Суббота, 27.08.2016, 19:46 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Апрель » 18 » Верхнеокская меря и страна вятичей
09:26
Верхнеокская меря и страна вятичей


Анализ хорографических названий Муромского края нечувствительно увлекает нас в пределы Тульской, Орловской и Калужской губ., следуя вверх по течению р. Оки; таким образом, мало-помалу неприметно добираемся мы до земли вятичей. Вятичи были славяне; они и близкие их сородичи — радимичи последними из славян прибыли в пределы нынешней средней России. В то время как поляне, древляне и другие славянские племена, по давности событий, совершенно уже утратили предания о своем переселении, радимичи и вятичи не только помнили во времена летописца Нестора свою родину на западе, но и называли ещё имена тех родоначальников, которые привели их на новые места.



«Бяста бо два брата в лесах: Радим, а другий Вятко; и пришедше седоста, Радим на Сьжю, прозвашася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи» (Лейбов., стр. 9).

Страна, куда прибыли вятичи с берегов Балтийского моря, как убедительно доказывает это проф. Браун, в то время представляла совершенно дикий край, изобиловавший громадными пространствами дремучих лесов, память о которых до сих пор живет в народных воспоминаниях и песнях, воспевающих знаменитые «Брынские леса» (Брынь — с. Жиздринского у. Калужской губ.) и в многочисленных названиях городов, сел и деревень Калужской и Тульской губ., выражающих понятие о лесе: Боровск, Чернь, Норки, Борятино, Боровенка, Боровна, Подпорки, Дубенки, Дубно, Сосновка, Раменье и т.д. Глухие дебри и многоводные реки во всех направлениях прорезывали этот край; в юго-западной его части протянулись на большое пространство моховые и торфяные болота и дрягвы (трясины). Участков, удобных для земледелия, свободных от леса, т.е. полей, очевидно, было мало, хотя эта холмистая равнина (часть Алаунской возвышенности) на большом протяжении отличается хлебородной почвой, а ю-в её половина принадлежит уже к черноземной полосе. Недостаток в полях с избытком возмещался обилием разнородной дичи и рыбы. Охота не только давала средства к существованию, как и в Рязанской стороне, но также давала возможность вести деятельную торговлю пушным товаром.


Вятичи не были первыми обитателями верхней Оки; они застали край уже занятым неславянским населением: по берегам Оки и её правых притоков уже сидели тогда финны. Следы долговременного пребывания здесь финских племен сохранились в многочисленных названиях рек, озер, селений и урочищ. В этих чуждых русскому языку названиях отчетливо различаются две обширные группы: мордовская и мерянская; сверх того, имеется группа названий, которая не поддается пока никаким усилиям объяснить её происхождение.


Женский оберег. Окская меря. X-XIII вв.

Но прежде отметим те названия, которые стоят совершенно особняком, объясняясь с финно-угорских языков, напр., реки:

Прошва (от porot — доброта + uve река) — Добрая река.
Болва (от boll — отмель, перешеек + uve) — Река, богатая перешейками, отмелями.
Некисва (от нюкыс — равнина, долина + ва — речка, вода) — Равнинная река.
Нигва (от нюк — кривой + ва) — Кривая речка.
Росва (от рос — метла + ва) — Метла-речка.
Прочие реки иногда удовлетворительно объясняются из черемисского языка, напр.:
Нара (от нарэ — близко, близкий) — Ближняя.
Людема (от людам — боюсь) — Трусиха.

Оставляя для приложения чисто эрзянский элемент в хорографических названиях Калужской губ., остановимся на мерянских.

Рч. Мериновка и с. Мериново (Малояр. у.) легко объясняются от  мари —  мерянин; рч. Мерловка (Медынск. у.) происходит от прилаг. марле — мерянский, с. Меренищи (Козельск, у.) и дер. Меренищева (Перем. у.) — от мерянг — заяц, дер. Мертвель (Жиздр. у.) — от мари + ту ведь — меря по ту сторону, а Мерконичи — от мари + кончемо (подзорное место) — Мерянский глядень.


Вид на Оку с Петровского финно-угорского городища. Алексин.

Не исчерпывая всего богатства хорографической номенклатуры, остановимся на некоторых селениях:

Ерденево Малояр. 1836 (от ер — озеро + дэне — при, у) — Приозерное.
Кондрово Мед. 2025 (от кандра — веревка) — Веревкино. Межмерово Мед. 2151 (от меж — мех, овчина + мари) — Овчинная меря, Шубниково.
Рч. Серена Козельск, у. (от шерам — ворошу сено) — Ворошиловка.
Курнашево Коз. 1105 (от курнуж — ястреб) — Ястребове Болдыреве Коз. 1218 (от пулдыр — куропатка) — Куропат-кино.
Паком Коз. 1300 (от пакма — неходкий конь, одер) — Одёр.
Немерски Мещовск. у. 2593 (от немэр — каша) — Кашин.
Маломахова Боровск, у. 557 (от малам — отдыхаю + ак — частица для обозначения места) — Место отдыха.
Чибыши Мосал. 3584 (причаст. наст, чибыио от чибэм — щелкаю пальцами) — Щелкуны.
Шуи Мосальск. у. 3295 (от шуй — тихий, медленный) — Тихов.
Сулихова Мое. 3136 (от сулык — грех) — Грехова.
Перекша Мое. 3014 (от перке — прибыль) — Прибылая, Изобильная.
Спас Перекша Мое. ibid. — Спас Прибылой.
Полошево Лихв. у. 1597 (от полшэм - помогаю)
Полошкова, -ово Козел. 1333 и 1096 — Помогаево
Жеремино Лихв. 1438 (от шерам — расчесываю, ворошу сено) - Чесалово, Ворошилово.
Рч. и селение Мышига Тарусск. у. 4024 (от мукш — пчела + ига — рой) — Рой-река.
Пилякина Мое. 3237 (от пиляк — подарок, пожалование) — Жалованная.

По поводу названия Меренищи заметим, что по строению своему оно соответствует словам: городище, монастырище, селище, дворище и обозначает покинутое место поселения, нежилое, запустелое. Урочище Меренище известно близ с. Колчина, Жиздринского у., где имеется много курганов, в которых, при распашке земли, находили человеческие кости, золу, уголь и древнее оружие.

Поднимаясь вверх по Оке, из Калужской губ. в Тульскую, мы находим здесь длинный ряд селений с мерянскими названиями: 

Втири Одоевск. 2241 (от вин — пять + ур — белка) — Пятибелкино.
Елашкино Черн. 3870 (от йолаш - штаны) — Штанниково.
Ерино Черн. 3613 (от ер — озеро) — Озерное.
Есюково Кашир. 2265 (от ексюк — лесной дух, леший) — Лешаково.
Ишково Черн. 3602 (от ишкы — клин) — Клин.
Карачево Епиф. 1633, Одоев. 3501 (от карыч — коростель, дергач) — Коростелево, Дергачево.
Кинеево Алекс. 599 (от киня — конопель) — Коноплево.
Кишина Епиф. 1643 (от киш — смола) — Смольная.
Киндяково Кашир. 2364 (от киндэ — хлеб) — Хлебникове
Кокурина Одоев. 3343 и 3367 (от кок — два + ур — белка) — Двубелкина.
Кубашево Богор. 783 (от куба+сы — старушечий) — Стару-хино.
Кугушевские выселки Ефрем. 1926 (от кугуш — большак) — Большаковские выс.
Кудашевка Алексин. 721  (от кудашам - раздеваюсь)
Кудашево Епиф. 1674 и 1688 # - Раздеваевка, Раздеваево.
Кудиново Чернск. 3570 (род. над. от кудо — изба, шалаш) — Избянское.
Куракино Богор. 814. \ (от корак - ворон) - Вороново, Куракинские выселки I Вороновские выселки. Богор. 825, Епиф. 2178.
Кураково Тульск. 361, Белевск. 1091.
Курмышки Веневск. 1433 (от курмыж — горсть) — Горсточки.
Куруловка Тульск. 13 и 227 (от куралам — пашу) — Пахотная.
Кутуково Кашир. 2267 (от кутук — длинный) — Длинное. Лабадино Тульск. 152 (от лебедам — покрываю) — Покрышкино.
Лаврино Алекс. 444 (от лавра — грязь) — Грязево.
Ледово Кашир. 2248, 2257, 2392, 2593  (от лудо, лодо - ловушка, самолов на зверя и птицу) — Самоловное, Ловушка.
Лёдовские выселки Кашир. 2248
Лидинка Богор. 941, 955 Лид Кашир. 2254
Мелынъ Новое. 3032 (от мел — узор на платье, вышивка) — Узорная.
Мерлиновка Алекс. 60811 (от мар(и) + ле — мерянский) —  Мерянская, ое.
Мизиневка Крапив. 2864 (от музы — рябчик) — Рябчикова.
Мордез Венев. 1511, Кашир. 2496 (от мардэж — ветер) — Ветряк.
Мызовка Тульск. 142, Епиф. 1800. См. выше Мизеневка. Немерино Кашир. 2493 (от немэр — книа) — Кашино.
Пурлово Кашир. 2587 (от пурлам — откусываю) — Кусакино.
Рыдомо Алекс. 637, а м.б. и Рыдань Венев. 1496 (от рудэм — развязываю) — Розвязи.
Сасова,-во Тульск. 105. Венев. 1535 (от саси — воробей) — Воробьево.
Сандари Епиф. 1743 (от сундырь — палати, или от мокш. сандыр — хрящ) — Палати, Хрящи.
Сомолково больш. Бел. 1154, — малое Бел. 1155 (от сомыл — труд, работа) — Работное.
Сотино Алекс. 504 (от сот — свет) — Светлово.
Субочево Новосил. 3021 (от шобочо — платок) — Платково.
Табола или Таболо. Епиф. 1657, 1658, 1659, 1664, 1834 (от тоболэм — защищаю) — Защита.
Тормино Тул. 90 (от тырма — борона) — Боронилово.
Темрянь Бил. 1086. (от тумер - дубник) - Дубенск,
Тимерево Тул. 249. I Дубно.
Толша Кашир. 2261 (прич. от толэм — разбойничаю) — Разбойная.
Талызино Венев. 1355 (от талеж — быстрый) - Быстрово.
Трасна Крапив. 2804, Новое. 3036, 3270; Черн. 3772; Трас-ая, Новое. 3216 (от тра — божья коровка, прилаг. трасы) — Божья коровка.
Ухтомка Епиф. 1836 (от уктэмо — водопой) — Водопойная.
Шебачеево Кашир. 2313 (от шобычо — платок) — Платково.
Шимуриха Алекс. 598 (от шеме, шимо — черный + ур — белка) — Чернобелкино.
Шондрово Крапив. 2848 (от шун, шон — глина + дур — кран, сторона) — Глинище.

