Понедельник, 22.01.2018, 08:57 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Январь » 16 » Спираль этнофутуризма
13:37
Спираль этнофутуризма

Течение этнофутуризма в искусстве, похоже, явление постоянное. Во всяком случае, неправомерно считать его чем-то новым применительно к финно-угорским и славянским памятникам Центральной России, так как (к счастью!) невозможно зафиксировать официальное прекращение традиции.

Безусловно, самым ярким проявлением этнофутуризма можно считать так называемый псевдо-русский стиль, знаменитый, в первую очередь, по таким архитектурным памятникам, как здания Исторического музея и Ярославского вокзала. К сожалению, наша архитектура не может активно использовать зооморфные или сложные орнаментальные элементы, в отличие, например, от готики, что делает ее весьма абстрактной. Действительно, даже такие ранние произведения этнофутуризма, как храм Василия Блаженного, мало информативны с точки зрения древней народной традиции.



В поисках более явных знаков стоит обратиться к не столь заметным малым формам, и тогда мы обнаружим, что успешные попытки сохранить свое видение мира были всегда. Только надо уметь их замечать.

Пожалуй, один из самых показательных примеров раннего этнофутуризма (обратите внимание, XVI век!) – так называемая Уточья башня… Троице-Сергиевой лавры. Ее венчает не шпиль, не крест, а традиционная мерянская уточка, фигурки которых сотнями находят в финно-угорских погребениях.



А если вернуться к псевдо-русскому стилю в конец XIX – начало XX века, то стоит обратить внимание не на каменные, а на деревянные формы, где многие архитекторы активно использовали сакральную символику мери и других финно-угорских народов.

В поисках источника вдохновения современным этнофутуристам даже необязательно выезжать в заповедные глухие места: в самом центре Москвы (Чистопрудный бульвар, дом 14, строение 3) можно и сегодня увидеть великолепное собрание зооморфных фигур – вариации на тему резьбы знаменитого Дмитриевского собора во Владимире.



Дата постройки дома – 1908-1909 гг., фигуры были выполнены художником С.И. Вашковым, который впоследствии сам жил в этом здании. Схожие по стилю, звери все же отличаются от древних изображений, но, несомненно, художник придерживался определенной иконографической программы: об этом свидетельствует, например, классическое Мировое Древо с ящером под корнями и птицами в ветвях.



Расположенные рядом утка и двуглавое животное (хотя и не конек) недвусмысленно намекают на финно-угорские зооморфные украшения. Некоторые фигуры дополнены магическими символами.



В заключение хочется пожелать внимательнее присматриваться к окружающей действительности: наши корни не мертвы, и наши Предки продолжают слать нам знаки через сотни и тысячи лет.

Автор: Илья Ильм http://ilya-ilm.livejournal.com
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2105 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
1
2
Спасибо на добром слове.
Про дом на Чистопрудном хочу добавить, что он расположен в пределах древнего Кучкова поля - самой первой Москвы. Случаен ли такой орнамент на доме именно в этом районе?
avatar
0
1
Илья как всегда прекрасный материал! Ждём новых.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2358
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 920
Статистика
Яндекс.Метрика