Воскресенье, 26.03.2017, 06:17 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Декабрь » 3 » В.В. Бейлекчи О финно-угорских топонимах в Муромском Поочье
18:49
В.В. Бейлекчи О финно-угорских топонимах в Муромском Поочье

 
Финно-угорская топонимика Муромского Поочья изучена слабо. Предшествующие исследователи проблемы неуверенно определяли географические границы Муромского края и неполностью использовали фонд источников. Автор уточняет границы Муромского края и выделяет на его левобережье 33 гидронима и ойконима несомненно финно-угорского происхождения. Особенности этих топонимов свидетельствуют о том, что у летописного племени мурома (VI - XI вв.) был свой язык, который отличался от языков соседних финно-угорских этносов. Вывод автора подтверждает сведения вводной части "Повести временных лет". Согласно данным археологии и судя по отсутствию в левобережье Муромского края характерных древних мерянских, мордовских и марийских топонимов, эта территория была заселена только муромой.

Тема топонимики Муромского края в разное время привлекала внимание А.И.Попова, В.Н.Мартьянова и Д.Т.Надькина, А.Альквист, Н.В.Морохина, В.С.Кулешова1.

В статье А.И.Попова "Топонимика древних мерянских и муромских областей" была дана общая характеристика топонимической ситуации в Костромской, Ярославской, Московской, Владимирской областях и выделен слой названий финно-угорского происхождения, однако собственно муромская территория не рассматривалась . Задачи статьи В.Н.Мартьянова и Д.Т.Надькина "Об этнической принадлежности населения рязанского и муромского Поочья I тыс. н. э." были полностью отражены ее названием; авторы на основе анализа лингвистических, этнографических и археологических источников убедительно представили генетическое родство раннесредневекового населения рассмотренных территорий и мордвыэрзи, выделив на Средней и Нижней Оке финно-угорские гидроформанты "-ур" и "-лей/-ляй" (последний - возможно балтского корня) в правобережье Оки . Поволжские исследования А.Альквист (г. Хельсинки) органически включали анализ топонимии, а вопрос происхождения этнонима "мурома" и урбонима "Муром", на мой взгляд, был освещен ею исчерпывающе.
 


 
В книге Н.В.Морохина "Нижегородский топонимический словарь", широко раскрывшей финно-угорский пласт топонимии правобережья Нижней Оки, были приведены несколько ойконимов в Вачском и Навашинском районах Нижегородской обл., потенциально происходящих из языка муромы . В статье "О происхождении этнонима мурома и о топонимах муромской округи" В.С.Кулешов на фоне общих сомнений в финно-угорском происхождении археологической культуры и этнонима летописной муромы пришел к выводу об отсутствии в Муромском Поочье достоверно финно-угорских топонимов .

Всем этим исследованиям были присущи одни и те же "узкие" места: неуверенное определение границ территории Муромского края и использование неполного фонда источников.

Естественные географические границы Муромского края - основной территории обитания летописной муромы в VI - XI вв. - определены по археологическим и письменным источникам . Имеет смысл еще раз их описать.
 

С западной стороны Муромский край ограничивается Окско-Цнинским валом. С север-ной стороны граница края в левобережье р. Ока проходит по краю Нижнеокской низины. С южной стороны левобережье ограничено прибрежными Дмитриевыми горами. С восточной стороны в правобережье Оки граница с севера проходит от линии г.Павлово по краю лесов, а в южной части продолжается по краю Окско- Цнинской низины.

Следует отметить, что не все исследователи согласны с моим мнением о сплошном характере заселения муромой нижнеокских земель в описанных пределах. Так, А.Е.Леонтьев, выделивший отдельные освоенные местности в границах "мерянской земли", высказал предположение об аналогичной ситуации в системе расселения муромы, что получило дальнейшее развитие в его работах8. К этой точке зрения необходимо вернуться позже.

Фронтальный анализ топонимов Муромского края привел меня к выводам об отсутствии на данной территории двусоставных названий с формантами "-бал", "-бол" и "-кол" мерянского происхождения, а также топонимов с эрзянским формантом "-лей" в муромском левобережье Оки9.
 

В этом свете весьма интересен следующий ряд ойконимов, которые Н.В.Морохин отнес к муромских, указывая их финно-угорское, в целом, происхождение и руководствуясь локализацией в правобережье муромского Поочья.

-    Валтово и Валтырево, деревни - патронимы от мордовского языческого женского имени Валтава; либо связаны с муромским корнем, аналог которого есть в марийском ("валташ") и эрзянском ("валтамс") - "спускаться"10.

-   Вареж, село - патроним от финно-угорского (муромского?) имени Вараш, имеющего аналогии в марийской и мордовской оно- мастике ;

-  Вастрома, деревня - возможно муром-ское происхождение от корня, сходного с эрзянским "вастомс" - "встретить" 12;

-  Жайск, поселок - патроним от финно- угорского (муромского?) языческого имени Ашай/Ошай ;

-    Нершево, село - от финно-угорского (муромского?) корня "нер/нерь" - "нос, клюв, рыло" или патроним от мордовского мужского языческого имени Нарус(ш) ;

-    Салавирь, деревня - от эрзянских слов "салай" - "похищение, кража" (также возможна финно-угорская основа "сола/сала" - "поселе-ние" - В.Б.) и "вирь" - "лес"; вероятно муромское происхождение .
 

Для топонимического исследования края заманчивым представляется использование впечатляющих по объему мордовского и марийского языческих ономастических сводов, а также толкование топонимов из современных языков поволжских финнов. И все же, данная методика, примененная Н.В.Морохиным к материалам Нижегородской области, на территории левобережья Муромского края может быть использована только специалистами.
 

Пользуясь разработками Н.В.Морохина, В.Н.Мартьянова и Д.Т.Надькина, А.Альквист, можно выделить на левобережье Муромского края, в пределах и ближайшей округе Муромского, Селивановского и Меленковского районов Владимирской области, а также в северной зоне Касимовского района Рязанской области ряд гидронимов и ойконимов, финно-угорское происхождение которых максимально вероятно.
 
Топонимы с финно-угорскими гидро-формантами. Гидроформанты "-га/-да" :

-    Выжга, река ;17
-    Левенда, деревня ;
-    Шилтыга, местность в г. Меленки . Гидроформант "-еж" :
-    Вареж, деревня (возможно патроним от муромского (?) мужского языческого имени
     Вараш) .

Гидроформант "-ра" (небольшая речка) :22

-    Мотра, река . Гидроформанты "-са/-ша/-жа" (неболь¬шая речка) :
-    Верхоунжа, деревня ;
-    Виша, река и озеро (возможно происхождение от корня "вис" - "низина с источником")
     ;26
-    Ксегжа, река ; 28
-    Марса, ручей ;
-    Синжаны, деревня (возможно происхождение от корня "сен" - "заливная ложбина") ;
-    Унжа, река ;
-    Чуликса, деревня .Гидроформант "-ур", характерный для Средней и Нижней Оки :32
-    Санчур, ручей и село (возможно происхождение от корня "сан" - "высокое место" и
     основы "шор/шур" - "река") ;
-    Чаур, деревня . Гидроформант "-ух"35:
-    Тетрух, река36;
-    Вондух, река . 37
 


На этот гидроформант во Владимирской области обратил внимание А.И.Попов, сблизивший его с финно-угорским "речным" суффиксом "-юг(а)" и посчитавший его результатом русской передачи гидронимов 38. Интересно, что достаточно ранний Кочкинский могильник муромы (кон. VII - нач. VIII вв.) находится на р. Лух в Ивановской области, значительно севернее Муромского края 39.
 
Топонимы с финно-угорскими топоформантами. Топоформант "-ма" - "земля, территория" :40

-    Морозима, река41.
 
Топоформант "-та"42:

-    Поташ Старый и Новый, деревни (воз-можно происхождение от корня "по/пу/бу" -
     "вода, река, озеро")43.
 
Топоформант "-ус", характерный для Средней Оки44:

-    Индрус, река45;
-    Пьянгус, деревня46;
-    Урюсево, деревня (возможно происхо-ждение от корня "ур" - "возвышенность, речка
     текущая с возвышенности ) ;47
-    Чармус, река48.
 

Топонимы, происходящие от финно-угорских основ и корней.

-    Амосово, деревня (возможно происхождение от корня "мос" -источник ) ;49
-    Важель, река (возможно происхождение от основы "важ" - "корень, исток" и корня "ела"
-    "лесная речка") ;
-    Вареха, ручей (возможно происхождение от корня "ех" - "русло реки, ложбина") ;
-    Выкуши, деревня (возможно происхождение от корней "выкса" - "поток, течение,
     протока" или "векса" - "река, вытекающая из озера") ;
-    Икшево, деревня (возможно происхождение от "икше" - "холодная вода") ;
-    Моцкое Большое и Малое, озера (возможно происхождение от корня "мос" - "источник")
-    Сала Большая, деревня (возможно происхождение от "сола/сала" - "поселение") ;
-    Сенька, ручей (возможно происхождение от корня "сен" - "заливная ложбина") ;
-    Тумовка, бывшая деревня (возможно происхождение от "тумо" - "дуб") ;
-    Урваново, озеро и село (возможно происхождение от "урёв" - "место слияния двух
     речек, ручьев") ;
-    Чернуха, река (возможно происхождение от корней "чер" - "капля" и "нук/нух/нюк"
-    "овраг, ложбина") .

Не находят пока параллелей гидронимы с формантом "-на" - Ушна, Илевна, Райна .
 

Приведенный ряд топонимов финно-угорского происхождения достаточно представителен: вместе с местными названиями, созвучными корням и основам из языков мордвы (претендующими на отдельное исследование), он составляет около трети гидронимов и приблизительно шестую часть ойконимов очень скромной по размерам территории левобережья Муромского края.

Показательно, что рассмотренные топонимы микрорегиона не выявляют тенденцию тяготения к какому-либо из ныне существующих языков поволжских финнов, а, скорее, относятся к общему финно-угорскому наследию. Это может быть свидетельством древности и самобытности их происхождения, то есть реальной лингвистической дифференциации древней муромы.

Таким образом, косвенно подтверждается сообщение вводной части "Повести временных лет": ".А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык"61.
 

Очень небольшая площадь левобережных земель Муромского края, а также отсутствие крупных мордовских или марийских анклавов в среде славянского и уже славянизированного населения, появившегося на этой территории в сердневековье и ассимилировавшего мурому, позволяют говорить о полной ее освоенности муромой в VI - X вв., невзирая на относительную сегодняшнюю неполноту археологических источников. Не вызывает со-мнений прибрежный тип раселения здесь муромы, характерный хозяйственно-культурному типу с экстенсивным землепользованием и определяющий широкий охват прилегающих угодий.

Все это, наряду с общепризнанным доминированием на данной территории в VI - X вв. археологической культуры муромы, позволяет не согласиться с мнением А.Е.Леонтьева об отдельных освоенных местностях Муромского края.

Собственно говоря, даже в правобережных могильниках муромы (на территории Нижегородской области) индикаторы влияния проживавшей неподалеку мордвы прослеживаются только в единичных случаях.

Мнение же В.С.Кулешова об отсутствии в Муромском Поочье финно-угорского топонимического наследия, при всем уважении к автору, представляется по меньшей мере слабо аргументированным.
 

Ссылки:

1 Попов А.И. Топонимика древних мерянских и муромских областей // Географическая среда и географические названия. Сборник статей. - Л.: 1974; Мартьянов В.Н., Надькин Д. Т. Об этнической принадлежности населения Рязанского и Муромского Поочья I тыс. н.э. // Археологи¬ческие памятники мордвы I тысячелетия н.э. Сборник статей. - Саранск: 1979; Альквист А. Инструкция и во¬просник по сбору материалов для исследования финно- угорского субстрата Средней России (Ростовский и Пере- славский районы Ярославской области). - Хельсинки: 1996; Она же. От Мурома до муураме: происхождение этнонима мурома // Уваровские чтения - III. Материалы конференции. - Муром: 2001; Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. - Н. Новгород: 1997; Кулешов В. С. О происхождении этнонима мурома и о топонимах муромской округи // Уваровские чтения - V. Материалы конференции. - Муром: 2003.
2 Альквист А. Инструкция и вопросник...; Она же. От Мурома до муураме...
3 Морохин Н.В. Указ. соч.
4 Кулешов В. С. Указ. соч.
5 Нижегородская область... Карта 34; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 70.
6 Нижегородская область... Карта 33; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 89.
7 Бейлекчи В.В., Родин В.В. Муромский край и племя мурома // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. - Н. Новгород: 2004. - С. 39 - 42, рис. 2; Бей¬лекчи В.В. Древности летописной муромы (погребальный обряд и поселения). Учебное пособие. - М.-Муром: 2005. - С. 10, 11.
8 Леонтьев А.Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. - М.: 1996. - С. 292.
9 Бейлекчи В.В., Родин В.В. Указ. соч. - С. 42, 43; Бейлекчи В.В. Указ. соч. - С. 11.
10 Нижегородская область. Топографическая карта. Масштаб 1:200000. 439 ЦЭВКФ, 2000. Карты 33, 42; Морохин Н.В. Указ. соч. С. 69.
11 Епанчин АА. Топонимика Мурома и его окрестностей. - Муром: 2001. - С. 19.
12 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 151.
13 Владимирская область. Карта 22; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 151.
14 Владимирская область. Карта 22; Рябова В.А., Серков А.П.,
15 Бейлекчи В.В. Указ. соч. - С. 61.
16 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 57, 72 и др. Владимирская область. Карта 27.
17 Владимирская область. Карта 29.
18 Владимирская область. Карта 26; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 174.
19 Владимирская область. Карты 27, 29.
21 Владимирская область. Карта 29; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 170, 206.
22 Владимирская область... Карта 29.
23 Владимирская область. Карты 20, 21; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 79, 108, 128.
24 Владимирская область. Карты 26, 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 170.
25 Владимирская область. Карта 29; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 79; Альквист А. Инструкция и вопросник... - С. 29.
26 Владимирская область. Карта 26; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 210.
27 Владимирская область. Карта 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 178.
28 Владимирская область. Карты 26, 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 174.
29 Владимирская область. Карта 28; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 184, 189.
30 Владимирская область. Карта 28; Альквист А. Инструкция и вопросник. - С. 29.
31 Владимирская область. Карты 26, 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 140, 144, 198
32 Владимирская область. Карты 20 - 22, 27, 28.
35 ПоповА.И. Указ. соч. - С. 20.
36 Владимирская область... Карты 20, 21.
37 Там же. Карта 21.
38 ПоповА.И. Указ. соч. - С. 20.
39 Ерофеева Е.Н., Травкин П.Н., Уткин А.В. Кочкинский грунтовый могильник // Этногенез и этническая история марийцев. Сборник статей. - Йошкар-Ола: 1988. - С. 99.
40 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 69, 107.
41 Владимирская область. Карты 21, 22.
42 Морохин, 1997. Указ. соч. - С. 88, 89.
43 Владимирская область. Карта 22; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 97, 98.
44 Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 184.
45 Владимирская область... Карта 22.
46 Там же. Карта 26.
47 Владимирская область. Карта 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 192.
48 Владимирская область. Карта 26.
49 Владимирская область. Карта 27; Морохин Н.В. Указ. соч. - С. 62, 136.

Источник: Известия Самарского научного центра Российской АН. Т. 10, №4, 2008
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2457 | Добавил: merja | Теги: Ока, мурома, финно-угры, топонимика, муром, гидронимия, меря | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 7
avatar
0
7
Что касается "славян"-вятичей, то у этого автора есть любопытное замечание:
"Осевшие около муромы вятичи жили мирно со своими соседями. Летопись не знает ни
одного случая столкновения между финнскими аборигенами и славянскими
пришельцами: те и другие начали быстро смешиваться и селились в крае
чересполосно. Тесному сближению много способствовало то обстоятельство,
что оба племени коснели в язычестве; трудно сказать, кто из них больше
предан язычеству, а по культуре мурома стояла, пожалуй выше вятичей,
если основываться на хорографических данных: ей хорошо было известно
литейное мастерство."

"Болезни глаз (и муромцы и вятичи) они лечили в особых колодцах, имевших, по их верованию, чудодейственную силу, причем
бросали в колодцы серебряные монееты, в виде жертвы. Они развешивали
над дуплами разных деревьев платки и полотенца, которым поклонялись,
принося при этом коней в жертву своим богам; вместе с покойником они
зарывали в могилу особые плетения из ремней, приспособленные для лазанья
по деревьям; наконец, справляли по умершим своеобразные тризны,
сопровождающиеся битвами и драками, а также царапаньем лица, в знак
глубокой горести о покойнике. Придерживались муромцы и мусульманских
верований, называя " скверного Моамефа" своим пророком."
avatar
0
6
Я по теме хочу сослаться на СККузнецова - ученого-этнографа конца
XIX-начала ХХвв Казанского университета. Я пишу из книги, потому не
обессудьте за скудость инфы.

"Если левый берег Оки поражает нас обилием хорографических названий, которые с большой легкостью
объясняются из черемисского языка, отличаясь при том ззначительным
однообразием в лингвистическом отношении, то правая сторона Оки
представляет нам несколько наслоений хорографических названий, начиная с
названий чисто мерянского характера, продолжая названиями мордовскими,
древнерусскими и кончая татарскими; последние относятся к более новому
времени, именно ко времени Василия Темного, который водворил царевича
Кайсыма с его ордой на берега Оки, в г.Касимове и ближайших к нему
окрестностях.

В названиях рек замечается то же самое соотношение; в то время как левые притоки Оки большей частью звучат по-мерянски, притоки
правой стороны в значительной степени обнаруживают элемент мордовский и
отчасти татарский...."

Далее идут разборы в Гороховском, Муромском, Меленковском, Судогдском уездах. И заканчивается:
"Обзор всех этих групп хорографических названий дает возможность сделать
следующий вывод относительно муромской земли. Цепь названий чисто
мерянского характера, тянувшихся вверх по Оке, доводит нас до поселений
вятичей: в то же время, исследуя муромские пределы, мы не наталкиваемся
на какие-либо резкие различия в языке мери и муромы; это позволяет нам
заключать, что язык муромы был только поднаречием языка
широко=разбросанной мери; и все особенности этого поднаречия или говора
сводятся лишь к незначительным фонетичеким уклонениям."
avatar
0
5
Сергей,
полукальки характерны для зоны прибалтийско-финской топонимии.
Кандалакша из двух имён - типичная поздняя народная этимология. Кстати,
русские прозвища (славянские или тюркские по этимологии) откладывались в
топонимии ничуть не реже, чем крещёные имена.
avatar
0
4
Многие названия могут быть калькой оригинальных названий. Например, в Карелии таких названий прорва. Карельское название PIENI LAKSI (малый залив) превратился в ПЕНЬГУБУ с объяснением, что там было много пней, VOIJARVI (от саамского) в МАСЛОЗЕРО, хотя ничего общего не имеет с маслом, КАНДАЛАКША - от якобы имён первых славян, поселившихся здесь - КАНДА и ЛАКША, хотя это карельское название KANTALAKSI - залив в глубине). А названия от имён собственных вообще ничего не доказывают, они могут не иметь ничего общего со славянами в силу христанизации/оправославливания местных жителей, получивших т.н. русские (а по сути - греческие и римские) имена. Так что ситуация не так однозначна.
avatar
1
3
С Амосово, Чернухой, Урваново, Сенькой действительно все зыбко. 

По балтской топонимии Среднего Поочья есть публикации?
avatar
0
2
***Мнение же В.С.Кулешова об отсутствии в Муромском Поочье финно-угорского топонимического наследия, при всем уважении к автору, представляется по меньшей мере слабо аргументированным***

И что теперь, записывать всё что под руку попало в финно-угорские топонимы? Морозима, Урюсево, Поташ, Амосово, Сенька, Урваново, Чернуха - финно-угорские? У автора все дома? Это ещё простительно финнам или венграм, но если русский язык для автора не иностранный... Зачем браться за статьи по топонимии, если не понимаешь элементарных вещей, например того, что названия деревень (Урусово, Амосово, Урваново) обычно образуются от фамилий первопоселенцев. Не говорю уж о том, что корни топонимов на -ус - почти исключительно балтские.
avatar
-1
1
Муромский археолог В.В. Бейлекчи - финно-угорская топонимика Муромского Поочья изучена слабо.
RE
Конечно. Если бы страна называлась ФИНУГРОСС, то её наверняка изучили бы давным-давно и поставили бы все точки на всеми "i". Официально роль финно-угров в "процессе сотворения" ведь не признана. Никто не говорит уже о творении, пусть хотя бы в СОтворении признали smile
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2263
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 827
Статистика
Яндекс.Метрика