Мордовсвкий элемент в географических названиях Тульской губ. заметен также в значительной степени.
Азаровка Алекс. 528, 571. Одоев. 3494 (от эрз. азар — злой) — Злыдня.
Алайково Одоев. 3277 (от эрз. аляй — старший деверь) — Деверево.
Алонино Алекс. 589 (от эрз. алонь — нижний) — Нижнее.
Арана Белев. 1199 (от мокш. аран — изменяться, превращаться) — Изменчивая.
Вашаны Тул. 59 (от эрз. ваше., мокш. вашена — жеребёнок) — Жеребята.


Финская ажурная застежка с утиными лапками. Литьё по восковой модели. Бронза. 3 в.н. э. Калужская область.
 
Велеговши Алекс. 488 (от эрз. вельга — верхушка, покрышка) — Покрышки.
Велъмино Епиф. 1603 (от эрз. вельмамс — выздоравливаю) — Здравино.
Венев, у. г. и Веневка 1332, Венев-монастырь Тул. 208 (от эрз. венэмс — выпрямляться, вытягиваться) — Прямиков.
Вергино Епиф. 1878, Одоев. 3434 и 3504 (от эрз. вергедэмс — светиться) — Светлове
Донок Новосил. 3115, Донок Улъянинский Новое. 3116, Донская Епиф. 1747 (от эрз. дон — ручное устье) — Устье.
Елагина, — то Ефрем. 2021, Новое. 3176, Одоев. 3454. Чернск. 3873 (от эрз.-мокш. ялга — товарищ, друг) — Другова.
Иншинка Тульск. 357, — нижняя Тул. 332, — верхняя Тул. 333, — на Упе 346; Иншино Алекс. 754 и 565 (от эрз. инже — гость) — Гостевка, Гостево.
Калгановка Новое. 2958 (едва ли от калган — врачебный корень, скорее от эрз. колган — череп, голова или мокш. калга —    кострика) — Череповка, Костричная.
Кашира у. г., древн. Кошира (от эрз.-мокш. кошаромс — принуждаю, настаиваю) — Подневольная.
Касимово Одоев. 3375, — во малое Одоев. 3376 (от мокш. касыма — родина, эрз. касомс — произрастаю) — Родное.
Козъяково Кашир. 2549 (от эрз. коз — кашель) — Кашлюново.
Кондуки Епиф. 1567 (от эрз. кандыка — деревянная чашечка) — Чашки.
Корманье Бел. 1095 (от эрз. карман — начинать) — Начальное.
Кочаки Крапив. 2784 (от эрз. кочомс — клюю) — Клюево .
Кундусово Кашир. 2354 (от эрз. кундамс — ловлю, охочусь)— Ловцово.
Куркино Ефрем. 217.) (от ара. курка — аист, индюк) -  Индюково.
Кутьма Крапив. 2703 (от эрз. кутямс — щекочу) — Щекотуха.
Ламоново Бел. 1103, Бел. 1420, Кашир. 2602; — верхнее Алекс. 497, — нижнее Алекс. 495 (от эрз. .ламо — многочисленный, людный) — Людное.
Одоев у. г. (от эрз. од, мокш. оду — молодой, новый) — Новый.
Понарина, -ино Крапив. 2794, Новое. ЗОН (от понар — рубашка) — Рубахина.
Птанъ Ефрем. 2219, 2233, 2234; - верхняя 2221, 2224, 2240; —    нижняя 2218; — Страховых 2223 (от эрз. путан, мокш. пытан —    сажать, садить) — Садилова.
Пургасовка Богор. 1050 (от собст. имени Пургас, происходящего от мокш. пурган — брызгать) — Брызгаловка.
Саласовка Богор. 778, -ские выселки Богор. 779 (от эрз.-мокш. саламс — ворую) — Воровская.
Саломатовка Епиф. 1656 (от эрз. саламо, мокш. солома — воровство) — Воровская.
Селюма Тул. 57 (от эрз. сельме — глаз, лучше от сель (краткая форма) + ума — полевой участок, пай) — Круглая полянка.
Сизенево Одоев. 3519, Черн. 3665 (от эрз. сиземс — уставать) —    Усталое.
Синдеево Чернск. 3619 (от эрз. синдэме — ломаю) — Ломаево, Ломово.
Соломасово Алекс. 462, Крапив. 2792 (или от эрз. саламс — ворую или от соламс дроблюсь, тощаю) — Ворово, Дробное.
Суры Крапив. 2928; Новое. 3199, — верхние Крапив. 2899, — нижние 2900 (от эрз. сур — палец или мокш. сура — просо, или черем. сура — замок) — Пальцы, Просяное; Замок.
Таратухина Бел. 1125 (от мокш. тарат, эрз. тарада — росток, сучек, ветка) — Сучкова, Ветка.
Тула, г. г. (едва ли от чер. и морд, тул — огонь, костёр, а скорее от эрз. туло — клин, кол, мокш. тула — втулка) — Клин.
Чегодаевские дворики Тул. 409 (от эрз. чукадомс — стучать, толкать) — Толкачёвские дворики.

Не следует думать, что приведённый перечень исчерпывает весь материал, относящийся к мерянским хорографическим названиям в пределах Калужской и Тульской гг. В высшей степени любопытно, что р. Турея, на которой стоит г. Мещовск, в древности называлась Мерея. В книге Большого Чертежа мы читаем: «А в речку Серену пала речка Мерея, а на Мерее стоит Мещовск».

Самый г. Мещовск в древних грамотах называется Мезческ, Мещоск, Мезецк, а это название можно объяснять уже из мерянского языка (меж + чи = меховщик, шубник).
Результаты археологических раскопок в пределах Калужской г., как и следовало ожидать, вполне подтвердили данные географической номенклатуры. Местным исследователем старины Н.И. Булычёвым за последнее десятилетие предприняты были в Мещовском и Мосальском уу. систематические раскопки, причём оказалось, что добытые им предметы по своему типу весьма близки к тем, какие были найдены гр. Уваровым и другими археологами в центре мерянских поселений Ростовско-Суздальской области. Я остановлюсь потом подробнее на этом вопросе.


Подвеска Голяди. Точная копия медной подвески с селища Болобоново, р. Изверь.

Меряне не были единственными обитателями того края, где водворились вятичи: в пределах нынешней Калужской г. и частью в Московской в ту же эпоху обитал по р.  Оке балтский народ голядь. «В лето 6566 (1058) победи Изяслав. голяди» (Лейбов., стр. 136—137), говорит Начальная летопись.

«В лето 6655 (1147), -  рассказывает Ипатьевская летопись, - яко Святославу приела Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди голядь, верх Поротве, и тако ополонишася дружина Святославля».


Вятичско-голядское городище Подборки. Калужская область.

Ипатьевская летопись определяет местопребывание голяди в половине XII в. верховьями р. Протвы; возможно, что к этому времени территория, занятая голядью, действительно ограничивалась только указанною областью, но первоначально голядь могла занимать более обширную территорию, включая низовья р. Протвы и область по течению р. Угры и по р. Уне; последняя звучит совершенно по-литовски. В Мещовском у., в углу, образуемом впадением р. Угры в Оку, память о голяди живет до сих пор; так, возле дер. Чертовой указывают гору, на которой, по преданию, в стародавние времена жил разбойник Голяга, иначе Голяда, обладавший непомерною силой. Возле деревень Свинуховой и Сабельниковой также указывают две горы — Улитову и Мордасову, где жили два разбойника, братья Голяги, перекидывавшие друг другу топор на расстоянии тридцати верст.


Голодское бронзовое украшение, найденное в марте 2007 г. близ неизвестного археологам городища Покров р. Угра. Калужская область.

Соседство с голядью легко объясняет тот факт, что в языке мерян и их потомков черемис оказались балтские слова, перешедшие и в некоторые другие финские наречия, напр., в эрзянское. К сожалению, я должен был оставить совершенно в стороне литовский элемент в хорографических названиях, за неимением под руками надлежащих пособий. Теснимые вятичами, меря и голядь постепенно ассимилировались с ними; но при этом о сильном культурном воздействии вятичей едва ли может идти речь.


Камень Чашечник в мегалитическом комплексе Чертово Городище. Калужская область

Слияние этих трёх элементов создало тот своеобразный букет языческих обрядов и суеверий, который замечается среди теперешнего населения Орловской, Калужской и Тульской губ. и несет на себе явные следы финского влияния. Особенно характерно выразилось это в удержавшемся до сих пор почитании святых камней. На пространстве между верховьями Десны и Дона рассыпано громадное количество эрратических валунов, занесенных сюда с севера в отдаленную ледниковую эпоху.


Конь Камень. Тульская область/ Автор фото Максим http://travel-story.ru/

Некоторые из этих камней носят название животных: «конь-камень», «баран-камень»; другие имеют своеобразное прозвище — баш и башиха, как будто напоминающее мордовское слово паз или пас = «бог»; но у мордвы подобные священные камни, обыкновенно обнесенные особою загородкой, носят название кардас—сярко. Окрестное население почитает их, как священные предметы, а предания говорят о том, что в старину на этих камнях приносились жертвы. В с. Баниеве, Одоевскаго у., крестьяне до сих пор приносят своим башам-камням жертвы деньгами, шерстью, шерстяными нитками, пищею и одеждой; земля, взятая из-под этих камней, предохраняет скот от падежа, а людей — от порчи колдунов; осколки от камней исцеляют от зубной боли. На поклонение башам приходили не только местные обыватели, но также жители отдаленных деревень, особенно женщины. В параллель к этому можно сказать, что у потомков мери-черемис почитание камней сохранилось до сих пор; равным образом процветает оно у мордвы и вотяков, в наиболее глухих местностях.

Летопись ни слова не говорит нам о том, каким образом состоялось занятие вятичами новых земель но даже предания не сохранили воспоминаний о каких-нибудь кровопролитных столкновениях.

Установить для той поры какие-либо границы в этом краю между муромско-мерянскими поселениями и вятичами на 3. и С.З., равно отграничить эту территорию от эрзянских поселений на В., нет решительно никакой возможности; разбросанность мерянских названий, их изолированность в некоторых случаях указывают только на одно, что границы эти постоянно перемещались, и всегда в ущерб финскому населению.

Финский элемент всего упорнее и дольше держался, по-видимому, в С. части Жиздринского у. и в у. Мещовском, т.е. в области верхнего течения pp. Брыни, Рёсы и Серены. Эта именно та область, где некогда простирались дремучие Брынские и Серёнские леса; в пределах этой области мерянские хорографические названия особенно часты, а среди местных крестьян до сих пор уцелело много поверий, обрядов и обычаев, носящих финскую окраску. Надо думать, что в глуши этих вековых дремучих дубрав мерянское население долго ещё сохраняло свой язык и свои племенные особенности, и утратило их уже после того, как в этом краю возникли самостоятельные княжеские уделы.


Вятичское городище Ждамирво. Калужская область.

Утверждение киевской княжеской власти в Калужских пределах произошло не ранее 1081—1082 г., когда Владимир Мономах, севши на Черниговском великокняжеском престоле, совершил на вятичей два зимних похода: «на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих первую зиму». Этот Ходота был туземный князь вятичей, а г. Кордну можно, пожалуй, видеть в с. Корна, Мосальскаго у.; мерянское название этого селения (корт — дорога) указывает на то, что город этот был занят смешанным населением мерян и вятичей. После победы Владимира Мономаха вятичи уже не пытались возвратить себе самостоятельность; с этого же времени начинаются попытки обращения их в христианство.


Владимир идёт в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Здесь, как и в центре мерянских поселений — в Ростовской области и   Муроме, христианство встретило сильный отпор со стороны вятичей и мерян. Из «Послания» епископа Владимирского Симона к черноризцу Поликарпу мы узнаем, что проповедником христианства у вятичей был пр. Кукша. Странное имя это звучит по-черемисски: в черемисском языке есть два слова: кокша — имеющий голову, покрытую коростами, шелудивый, золотушный, плешивый и кукшо — сухой, увечный (напр, кукшо кидан — сухорукий). И действительно Кукша обыкновенно изображается плешивым старцем, с весьма слабыми остатками волос у основания черепа. «Послание» не указывает, откуда пришел Кукша в Киево-Печерскую лавру; можно только догадываться, что он был родом из Ростовской области или из Мурома, где христианская проповедь имела место значительно раньше.

Хотя Кукша совершил много чудес и вел, по-видимому, свою проповедь довольно успешно,  язычники ожесточились против него и предали лютой смерти проповедника и его ученика Никона. Событие это случилось к концу первой половины XII в. Память о мученической смерти Кукши живет до сих пор в пределах Калужской г., а народное предание указывает даже самое место, где был убит пр. Кукша - это берег р. Серены, возле с. Серёнска, в Мещовском у.

C.К. Кузнецов. Действительный член Общества археологии, истории и этнографии Императорского Казанского университета. "Русская историческая география" 1910.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 6134 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.7/6
Всего комментариев: 25
avatar
2
25
Вот пара цитат русского классика истории:

В.О. Ключевский, профессор Московского университета и Московской Духовной Академии, приемник С.М. Соловьева на кафедре русской истории Московского университета, писал ("Исторические портреты", Москва, 1990 год, стр. 41):

"...Великорусское племя... было делом новых разнообразных влияний... притом в краю, который лежал вне старой коренной Руси и в ХII в. был более инородческим, чем русским краем... Финские племена водворялись среди лесов и болот центральной и северной России еще в то время, когда здесь не заметно никаких следов присутствия славян".

"...Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты... именно, скулистость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большой вероятностью ставят на счет финского влияния".

Это еще до советского политического славянофильства...

avatar
0
24
Неплохо сказано biggrin
avatar
0
23
Ничего не меняется)))) Как-то в одной из методичек для самарских студентов-историков позабавила фраза: "история совокупность исторической информации, отображенная в виде заметной доли истины и большого запаса знаний". Серьезно biggrin
avatar
1
22
Сергей, с какого славянского языка Кукша - "храм"?
avatar
1
21
Советский историк-марксист Михаил Покровский говорил, что «история это политика, опрокинутая в прошлое.
avatar
2
20
Существует легенда про первопредка - Вятко. И все.

Но давайте не будем забывать, что племенной союз Вятичей состоял из славянских, балтских и более чем вероятно финских родов.

Наверху Илья Ильм привел замечательную выдержку из "Поездки в центральную Россию для собирания этнографических коллекций" Н.М. Могилянского -
"а на первую очередь были поставленны губернии Тульская и Орловская" Выводы автора об орнаментах и деталях одежды, в частности, сороках: "Собранные мною коллекции внимательно осматривал покойный В.В. Стасов, причем постоянно повторял одну и ту же фразу: “все это финнское”.

А ведь Орловская и Тульская области традиционно считается местом расселения вятичей...

avatar
0
19
нормальная статья про вятичей из википедии, ссылок там полно.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B8

avatar
0
18
На сломе бессознательного выделяется аццкое количество энергии, так что бурление будет нарастать) и это хорошо.
avatar
3
17
Вновь дадим слово профессионалам:

"Когда я впервые увидела краниологические серии, то есть коллекции черепов вятичей, мне сразу бросилось в глаза, что они в сущности не отличаются от финно-угорского населения, скажем, из древнемордовских могильников. По антропологическим признакам — это одно и то же население. И все-таки это уже славяне. Потому что их погребальный обряд, их женские украшения, которые в основном и являются для ученых этническими определителями, — вятичские, а не финно-угорские".

То есть Травкин фактически повторяет то, что писала Алексеева: произошла смена культуры, но не народа.

"Антропологически они (вятичи) очень похожи на мордву-эрзю, относящуюся к финно-угорской группе народов"

Кстати, есть адекватное объяснение, почему кривичи и вятичи названы так, а не иначе? Только про Вятко и некоего кривого писать не надо, сие предположено от безысходности

avatar
4
16
Конечно зря на Уварова "поклеп наводят". Граф сделал свою работу четко. В эпоху славянофильства Уваров просто обязан был объявить могильники "древнеславянскими", однако нет, написал честно - мерянские. Если угодно, фактически Уваров объявил официальную точку зрения - не забудем, раскопки начались с подачи министра МВД Льва Алексеевича Перовского, человека весьма серьезного...А так, Уваров выполнил свой долг на пять - "Грандиозные раскопки 1851-1854 гг. в Суздальской области БУДУТ ДОЛГО ОПЛАКИВАТЬСЯ НАУКОЮ и служить грозным предостережением для всех любителей МАССОВЫХ РАСКОПОК... Тем горестнее УТРАТА ВЛАДИМИРСКИХ КУРГАНОВ, что они представляют собою ЕДИНСТВЕННЫЙ материал для решения вопроса, какое именно русское племя легло в основу великоруссов... ПОТЕРЯ ЭТИХ КУРГАНОВ НЕ ВОЗНАГРАДИМА НИЧЕМ"
avatar
0
15
Кукша, по-эрзянски - "лысый". Вы иногда думайте, что пишите:
"языческое имя Кукша, что значит «храм», «молитвенный дом"
avatar
2
14
Замечательное наблюдение. Да, избавление от комплексов потребует большой работы над собой. Но мы же стараемся помочь wink
avatar
4
13
Весьма ценно. Спасибо.

Кстати на этой теме неплохо исследовать наше русское бессознательное.
Оно особенно хорошо выявляется на финно-уграх, которым славянофилы отказывают быть равными себе.
Татары еще осознаются как равные, но "всякая мордва" - никогда... )))

avatar
5
12
Да, давайте обратимся к серьезным исследованиям. Посмотрим, например, материалы по этнографии России. Под редакцией Ф.К. Волкова. Том 1. Издание этнографического отдела Русского музея императора Александра III, СПб, 1910 г.
Н.М. Могилянский. "Поездка в центральную Россию для собирания этнографических коллекций"
"а на первую очередь были поставленны губернии Тульская и Орловская"
Выводы автора об орнаментах и деталях одежды, в частности, сороках:
"Собранные мною коллекции внимательно осматривал покойный В.В. Стасов, причем постоянно повторял одну и ту же фразу: “все это финнское”, а вот здесь или там “видно восточное влияние”.
Еще по теме очень интересен следующий труд:
Вятичи Орловской губернии. П.И.Якобий. СПб 1907
В сети найдете без труда.
avatar
0
11
Ну, все же нельзя отрицать серьезные исследования, насчет провинциальных музеев согласен. Там приколов много сам видел. А вот то, что многие данные археологических исследований не укладываются в историческую картину, которую пытаются сейчас построить "ревизионисты" как правило непрофессионалы, будь то славяне или ф.у. , это очевидно.
avatar
2
10
Безусловно у археологов 19 века были ошибки, но они были честнее советских.

"Славянская колонизация" территорий исконной России во многом миф. В своё время деятели Института археологии АН СССР, претворяли в жизнь установку коммунистической партии о «славянах – наших предках», о славянском братстве соцлагеря и т.п, приписывая любые находки мифическим славянам.

В частности как то раз изучая краеведческие ресурсы Кировской области наткнулся на фото витрин Тужинского краеведческого музея (райцентр Тужа) рассказывающих о древних славянах на территории Кировской области.


Макет древнеславянского жилища XI-XIII в.


Древнеславянское поселение и вещи, найденные в раскопках.
(Авт. Ефремова Е.)

И это в крае где подавляющее большинство населения - марийцы, удмурты, коми-пермь. В последние 100 лет они все по русски заговорили (стало быть "славяне") и их решили в вятичи перекроить.

Вот и официальная историческая наука за частую несет в себе подобные "приколы".

avatar
-1
9
Посмотрите. Может быть заинтересует мнение специалиста.

http://www.russiancity.ru/fbooks/f3.htm

А вот об Уварове
Граф А.С.Уваров и его место в истории русской археологии. А.А.Формозов

http://www.uvarovka.ru/history.html?id=17

Самое простое.

"На первой же странице
своей работы Уваров говорит, что он и Савельев исследовали памятники
мерян. Мы знаем, что го­раздо больше, чем мерянских, на Владимирщине
древнерус­ских кривичских курганов. Ошибка связана с твердой
убежденностью Уварова, как и других археологов середины XIX в., в том,
что христиане - русские не могли насыпать холм над могилой умерших
сородичей и класть туда какие-то вещи. Это обряд языческий,
следовательно, курганы не славян­ские. Находки крестиков в могилах
Уваров объяснял тем, что меряне, получив их от русских, использовали
просто как укра­шения.Другая бросающаяся в глаза ошибка Уварова состоит в том, что весь материал взят им в одной плоскости, как одновремен­ный. Учтены все археологические находки в
«Земле мерян» - от Клязьмы до Твери на западе, Углича и Ярославля на
севере, Шуи и Костромы на востоке. Среди этих находок - каменные орудия и
Галичский клад бронзового века, но Уваров воспри­нимал эти памятники
как одновременные с курганами и ут­верждал, что еще в X-XI вв. меряне
широко пользовались каменными орудиями".

Такие же ошибки были и у Европеуса, например древнее посление новгородцев - Бежицы, он считал ф.у.городком. Хотя антропологически и по погребальному инвентарю это были славяне, да и топонимы и гидронимы там все балткие или славянские. А сейчас в некоторых научных статьях даже предполагается существания там до11 века скандинавской общины, наряду с другими городками по Мологе и Волге на пути из варяг в арабы+хазары вплоть до Ярославля.

avatar
0
8
"Так и с Уваровым произошло.Большинство славянских захоронений он интерпретировал как мерянские". Сергей, а какой накопившийся материал опроверг утверждения Уварова о том, что захоронения те или иные, раскопанные им, были не мерянскими? История со Шлиманом в этом контексте не вполне подходящая, учитывая, что Шлиман грезил художественным произведением и не был профессиональным археологом, и научные круги сразу же после его открытия взбунтовались против его выводов.
avatar
1
7
Васке По-моему сейчас ангажирование идет в другую сторону при чем не у историков и археологов, а небольшой группы сторонников так называемой "поп-хистори". Обратитесь к современным специалистам в Институте Археологии , что они скажут насчет атрибуции захоронений.
avatar
-2
6
Кстати, есть еще другое мнение на происхождение и имя Кукши.

По преданию, св. Кукша был родом вятич, сын князя Ходоты.

Когда Владимир Мономах решил наказать вятичей за то, что они перестали платить ему дань, вятичский князь Ходота во главе нескольких отрядов пожелал дать ему отпор. Владимир убил Ходоту и взял его сына Кукшу в плен.

Так св. Кукша оказался в Киево-Печерском монастыре. При крещении мальчику дали христианское имя Иван, но он сохранил свое языческое имя Кукша, что значит «храм», «молитвенный дом».

avatar
2
5
Это в 20 ом веке советские славянофилы большинство мерянских захоронений интерпретировали как славянские. Было произведено сознательное затирание мощного финно-угорского пласта нашей истории. Сейчас происходит переосмысление всей накопленной информации, по этому обращение к трудам не ангажированных историков и археологов царской России весьма полезно.
avatar
0
4
У меня, например, тоже есть парочка в запасе))) Вам подкинуть?))))
А не надо дразниться, подкидывайте. smile
Любой паззл в мою лично картинку видения истории будет ценным.
avatar
-1
3
Вы историк, специалист? Тогда было интересно. Археологический материал 19 века часто неправильно интерпретировался. Яркий пример Шлиман! Раскопал не гомеровскую Трою, а гораздо более раннюю. Так и с Уваровым произошло.Большинство славянских захоронений он интерпретировал как мерянские. Это проблема для каждого первопроходца, масса ошибок сначала. По прошествии времени накапливается материал и т.д. Картина начинает прояснятся. Поэтому никто из историков не будет "бросать в него камень".
avatar
2
2
Извините, а что такое устаревшие идеи в научном смысле? Существуют гипотезы, которые либо продолжают существовать, за неимением ни опровергающих их фактов, ни на 100% подтверждающих данные гипотезы. А устаревшие идеи Уварова, возможно, для кого-то станут новыми открытиями. У меня, например, тоже есть парочка в запасе))) Вам подкинуть?))))
avatar
0
1
Интересно, конечно. Но статье уже сто лет. Наверное появились и другие факты, которые позволяют иначе посмотреть на историю Калужской области. Вот, например многие идеи Уварова о мере уже считаются устаревшими. А так спасибо за публикацию.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния вепсы финно-угорский субстрат суздаль История Руси меряне владимир история марийцы мари Ростов Великий новгород ростов Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык Ростовская земля ономастика балты финны городище краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Мерянская Русь Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев Унорож галич экономика Мерямаа деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север Галич Мерьский иваново Костромская область христианство капище Московия скандинавы Европа коми
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2149
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 724
Статистика