплот и убежище людей независимых, трудолюбивых, домовитых. Крепких сохранением традиций.
Местные жители в названии села делают ударение на второй слог. Хотя, в форме прилагательного - "Шунгенский" подразумевается ударение на первый слог...



Название "Шунга" можно интерпретировать с помощью близкого к мерянскому марийского языка: от "шун" - глина + гидроформант "-га". Однако, хотя в округе глины достаточно, сама Шунга расположена на оставшемся от приледниковых водных потоков дюнно-наносном песчаном всхолмлении. К окружающим Шунгу условиям ландшафта более подходят саамские лексемы: suenn - заливные покосы на болоте, уголок болота; sunka - угол; потайное место; sonkkelo - угол; окраина; *soann'k, *sang - крайняя часть озера, залива.

Аналогия Шунги не только по названию, но, в значительной степени, и по ландшафтному окружению, имеется в Заонежье. Это старинное село саамо-карельского происхождения Шуньга, расположенное на гриве меж двух озёр.
Таким образом, можно предположить, что Шунгой в нашем случае первоначально называли окружённый множеством озёр, проток и заливными лугами "остров", - обжитой мерей и труднодоступный для других уголок.

Привлечение саамского языка здесь не должно смущать. Известно, что некоторые близкие саамским лексемы сохранились в Волжско-финских языках. В топонимах же, в значительной степени отражающих предшествующую этно-историческую обстановку, саамские лексемы тем более не редкость. В Мерьском стане известна заповедная Аганинская дубрава с произрастающими под её сенью редкими в окрестных лесах видами растений: черемша, сибирский ирис...



Апология "Овсянок" Шунга известна с 13 века как погост (центр податного округа) мери костромской. В 15 - 17 вв. она – центр костромского Мерьского стана. В 1330 г. на территиории Мерьского округа, согласно летописям, «мурзой» Четом Сабуром после красочного видения, крещения и принятия имени Захарий был основан при устье реки Костромы монастырь в честь Св.Ипатия.

Здесь нужно уточнить, что татарское происхождение Чета (по родословцам – Семёна Чёрта) ничем не подтверждается, а его потомки (как по мужской, так и по женской линиям) – Сабуровы, Годуновы и Зерновы-Вельяминовы – на протяжении многих поколений являлись костромскими боярами и владели землями в Мерьском стане. Восточное же происхождение их прозвищ-фамилий может быть связано с регулярной в 14 в. службой русских бояр в войске ордынского хана, – «царя», как тогда говорили…

В связи с этим, более правдоподобна версия о местном – мерянском – происхождении достопамятного Чета-Чёрта. Захарием же, реальным основателем монастыря, мог быть, к примеру, отец Семёна Чёрта («Чета»). В самой Шунге исстари была Покровская церковь, получившая впоследствии придел, посвящённый Петру и Павлу. Не исключено, что особое пристрастие Шунгских селян к "Петрам и Павлам" имеет те же корни, что и ветлужский праздник "Мольба", типологически соотносимый с марийским праздником середины лета "Сюрем".



Мерянские драконы над Шунгой В 15 - 17 вв. костромской Мерьский стан находился в центре политических коллизий. Этой теме посвятим отдельную публикацию. Большая часть селений стана перешла к концу 16 века во владение частью костромского Ипатьевкого, а частью - московского Чудова (в Кремле) монастырей. В 18 – 19 вв. и вплоть до 1928 г. Шунга – центр Шунгской (Шунгенской) волости. Большинство земель было в сер.18 в. изъято из владения монастырей. И до отмены крепостного права Шунгская вол. находилась под управлением департамента Государственных имуществ и считалась одним из уделов русских царей. Её жители не знали над собой власти частных владетелей в наиболее неоднозначный период крепостничества (посл.четверть 18 – перв.треть 19 вв.).

Их независимый характер и склонность к предприимчивости привели к интенсивному развитию промыслов и, в итоге, - к зажиточному процветанию всей волости в кон.19 - нач.20 вв. Большинство шунгенских фамилий происходят от русско-христианских имён и заканчиваются на «-ов, -ев». Преобладание таковых, возможно, объясняется сильным идеологическим влиянием близлежащего Ипатьевского монастыря. Впрочем, мерянские типажи (галицко-костромской группы) встречаются среди носителей подобных фамилий столь же часто, сколь и среди носителей фамилий иного происхождения.

Среди них выделяются фамилии с необычным – двойным – окончанием: «-ов-нин». Например: Исаковнин, Карповнин, Павловнин… Очевидно, это дедичество – указание на отчество отца. Фамилии подобной конструкции наиболее часто встречаются в р-не Кострома – Ярославль. Среди фамилий семейного происхождения (от прозвищ) встречаются как славянского, так и неславянского вида. При этом, аналогичные шунгенским фамилии славянского вида наиболее часто встречаются в Верхневолжье.

Среди них: Боденин (от «бодень» - бодун), Калёнов, Малков (от прозвища Малко: это так же часто встречающаяся кличка жеребцов; др.вариант: от «малка» - угломер), Матюгин, Мозголин (от «мозголь» – мозоль), Панков (от "Панька" - аналог уменьшительного "Павлуша"), Пашин (от "Паша", т.е."Павел"), Шелепов (от диалектн."шелеп" - стяг, жердь, шест, хворостина / кнут, плеть: так могли назвать человека худощавого), Шишкин… Впрочем, фамилия «Шишкин» могла произойти и от мерянского «шишига» – леший. "Матюгин" - от "мат-юг" - "путевая речька"; "Панков" - от "паны, панки" - древние могилы, курганы... А "Пашин" - от "паша" - работа. Встечаются фамилии татарского происхождения: Галафеев, Камаев…


 

Есть фамилии фин.-угорс. облика: Клёмин, Паев, Тенягин… К ним примыкают фамилии не вполне ясного происхождения, встречающиеся как среди русских, так и среди татар, мордвы и марийцев. Это: Ёгин, Мосин, Тибин… В более отдалённых от Костромы и Ипатия селе Самети и окрестных деревнях встечается определённо мерянская фамилия Варахтин (от «варахта» - натёк смолы / крепкое смолистое дерево). Так могли назвать человека крепкого, жилистого. Типологически близка ей фамилия Каюрин.

В вятских говорах Каюрой нарекали дюжего, трудолюбивого, усердного, ответственного работника. В Самети же встречается фамилия Туралин – татарского происхождения («бессмертный»).
Среди окружаюших Шунгу этно-определяющих ойконимов следует упомянуть оз.Мерьское, Мерьскую горку, Сопливую горку, дер.Цицино и ряд других. В самой Шунге расположен пруд "Болото" (от мерянского "бало" / "боло" - село?). Подробнее - в последующих публикациях.


Шом-толгай.
"Metsa Kunnta" Кохма.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3347 | Добавил: Шом-толгай | Теги: ономастика, история места, Шунга, Мерьский стан, меря, топонимика, кострома | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 15
avatar
0
15
P.S.
Любопытно, что реку Кострому здесь иногда называли Костромкой.
А в одной мемуарной книжке Шунга (правда, единожды, но зато - в начале повествования) упомянута как "Шуньга".
avatar
0
14
Реально! Открывшийся с берега Костромы вид плоской равнины, одиноко стоящего ангара и отражённого в реке блёклого неба затягивал и вызывал смутные ассоциации... С авто картинка вышла повеселее: отсылка к скандинавской фото-классике...
avatar
0
13
да, определенно что то есть. очень удачный снимок
avatar
2
12
Согласитесь, приятно исследовать русские корни. Захватывающая глубина smile
avatar
1
11
Шикарный пост! А верхняя фотография прямо из арт-хаусного кино. Очень красиво cool
avatar
2
10
Спасибо! Всегда интересно узнавать о своём крае, что то новое из забытого старого)).
avatar
2
9
Карповнин и пр. - от Карповна, сын Карповны. То есть это матроним, МАТЧЕСТВО, но не от имени матери, а от ее отчества. То есть фактически получается наименование ребенка по материнскому роду. Очень круто, редкие фамилии, следы материнского рода.
avatar
2
8
И в Карелии есть Шуньга.

Учитывая природное положение исторической Шуньги, можно предположить, что в основе заонежского ойконима содержится именно саамское слово Анна Поперечная'k, *sang в значении «крайняя часть озера, залива», что несомненно близко по значению к прибалтийско-финскому географическому термину soppi, čup в значении « угол, край, сторона; тайник; самый конец залива; большой мыс; огороженное место, загон»[9].
Изменение первоначальной формы названия произошло при усвоении её одним из прибалтийско-финских языков. В результате усвоения исчезла гемината nn, а на смену дифтонгу, если он существовал, пришёл монофтонг. Превращение первоначального оа, о в u обусловлено известной оппозицией саамского о и карельского u (ср.: oassk «вера» и карел. usko «тж»). Таким образом возникла карельская форма названия Sunku, Sungu.

http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-7/286.html
avatar
3
7
Влад, а вот - Ветлугаи. Сакральная традиция и этно-культурные связи жителей Поветлужья. http://merjamaa.ru/news....-23-276
avatar
2
6
а что за праздник "Мольба"?
avatar
1
5
Алексей, спасибо за отзыв!
avatar
3
4
Замечательная статья , большое спасибо всем кто работает над материалами для этого сайта .
avatar
3
3
Шом-толгай, замечательный и познавательный материал.

Касательно версии названия Шун-га вспомнилось мерянское городище на речке Сунгирь (на картах пишется Сунгерь), наличествует явно тот же, но видоизмененный корень Шун, и формант га-герь восходящий к меряно-марийскому слову энгер-речка. В Марий Эл кстати есть деревня с таким названием - Шуэнгер.
avatar
2
2
Шом-толгай, спасибо за интересный рассказ. Немного подредактировала размер иллюстраций. Ждем продолжения! cool
avatar
1
1
Типологически близка ей фамилия Каюрин. В вятских говорах Каюрой нарекали дюжего, трудолюбивого, усердного, ответственного работника.

кто-то аж в википедию закинул:
"Ка́юры — насмешливое прозвище населения по Вытегре (бывшая Олонецкая губерния, ныне Вологодская область), якобы «литовского» происхождения;
Каюр — личное имя"

и Юрий Иванович Каюров, наш кино-Ленин - из Череповца.
avatar
ЁЛУСЬ ПА ЁЛУСЬ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Меряния Merjamaa вепсы финно-угорский субстрат меряне суздаль владимир История Руси история марийцы Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область христианство капище Московия Владимиро-Суздальская Русь Белоозеро мордва мерянский мир Европа великороссы Вологодская область
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2126
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 705
Статистика