Понедельник, 15.10.2018, 12:08 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Апрель » 6 » В Угличе прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья»
13:39
В Угличе прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья»

В марте в выставочном зале Угличского кремля прошла фотовыставка «Культовые камни Угличского Верхневолжья». В ее экспозицию вошли более тридцати фотографий и рисунков с изображением культовых камней как известных, так и вновь выявленных полевыми экспедициями Угличского Государственного историко-архитектурного и художественного музея.



Издревле в народной традиции камень был объектом почитания. Особенно характерно это явление для Русского Севера. Культовыми камнями, как правило  становились необработанные валуны больших размеров. Священные камни, расположенные на берегах рек, озер, у родников, на дорогах, перекрестках вместе с природным окружением составляли единый обрядовый, сакральный комплекс. В местной среде возникали различные легенды, поверья, обычаи. Люди приходили к камням, молились, отдыхали, купались в водоёмах, развешивали ленточки, полотенца, одежду на стоящих рядом деревьях, пили воду из углублений камней, промывали больные участки тела. Чаще всего такие камни были включены всостав языческих мольбищ. 

Выставка представляла различные виды культовых камней, как известных, так и вновь выявленных полевыми экспедициями Угличского Государсвнного историко-архитектурного и художественного музея на территориях Угличского и прилегающих районов Ярославской области в 2009 - 2010 годах.

На выставке были показаны не только современные фотографии, но и редкие материалы 1930-60-ых годов, представляющие утраченные памятники.

Культовые камни сохранились до нас с незапамятных времен. Это  живые свидетели язычества наших предков. О культовых камнях  существуют различные легенды, поверья.  Как правило, ими становились валуны больших размеров и причудливых форм, которые располагались на берегах рек и озер, на лугах, у родников, на перекрестках и т.д.



Камни можно разделить на две большие группы: одна с изображениями и следами обработки (следовеки, чашечники, крестовики и другие) и другая, не имеющая изображений (цветные камни, камни-звери и т.д.). Так, очень интересен «Варварин» камень, который расположен в Угличском районе.

В.Ерохин открывает выставку

На нем видны отпечатки двух небольших ступней человека, по легенде оставленные девушкой Варварой, молившейся стоя на камне.  С нее упал нательный крест, но не утонул, а поплыл вверх по течению речки.


Среди экспонатов были и фото всем известного Синего камня, который расположен на берегу Плещеева озера, у Клещина городища, близ Переславля-Залесского. Эта известная с глубокой древности святыня местного мерянско-русского населения в настоящее время посещается иногородними паломниками и местным населением, которые оставляют здесь монеты, ленты и т.п.


Известный собиратель святых камней Верхней Волги, историк С.Чернецова общается с гостями выставки

Что касается рисунков, представленных на выставке, то на них изображены культовые камни, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Также в экспозиции были представлены очень интересные окаменелости различных геологических периодов из коллекции Ю.В.Курдюкова. На церемонии открытия фотовыставки «Культовые камни Угличского Верхневолжья» было отмечено, что работы по изучению культовых камней будут продолжаться и, конечно же, у участников экспедиции впереди много всего нового и интересного. И еще. Всего на территории Ярославской области находится  более 100 подобных памятников культуры, сорок из которых расположены в различных местах Угличского района.

По материалам Екатерины Зинченко.







Вдохновители и реализаторы проекта: В.Ерохин, Ю.Курдюков, В.Бородулин (Углич. Угличский музей), С.Чернецова (Ярославль. МОУ ДПО Городской центр развития образования), А.Альквист (Хельсинки. Финляндия. Хельсинский университет)
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 5100 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2464
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1007
Статистика
Яндекс.Метрика