Усть-Шексна находится в 100 км северо-западнее Ярославля, в 300 км от Москвы и в 600 – от Санкт-Петербурга, там, где в Волгу впадает один из её крупнейших притоков – р. Шексна, напротив современного города Рыбинска.
Ещё в 1837 г. М. Гомилевский, автор «Описания города Рыбинска» писал: «Летописи не сообщают нам точных сведений … о времени появления Рыбинска … впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение … относится к правлению Ярослава Мудрого». Сейчас трудно сказать, что именно довелось застать и обнаружить современнику А.С. Пушкина, но современные археологи нашли «следы неизгладимые» в древней земле, их работы подтверждают мнение Гомилевского и позволяют представить себе забытый древнерусский город...
Как правило, если не известна точная дата, когда город был заложен, то "днем рождения” принимают дату первого упоминания в летописях. Именно под 1071 годом в "Повести временных лет” помещен рассказ о том, как во время большого неурожая и голода два мерянских волхва из Ярославля подняли восстание. Не смотря на то, что в летописи отсутствует упоминание названия Усть-Шексна, мы можем с уверенностью сказать, что речь идет именно о ней.
Известно что волхвы, как зачинщики бунта, были повешены Яном Вышатичем на дубах, в поселении, которое находилось в устье реки Шексны.
По итогам раскопок уже сейчас можно утверждать, что Усть-Шексна - это своеобразный мегаполис финских Верхне-Волжских земель, имевший первостепенный торговый и административный характер и явно не рядовую площадь. По последним исследованиям до 20 га. Для сравнения - площадь летописного города Ярославля того времени – 3 га. Усть-Шексна превосходила даже такие древние города как Углич, Ростов и Владимир. Об уникальности поселения говорят такие находки, как серебряные монеты-динарии западноевропейского государства Фристляндия, имевшие хождение еще до первого крестового похода, арабские дирхемы IX века, оружие и многое другое. Это говорит о том, что город имел обширные торговые связи с ведущими государствами того времени.
В XI-XIII веках бурно развивающийся город на торговом пути Волга-Шексна-Балтика представлял собой крупный торгово-ремесленный центр; более того, это был второй по площади город после мерянского Ростова.
Многорядная усадебно-дворовая застройка с деревянными «тротуарами» и частоколами обеспечивала жильём несколько тысяч горожан. Впечатляют находки древнерусских кирпичей и напольных керамических плиток.
Рыбный, пушной промыслы, сельское хозяйство были подсобными занятиями жителей. Основной доход давали металлургическое, кузнечное, ювелирное, гончарное и косторезное производства, обслуживающие «международную» торговлю.
Торговля в городской экономике играла важнейшую роль. Наглядным примером являются находки серебряных монет: арабских дирхемов IX-X вв., западноевропейских денариев XI-XII вв., русских монет XIV-XV вв. Монеты принимались по весу, о чём свидетельствуют усеченно-сферические гирьки. Найдены десятки торговых пломб – свинцовых пластинок со следами шнура и знаками владельцев. Среди них есть и трезубцы – знаки Рюриковичей. О развитой торговле свидетельствуют и элементы «портовых» сооружений, а о её размахе позволяют судить находки изделий далёкого импорта: от передней и центральной Азии до Скандинавии и Западной Европы.
Свидетельством зажиточности населения являются предметы с эмалью, позолотой, Византийская мелкая пластика, скандинавские серебряные привески, клад серебра, Киевские кресты-складни, сердоликовые сирийские бусы, многочисленные «импортные» браслеты, перстни и другие украшения.
Помимо этого, необычайно высокий уровень металлургии, качество многочисленных ножей, найденных в ходе раскопок на территории памятника, вызывают удивление даже у современных специалистов в области изготовления и обработки металлов. 60% всех металлических орудий изготовлены по сложной технологии, неким "бутербродом”. Сердцевина которого - хорунжая сталь (булат), с обоих боков облепленная более мягким металлом (аналог Ст. 50). При пользовании таким ножом режущая кромка самозатачивается. Столь высокий уровень обработки металлов редко встречается на территории даже Руси, к примеру, в Киеве, по подобной технологии изготовлялось едва ли 20% всех металлических орудий.
Уникальность поселения Усть-Шексна подтверждается с каждым новым сезоном, с каждой новой находкой.
О богатстве жителей говорят и многочисленные хитрой конструкции замки и ключи. Но самый крепкий замок не мог помочь при нападении врагов – для этого требовались надёжные воины. Об их профессионализме мы можем судить по находкам оружия (боевые топоры: секиры и чеканы, сулицы, копья, кистени, бронебойные стрелы, «чеснок») и доспехов (обнаружены фрагменты кольчуги и пластинчатого доспеха). О коннице свидетельствуют стремена, шпоры, удила, конские шипы. Впрочем, в 1238 году Батый оказался сильнее…
Прекращение активной торговли в результате татаро-монгольского нашествия в сочетании с эпидемиями чумы 1352-1364гг. предопределило постепенный упадок города. Повышение в XIV в. уровня воды в бассейне Волги, также внесло свою лепту, утраченной оказалась северная, а в XV в. – и центральная части города.
Но Усть-Шексна не угасла: московские источники XV-н.XVI вв. описывают его как волостной административный центр с таможенными и промысловыми функциями.
Лишь острая политическая борьба в Московии и возникновение своеобразной «оффшорной зоны» – Рыбной слободы – привели к «переносу» древнего центра, жители которого на протяжении 2-3 поколений перебрались на правый берег Волги. Культурный слой к.XVI-XVII вв. на памятнике Усть-Шексна отсутствует, в то время как на правом берегу Волги самые ранние слои (XVI в.) сразу фиксируются на весьма значительной территории: св. 10 га.
Постепенный процесс «переноса» подтверждают и письменные источники: до XVI в. встречаются лишь упоминания Усть-Шексны, в первой половине XVI в. наблюдается как раздельное, так и совместное бытование топонимов, а с 1572 г. упоминается лишь Рыбная слобода, за которой указами московских князей были закреплены рыбные ловли и таможенные функции. Аналогичная судьба оказалась у г. Романов и Борисоглебской слободы (ныне г.Тутаев). Так средневековый город Усть-Шексна на рубеже XV-XVI вв. явился первопричиной и «катализатором» появления Рыбной слободы (современного Рыбинска), перенявшей функции и поглотившей население древнего центра с 500-летней историей.
Нам думается, что престиж страны - это не только рост экономики, спортивные победы, но в первую очередь бережное отношение к наследию предков. Его изучение, сохранение и грамотное использование имеют большое научное значение. Расширенные археологические изыскания в землях европейского Севера и Северо-Востока со временем позволят не только разрешить ряд спорных вопросов этнической истории русского народа (Откуда есть пошли русские?), но и на современном уровне взглянуть на средневековую историю Великого Новгорода, и Московии, лучше понять и оценить значение всего этого региона в истории России.