Пятница, 28.07.2017, 20:07 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Май » 11 » Сказочный Емеля обрел «мерянскую родину»
11:01
Сказочный Емеля обрел «мерянскую родину»

Продолжающийся все последние годы в России рост внутреннего туризма подталкивает многие древние северные города к тому, чтобы искать свою изюминку, или, как теперь говорят, городской бренд. В некоторых случаях им становится сказочный герой. Наши соотечественники уже успели твердо заучить, что Великий Устюг - это резиденция Деда Мороза, а Кострома - родина Снегурочки. Постепенно выясняется «прописка» и более экзотических персонажей - Бабы-яги, Водяного, Снеговика... Недавно обрел свою «историческую родину» один из самых популярных великорусских народных героев - Емеля. Тот самый, что поймал волшебную щуку, катался на самоходной печи и очаровал царскую дочку.

Как оказалось, родом Емеля из древнего Галича Мерьского, ныне районного центра Костромской области. Галичанам несложно было доказать, что Емеля - их земляк. Именно в Галиче, а точнее - в деревне с мерянским именем Чёлсма, что в 2 км от города, в 1938 году велись съемки кинокартины «По щучьему веленью». Это был первый фильм знаменитого режиссера-сказочника Александра Роу. В основу сценария легли русские народные сказки «По щучьему веленью», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок». В этом фильме свою первую крупную кинороль (царя Гороха) сыграл Георгий Милляр - «заслуженная Баба-яга Советского Союза».

В Интернете можно найти немало занимательных подробностей о создании фильма «По щучьему веленью». В частности, любопытные материалы выкладывает на свой сайт районная газета «Галичские известия». Некоторым чёлсменцам (в том числе родственнику автора этих строк) посчастливилось участвовать в съемках массовых сцен, проходивших порой в тяжелых условиях. Рядовые колхозники, почти не знакомые с киноискусством, тем более - с процессом создания фильма, на всю жизнь сохранили яркие воспоминания об этом.

Сама Чёлсма (с населением около 600 человек) в отличие от Галича Мерьского не может похвастать ни сохранившейся историей, ни какими-либо особенными достопримечательностями. Но расположена она в живописных и древних местах. Ученики малочисленной чёлсменской школы активно занимаются краеведением и многое могут рассказать о своей малой родине.

Люди селились тут издавна. Археологи обнаружили в окрестностях Чёлсмы несколько древних финно-угорских селищ. Название деревне дала небольшая речка Чёлсма. По преданию, в те времена, когда Галич был сожжен татарами (1237 год), ехал по берегу реки татарский мурза, уронил в воду чалму - и слово «чалма» постепенно превратилось в название Чёлсма. Это конечно-же народная этимология вроде Я хрома (г. Яхрома), кинешь меня - г. Кинешма и тд. В действительности же это топоним финно-угорского (мерянского) происхождения происходящий от мерянского чол - сверкать, сиять и ма - гидроформант.

Почему Роу выбрал именно Чёлсму, сейчас сказать трудно. Но это, безусловно, было удачное решение. Съемки начались зимой, когда селение эффектно утопало в снегах. В ролях деревенских изб снялись... чёлсменские бани, расположенные на высоком берегу речки Чёлсмы. Увы, сейчас от большинства тех бань осталось одно воспоминание. Да и вообще чёлсменцы, и ныне живущие в деревянных одноэтажных домах, с некоторых пор предпочитают оборудовать «городские» ванные комнаты на месте ставших ненужными сеновалов и скотных дворов, ведь рогатый скот почти никто сейчас не держит.

В то, что именно в этих краях Емеля мог изловить свою «счастливую» щуку, охотно верится: Чёлсма расположилась неподалеку от красивейшего Галичского озера - самого крупного водоема Костромской области. Озеро всегда было богато щукой и другой рыбой, которая, по легенде, поставлялась даже к царскому столу. Рыбная слобода, жители которой занимались озерным ловом, существовала в Галиче Мерьском со средневековья. 

И вот теперь галичане ежегодно проводят развлекательно-туристические мероприятия, тематически связанные со сказкой про Емелю. Зимой устраивают фестиваль-конкурс народных зимних игр-забав «По щучьему веленью». Тут состязаются команды сельских поселений: и на столбоходах ходят, и в лопатобол играют, и с гор на заячьих шкурках катаются. Гостей кормят бесплатной ухой по старинным рецептам Рыбной слободы. Торгуют сувенирами и разными местными угощениями. В минувшем октябре прошло народное гулянье «Емелина уха», которое скоро должно войти в общероссийский календарь событийного туризма. В следующий раз «Емелину уху» обещают провести в августе 2017 года.

По большому счету все эти события рассчитаны, скорее, на местную публику - горожан, гостей из соседних райцентров, а также Костромы, находящейся в 120 километрах от Галича. Но почему бы туристу из Петербурга или Москвы, желающему совершить вояж по Костромской области, не внести в свой маршрут фестиваль «По щучьему веленью»? А попутно поездить по местным мерянским окрестностям, где можно найти немало интересного.

Например, уникальный лесной терем в Асташове, отреставрированный на частные средства и успевший стать заметной туристической достопримечательностью; небольшой зимний «Абабково-парк» с хорошо оборудованным склоном для катания на «ватрушках» и лыжах; племенной конный завод «Медведки», предлагающий верховые прогулки и экскурсии по конюшням. Совсем недалеко находится село Сусанино (бывшее Молвитино), в окрестностях которого совершил свой подвиг Иван Сусанин, уводя поляков от близлежащего (и тоже до сих пор существующего) Домнина - родовой вотчины бояр Шестовых, где жили юный царь Михаил Романов и его мать Ксения Ивановна Шестова.

Гостям на древней мерянской земле всегда рады.

http://spbvedomosti.ru
Анастасия Рудакова

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 794 | Добавил: merjanyn | Теги: Галич Мерьский, Асташово, финно-угры, великороссы, Чёлсма, меря, Емеля, Костромская область, Сказка, Александр Роу | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика