Пятница, 28.04.2017, 11:28 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Июль » 26 » Василий Шукшин и странные люди Мордыша
07:41
Василий Шукшин и странные люди Мордыша

Через 45 лет после выходы на экраны фильма Василия Шукшина «Странные люди» на окраине села Мордыш Суздальского района Владимирской области появилась небольшая насыпь и памятный знак. Надпись на знаке рассказывает, что съемки картины происходили в этом населенном пункте. 

Говорят, Шукшин в поисках подходящего антуража для своей третьей режиссерской работы объехал немало мест Владимирской области. И в конце концов, увидав эти несравненные просторы над Нерлью, бескрайние луга, живописные косогоры со старыми баньками, деревенскими домишками и колокольнями решил, что лучшего места чем деревня с мерянским названием Мордыш (название можно перевести с современного марийского как "земляничное место") ему не найти.

Владимирские края для Шукшина вообще не были чужими. В 1948 году трест Союзпроммеханизация перевел его с калужского турбинного завода на владимирский тракторный завод. Василий Шукшин трудился на ВТЗ полгода слесарем-такелажником, жил в общежитии в поселке Молодежный в районе улицы Асаткина. С владимирского тракторного завода Шукшин ушел в армию и вернулся на Владимирщину только спустя 20 лет, чтобы поселить в ней героев своих рассказов и запечатлеть их на кинопленку.

Фильм «Странные люди» состоит из трех новелл: «Братка», «Роковой выстрел» и «Думы». Лента посвящена жизни простых советских колхозников 60-х годов 20 века. Главные персонажи новелл - любимые шукшинские чудаковатые, «странные люди»: Васька, поехавший из деревни к брату в Крым, охотник Бронислав, рассказывающий туристам про покушение на Гитлера и про председателя колхоза Матвея Ивановича, которого мучают воспоминания и «думы».

Судя по кадрам фильма, большая часть деревенских сцен новеллы «Братка» снято в Мордыше, а «Дум» - в соседнем селе Порецком. Большинство очевидцев съемок в Мордыше уже умерли. На открытии памятного камня вспоминали о Шукшине и его работе те, кому в далеком 1969 году было лет 18-20.

Одна из жительниц села, Людмила Александровна, рассказала, что в Мордыше снимали сцену помывки в банях, а также эпизод, когда «чудик» Васька уезжает на грузовике в Крым. В этом фрагменте, на котором запечатлен несуществующий уже старый деревянный мост через Нерль, стоявший в Мордыше напротив церкви, Людмила Александровна снялась и сама. Она грузит на грузовик сумки и влезает на его борт. «Прислали потом 3 рубля. Но, не в деньгах дело. Мы счастливы, что снимались у Шукшина», - вспоминает женщина.

Просматривая кадры фильма «Странные люди», Людмила Александровна узнает не только себя, но и односельчан. «Старуха, идущая вдоль бань и ругающая молодежь - это баба Таня, бабушка моего мужа. Малыш, идущий по полю в самом начале и конце фильма - это Василий Кузнецов, он взрослый сейчас, он жив», - перечисляет Людмила Александровна.

Рассказала женщина про шукшинские хитрости. Например, про то, как съемочная группа «делала дождь» с помощью поливальной машины. Про то, как записывали на магнитофон дядю ее мужа, живущего в Мордыше, хорошо певшего и игравшего на гармони. По воле Шукшина его голосом запел гармонист из новеллы «Думы», гуляющий ночью по Порецкому и мешающий председателю Матвею Ильичу спать.

Другая «артистка» из Мордыша - 72-летняя Валентина Постнова - играла не только у Шукшина, но в других картинах, снимавшихся в Суздале, в частности в «Царе» Павла Лунгина. У Василия Шукшина Валентина Постнова принимала участие в съемках эпизода с деревенскими банями. «Баба Валя», тогда молодая женщина, носила воду с Нерли и поддавала ее на каменку, чтобы операторы могли снять дым, валящий из труб бани. 

Валентина Постнова может показать еще сохранившуюся с тех пор баню и дом Клавдии Куликовой на «Сахалине» (так называется один из районов Мордыша), где иногда ночевал Шукшин, а также дом, где была гримерная. Еще баба Валя рассказывает, как Шукшин собирал деревенских и просил их петь старинные песни.

«Плохого не сказала бы про него. Он был с нами очень обходительный. Песни с нами пел, заставлял нас старинные песни петь. Любил старинные песни. Вечером я после дойки пойду на «Сахалин» - в ту часть села, через овраг, через церковь, пойду песни петь», - говорит Постнова.

По словам очевидцев, в Мордыше снимали Нерль, женщин, полоскающих белье в ней, повозку с лошадью, взбирающуюся на косогор и другие эпизоды. Хорошо помнят аборигены актера Сергея Никоненко, игравшего в Мордыше «чудика» Ваську из новеллы «Братка». 

Идею увековечить в камне факт попадания Мордыша в кино подал житель села Геннадий Иванович Чуркин, бывший депутат Госудумы от Владимирской области трех созывов, бывший региональный лидер «Аграрной партии России», а также его жена, шукшиновед Вера Петровна. 

Год назад, к семейству Чуркиных в Мордыш приехал спикер Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселев. После его подключения к вопросу увековечивания памяти о Шукшине нашлись спонсоры в лице «ведущих строительных компаний». Был изготовлен памятный знак, на котором написали: «Здесь, на берегу реки Нерль, Василий Макарович Шукшин в 1969 году снимал фильм «Странные люди». 

Открытие монумента приурочили ко 85-летия писателя и режиссера. Площадку у основания монумента украсили ветками калины. На торжество пришли жители села - стар и мал, приехали известные владимирские писатели, общественники, а также дочь Василия Шукшина Ольга. О том, что она появится на свет, Шукшин узнал именно в Мордыше, снимая кино «Странные люди». 

Выступая перед пришедшими, Ольга Шукшина рассказала, что отец ее был не очень доволен этой своей работой: «Есть у него в рабочих записях несколько замечаний к самому себе. Но мы то зрители понимаем, какое это чудо. Попадаешь в абсолютный рай, где люди жили честно, справедливо. Каких потрясающих актеров родил Шукшин! Это эпоха, которую мы сейчас не наблюдаем. Эпоха у нас сейчас — какое-то перепутье, и страдает от этого наше молодое поколение.

Шукшин был привержен традиционным ценностям. Он воспевал крестьянство. В этом такая божественная тишина, которой нам сейчас в нашем хаосе не хватает. Такая благодать присутствует в нашей деревне. Шукшин - по-своему пророк. Он предсказывал многие трагедии, которые накроют деревню. Самая страшная - это гибель деревни. Но у Шукшина всегда оптимизм в конце. Вспомните, в «Думах» разговор о смерти, но самый последний кадр - родившийся младенец. У Шукшина всегда так - смерть непременно перерастает в жизнь». 

В память о Шукшине, рядом с памятным знаком, Ольга Шукшина и Владимир Киселев посадили два куста калины.

Автор: Дмитрий Артюх
Источник: http://zebratv.ru/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 980 | Добавил: merjanyn | Теги: Залесская земля, суздаль, деревня, Мордыш, меря, история, Шукшин, Нерль, Владимиро-Суздальская земля, Залесье | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 4
avatar
1
4
посмотрел... третья новелла довольно-таки глубока. санаев в тоске великорусской видит скорый конец деревни...  и вдруг переносится через 12 лет в другой фильм "белые росы" в этот самый конец и говорит солнцу спасибо. как-то это нереально поэтически подлинно. плюс ещё прошло 35 лет. деревня уж думаю не умерла, видоизменилась. жизнь видать такая...
avatar
0
3
сегодня же посмотрю
avatar
2
2
Я признаться тоже. Так что есть повод взять суздальского и посидеть вечером)
avatar
2
1
Не смотрел... чудовищное личное упущение.  weep

Зато сразу на ум пришла параллель - "Когда деревья были большими".
Река Шерна, тот же оператор, в кадре есть Шукшин... 
А  деревня, что удивительно, совсем рядом с Москвой - Мамонтово под Ногинском.
cool
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика