Четверг, 30.03.2017, 03:48 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Ноябрь » 4 » Сибирь мерянская. Мерянская топонимия Урала и Сибири
12:18
Сибирь мерянская. Мерянская топонимия Урала и Сибири

 
Меря и Сибирь? Казалось бы: что может быть общего?! Однако же, топонимический материал Урала и Сибири даёт мощный пласт названий жилых селений и водных объектов мерянского происхождения. Лексический материал сибирских говоров не так богат мерянскими словечками, как в говорах Верхневолжья и Русского Севера. Но, всё же, они встречаются. Антропологически присутствие потомков мери в Сибири так же выявляется. Вспомним, хотя бы, Михаила Евдокимова... Потомки мери шли в Сибирь вместе с потоком первых переселенцев и оставили по себе здесь память в названиях, говорах и облике сибирских "старожилов".
 

Михаил Евдокимов, уроженец Алтайского края
 
Одной из ярких вех освоения Сибири являются "кержаки" - староверы, жившие в конце 17 века на Керженце, - в нижегородском мерянско-марийском Заволжье. Именно эта область между Волгой, Унжей и Ветлугой в конце 12 – начале 13 века называлась Меровия. Здесь среди марийцев осели меряне - мигранты из Ростово-Суздальской и Костромской земель. Потомки мери с полным сочувствием приняли старообрядцев, разделив с ними их судьбу. Вблизи Семёнова на берегу Керженца расположена деревня Мериново, явное напоминание о проживавших здесь прямых потомках мери. На мериновском погосте завещали хоронить себя самые ярые староверы.

Старообрядцами были и жители Русского Севера. Выходцы отсюда в Сибири так же назывались "кержаками" - по своему духовному центру на Керженце. При этом, неоходимо помнить, что мерянская колонизация европейского Севера начиная с 10 века имела значительный размах и не уступала здесь потоку новгородской колонизации. К 17 веку в этнокультурном отношении можно говорить о меряно-чудско-новгородском симбиозе на Русском Севере.
 
В топомонимческом материале и гидронимии Сибири мерянского происхождения преобладают варианты названий, наиболее характерные для Русского Севера. К примеру: "СОГРА" - болотистая низина. Этот вариант более характерен для Севера, - для Архангельской, Вологодской и Вятской земель. На собственно мерянских землях, на Верхневолжье, чаще встречаются варианты "шохра", "шухра".

Географически пласт таких названий совпадает со старообрядческим "старожильским" потоком в Сибирь 2-й пол.17 - нач.18 вв. Влияние мерянского наследия в говорах и топонимии Урала и Сибири весьма велико. Сибиряки пронесли это наследие через столетия.

Мерянская топонимия Урала и Сибири - карта:

Кроме того, в районе севернее Барнаула выявляется повышенная концентрация названий мерянского происхождения. В названии Шелаболиха слышится классическая мерянская форма обозначения жилых селений - "-бол/-боль". Она почти не встречается на Русском Севере, но очень характерна для Верхневолжья.

Здесь можно предположить участие в наиболее раннем (1-й пол. 17 в.) потоке переселенцев в Сибирь и на Алтай ещё не обрусевших меря, предположительно - из костромских земель.

Ваганово - 1-я версия - от ваган - мужик, мужчина (яросл.диал.); 2-я версия - выходец с Ваги (река Вага в Архангельской обл.)
Валгино - светлое
Вараксино - от варакса - ласточка
Икса - заводь, залив
Кашкарагаиха - первая часть слова - кашкар - означает непролазные дебри, бурелом
Кокуй - видное место: пригорок; в тайге - безлесный участок
Кокшары, Кокшарово - от кокшар - сучковатая жердь
Кулига - расчищеный участок леса, починок в лесу
Максаковка - от максак - крот
Мереть - возможно, от "меря"(?), по смыслу - "мерянские": частица "-ть" может указывать на принадлежность основы-определения к.л. лицу или группе лиц
Мешково - возможно, смягчённая форма из "Мерьково"(?): топоним "Мешково" чаще всего встречается на Верхневолжье
Пайвино - от пайва - сума с лямкой через плечо
Панки - могилы предков
Рямово, Рямовская... - от рям - нетопкое болото заросшее чахлым редколесьем
Согра - болотистая низина; болото
Уват - ват - вода, "уват" - возможно, "заводь"(?)
Ухта - волок
Шабалино; Шебалино - 1-я версия - от "шаболки" - тряпки, шмотки; 2-я версия - от "шобола" - людная сходка, толпа; 3-я версия (перекликается со 2-й) - формант -бал- / -бол- по-мерянски означает "село", "селение", в этом случае - "людное селение"(?)...
Шелаболиха - от шел - жир (др.вариант - от шала левый: на левом берегу реки) + -бол / -боль - село, в этом случае - "зажиточное село"(?)
Шемякино - от позднемерянского прозвища Шемяка, - было популярно в 15-17 вв. (в память о последнем князе на Руси, выросшем в мерянской традиции - Дмитрии Юрьевиче галицком)
Шишигино - от шишига - леший; перен. "каверзный" (отсюда - рус.диал. "шишок" - лесовик, банник или домовой и жаргон. "шишка" - начальник)
Шишмарёво - от шишмарь - злой дух, "чертяга"
Шушково - от шушко - свист, свистеть
Юксеево - от юкса - ремешок - крепление на лыжах

 
Андрей Панин, уроженец Новосибирска
 

Юксеево, Пермский край


Юксеево на Енисее


Девчата из Юксеева, Красноярский край

Шелаболиха, Алтайский край
 

 

старообрядец с Алтая
 
Автор: Шом-толгай. Кохма.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2380 | Добавил: Шом-толгай | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 19
avatar
1
19
Правильнее сказать постмерянская. Но от этого смысл не меняется)
avatar
0
18
«Мерянская топонимия Урала и Сибири» - как говорится «Натягивание одеяла» или «Притягивание за уши». Я поставил-бы знак вопроса для желающих понять и больше знать.
avatar
1
17
Колонизация - многозначный термин. Для истории Нового времени Ваше представление о нём справедливо. Но вспомните древних греков. Тогда это было просто расселение на окраины разных стран с образованием отдельных анклавов.
 
В средние века волны народных переселений далеко не всегда шли "рука об руку" с политической экспансией. Люди искали лучшей доли, - вспомните расселение саксов в Чехии и Трансильвании. Это была мирная народная колонизация определённых областей (Судеты, Десятиградие) без смены политических систем "принимающих" стран.
 
Русский Север группы меря частично "колонизовали" (попросту - расселились) в качестве беженцев, уходивших от дани и культурного давления. Потому говорить о какой-то проблемности этой "колонизации" для местных ф.-у. этногрупп не приходится.
avatar
0
16
"В Вологодской и Тверской весь и чудь, В Архангельской чудь. Сосуществование сохранено
топонимикой. Среди вепсской и чудской существуют довольно крупные
анклавы мерянской.
"

Значит все равно финские племена и там жили.
Термин колонизация предполагает починение коренного населения пришлому. То
есть пришлые захватили территорию, обложили данью, сделали местную
власть вассальной своей.
Я думаю, что у нас недостаточно сведений о тех временах, чтобы уверенно говорить о такой схеме.

Переселение, перемешивание, брачные и военные союзы родов - это все возможно, тем более между родственными народами и языками.
Но это все таки не колонизация.
avatar
1
15
Благодарю автора, ибо теперь понял, откуда взялось такая местная (а, может, и повсеместная) идиома "ШОБЛА"... иногда со смачным непарламентским довеском в рифму)

Ну и за общее освещение вопроса спасибо, весьма интересно
avatar
1
14
В Вологодской и Тверской весь и чудь, В Архангельской чудь. Сосуществование сохранено топонимикой. Среди вепсской и чудской
существуют довольно крупные анклавы мерянской.
avatar
1
13
Колонизация предполагает сосуществование хотя бы на какое-то время пришлого населения и коренного.
Кто жил в Вологодской, Архангельской и Тверской землях на момент прихода мери?
avatar
3
12
А иначе откуда в тамошних местах воспетые тем же Евдокимовым бани. Они от
финноугров. В русских селениях южнее Москвы их до сих пор практически
нет.
avatar
3
11
Уж если ворошить прошлое, то стоит учесть тогдашнюю обстановку в Сибири. Кучум был узурпатором и нарушил договор. Итог - схватка с Ермаком и бегство.
 
Однако, ни татар, и угров из Сибири никто не выживал. Что же касается потомков мери и представителей других ф.-у. народов европейской части России, для них переселение в Сибирь и на Алтай действительно было благом, уходом от крепостнической системы и культурно-идеологического давления.
 
Кстати, территория Алтайского края (т.е. предгорный и степной Алтай) до нач. 17 века были заняты калмыками. К середине века они предприняли обширную экспансию, дойдя до низовий Волги. А предгорья Алтая покинули. Так что переселенцы из России приходили здесь на опустевшие земли. И ещё столетие переселений понадобилось, что бы закрыть эту пустоту.
 
Вот склоны Урала более интенсивно осваивались. Здесь действительно, нескольким родам манси пришлось потесниться...
avatar
0
10
Разве она описана как благо или не благо? Это просто констатация факта. В раннем средневековье мы имеем колонизацию мерей территорий нынешней
Вологодской, Архангельской областей и Тверских земель, для более
позднего времени Урала и Сибири.
avatar
0
9
в двух постах почуял тему мерянской экспансии как некоторого блага. а как же права прежде обитавших на данных землях народов?
avatar
2
8
Нефига, нет там коми фольклора. Юксеево Юксе мер. - мар.- Йӱксӧ - лебедь. Разве называли сказочными именами или из фолка, мифологии?!Ещё там есть Ирга - тоже имя.
avatar
2
7
Конечно же, не только меря в Сибирь подалась, но и потомки Двинской чуди, и пермяки, и мордва...
avatar
2
6
Юксеево - от имени богатыря Юкси. Его братья - Пукси (с.Пуксиб), Чадз (д. Чазёво), Бадз (д.Бачманово). Коми-пермяцкий фольклор.
avatar
2
5
это прекрасно, я считаю. Мне приятнее осознавать своё украино-русское (ф-у) происхождение с западной части России. И я всегда это чувствовал,
хоть и родился-вырос на Урале. Мне куда милее пейзажи Северные,
каменно-болотно-озёрные. Давеча вон в Выборге гулял по парку Монрепо.
Так как будто домой попал. Аж уходить не хотелось. Хотелось костёрчик
запалить на каком-нибудь из огромных замшелых валунов у озера.
avatar
1
4
Евгений, выходит так)
avatar
2
3
ну так а то! Надо знать свои bloody roots :)))) А так получается, что мои предки по матери с заволжья пришли на Урал вместе с колонизаторами.
Как интересно.
avatar
1
2
Евгений, вот видишь. Значит точно не зря твой интерес)
avatar
2
1
Всё, сложился наконец-то пасьянс. Я вспомнил тут, что мама у меня из кержацкого рода. И крестили её мелкую в "церкви кержаков".
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2265
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 829
Статистика
Яндекс.Метрика