Четверг, 21.11.2024, 09:41 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2021 » Август » 24 » "Спаси и Сохрани". 1988г. Мерянские места, Костромская область
12:48
"Спаси и Сохрани". 1988г. Мерянские места, Костромская область

Нашел потрясающий документальный фильм про свою родину, про погост Пенье Шачебольского стана - село Соболево Сусанинского района Костромской области, где стоит Никольский храм. Все так волшебно соединилось в нём: мой любимый Миклай-юмо, Соболево где похоронены мои крестьянские предки с бог-весть какого века, мой прадед Семен Васильевич Жадов, двоюродный прадед (по жене Семена Васильевича) Александр Александрович Ершов, развеян прах моей бабушки Алевтины Семеновны Жадовой и потрясающие кадры исчезнувшего мира северной деревни. Герой фильма настоятель прихода священник Ратьков Валентин Владимирович. Село окончательно вымерло в 1990ых годах, храм закрыт в 1990 годах, церковная утварь передана в восстанавливающийся храм в Сусанино. Интересный факт, на форуме Ярославского историко-родословного общества прочел что в советское время, когда в Сусанино были закрыты все храмы, люди из села и близлежащих деревень ходили на службы именно в Соболево.


Примерно 1938-39 год. Деревня Коплино, Головинского сельсовета, Молвитинского района Ярославской области (С 1944 года Сусанинский район Костромской области) Слева наверху моя бабушка Алевтина Семеновна Жадова, справа от неё моя прапрабабушка по линии матери. Мужчина на фото мой двоюродный прадед Александр Александрович Ершов (родной брат моей прабабушки Анны Александровны Жадовой  (Ершовой). Могилу Александра Александровича я нашел несколько лет назад на погосте Пенье.

Церковь построена в 1744 году местным помещиком С. Ф. Казаковым и прихожанами на месте обветшалой деревянной церкви, по-видимому XVI века, а может и конца XV. Интересный образец архаичной по декору постройки типа восьмерик на четверике с полукруглой апсидой и трапезной с северным приделом Андрея Первозванного. Трёхъярусная колокольня в стиле классицизма была пристроена к ней в 1-й пол. XIX в.

Интересна она и тем, что рядом с алтарной частью в XVII веке был похоронен стольник царя Алексея Михайловича Сумароков.

Древний дворянский род Сумароковых (по первой версии выходцы из Новгорода, по второй из Швеции. XIV век.), издавна связан с костромскими землями. Родоначальник Евис Суморок (Иуда Сумороков) имел 6 сыновей: Павла, Дмитрия, Матвея, Федора, Василия и Никиту. Один из его внуков Иван Дмитриевич Сумороков при Великом князе Василии III в 1511 году получил Жалованную грамоту на костромские земли и стал родоначальником костромской ветви рода Сумароковых.

У Ивана Дмитриевича, как и у его деда Иуды Суморокова, было 6 детей: Федор, Алексей, Михаил, Спиридон, Тимофей и Гаврило. Алексей Иванович Сумороков упоминается по Костроме в 1541 и 1551г. У него было 2 сына: Иван Большой и Иван Меньшой. Оба они остались верны костромской земле. Оба значатся как костромские помещики (есть упоминания о них в 1568 и 1629г.)

В шестом поколении на костромской земле осталось 7 потомков Иуды: дети Ивана Большого (Иов, Прокофий, Иван) и дети Ивана Меньшого (Алексей, Тимофей, Иван, Лаврентий).

С Алексеем Ивановичем Сумороковым сыном Ивана Меньшого связана история села Сумарокова. Его сын С.А.Сумароков (имя в источнике не уточняется) женился на дочери Саввы Шуваловича Жадовского, владельца старинного села Телякова (мерянский топоним) на реке Водыш. В 1646 г. часть села была отделена С.А.Сумарокову и с этих пор стало называться Ново-Сумароково что в Телякове. С.А.Сумароков назвал село Новым в отличие от существовавшего ранее села Сумарокова под Костромой.

С Сумароковым связана история моей семьи. Мой прадед Семен Яковлевич Жадов уроженец деревни Берниково которая располагается напротив села Сумароково через реку Водыш. Фамилия Жадов по-видимому типичная владельческая, "по барину", все крестьяне там были крепостыми.

Возвращаясь к погосту Пенье.

Пару лет назад, в один из приездов, лицезрел потрясающие по своей сохранности (храм не закрывался в советское время), своей деревенской наивности и выразительности, росписи. Под куполом храма с распростертыми руками и "пальцовкой" парит сам Ош Поро Кугу Юмо - Белый Добрый Большой Бог - Господь Саваофъ (смотрите фото в комментарии). Любопытен язык "пальцовки" Саваофа на росписи. Мало кто знает, что в христианской (греко-римской) иконографии с древности использовался язык жестов выработанный еще древнегреческими и римскими ораторами. Ораторы всходя на кафедру, приглашали слушателей к молчанию и вниманию, поднимая перстосложенную руку, и во время речи жестикулировали особым образом. Жест Саваофа на росписи характерен для начала речи, а также повествования.

Немного истории:

В XVII в. по административно-территориальному делению это село входило в Шачебольский стан Костромского уезда. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1654 г. упоминается как "прибывшая вновь" церковь "Николая чудотв. да Андрея Первозваннаго на Пение".

В 1638 г. "с церковныя земли Николы чуд. на Пенье села Домнина на крестьянине Олешке оброку 27 алтын".

В апреле 1647 г. "по выписке за пометою дьяка Ивана Кокошилова та церковная земля отдана из наддачи Спаса Новаго монастыря архимандриту Никону да келарю старцу Пафнотию Еропкину с братьею новой наддачи гривна и впредь тое земли без патриаршаго указу отдавать не велено, о доимке послана грамота на Кострому к десятильнику".

В 1654 г. "по новому дозору Алексея Копнина на той церковной земле поставлена церковь и обложена данью и впредь той церковной земли в оброчной книге не писать".

В 1695 г. - церковь "Николая чуд. да Андрея Первозваннаго на погосте Пенье" в Судиславльской десятине.

В июне 1722 г. "князя Михаила Михайловича Голицына деньщик Семен Федоров сын Казаков в Синод. Казен. приказ писал: "в вотчине моей в Судиславльской десятине церковь чуд. Николая, да в приделе св. ап. Андрея Первозв., что на Пенье, древянное строение старинное обетшала и престол Божий поколебался и служить в ней стало опасно, а без указа и без благословенной грамоты на новое строение церкви Божии лесу ронить и вновь построить не смею и прошу тое ветхую церковь Божию разобрать и лес ронить и тое церковь ... и придел ... на том же старом кладбище вновь построить".

В сентябре 1723 г. "стольник Иван Игнатьевич Сумароков в поданном в Синод. Казен. приказ прошении писал: "что церковь Николая чуд. да в приделе св. ап. Андрея Первозв., что на Пенье, построена и к освящению совсем изготовлена и просил оную новопостроенную церковь и придел освятить Галичскаго уезда Железно-Боровскаго монастыря игумену Иосафу и о том освящении послать к нему указ и антиминсы выдать".


Моя двоюродная прабабушка Любовь Александровна Ершова и ее дочь Валентина. деревня Коплино, Начало1950-ых годов.

В заключении хочется сказать про фильм.

Это фильм - печаль, фильм о Великом русском исходе... Фильм про наши места, наш северный говор, мерянские лица бабушек. Судьбы коренной Великороссии... Про Соболево, Жары, Коплино, Коростели, Хрипели, Деревеньки, Берниково, и сотни других костромских деревень тихо скончавшихся в XX веке... Еще до II Мировой войны в них было много народу, но все они медленно истощились и умерли. Надорвался наш народ став рабочим и солдатом. И такая судьба у всей великорусской деревни, не только у нас в Костромской области.

Андрей Мерянин. 2021.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1495 | Добавил: merjanyn | Теги: Шачебольский стан, меря, погост Пенье, Сусанинский район, великороссы, Костромская область, село Соболево, православие, русская деревня | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика