Пятница, 24.03.2017, 20:55 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Декабрь » 28 » "Зеленые" - они не только за экологию, они еще и против советской власти
18:21
"Зеленые" - они не только за экологию, они еще и против советской власти


Те читатели, что уже посмотрели недавно вышедший исторический фильм А. С. Смирнова о событиях Гражданской войны и Антоновского восстания зеленых, показанных глазами тамбовской мордовской крестьянки "Жила одна баба", уже знают, что в революционные годы была армия Красная, была Белая, а была и Зеленая. В нашем Ополье тоже существовало движение Зеленых. Летом 1919 года опольские "зеленые" с разбега взяли Юрьев-Польский, и удерживали в нем власть в течение дня пока не были выбиты регулярными частями ЧК и Красной армии.


Основанный на реальных событиях роман "Зеленая зыбь" Тимофея Дмитриева, рассказывающий о том как сразу после революции в нашем мерянском Ополье под Юрьевом-Польским зеленые повстанцы громили советскую власть, эта самая советская власть запретила — книгу переписывали от руки и читали тайком. Сегодня запрещенный советами роман снова увидел свет. Страницы этой лихой истории перелистали Дмитрий Артюх и Александр Можаров с 6 Канала, правда с свойственным советскому менталитету обозначением зеленых как бандитов.


Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2261 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 27
avatar
0
27
По поводу "зеленых" батька Махна достаточно трудно причислить к таковым, это во-первых воевать не в лесах, а в открытой степи; во-вторых армию он собрал достаточно сильную, по силе на уровне 1-й конной Буденого; в-третьих - был идейным анархистом, не лишенным идеалистических представлений о революционерах ; в-четвертых - состав у него в армии был многонациональный все были, кто хотел бороться за свободу на своей земле: украинцы, евреи, русские.

Более подходит к такому определению "зеленые" (сражающиеся под прикрытием леса- "зеленки"), но и то с большой натяжкой так это атаманы Холодного Яру в 1919-1925 гг. (про них было не принято говорить в СССР - ведь по масштабу было равное Тамбовскому восстанию), ну и конечно так не любимые коммунистами бойцы Украинской Повстанческой Армии (УПА), больше известные простым советским гражданам, как "бандеровцы" (1941-1956гг). Но в отличии от "зеленых" они сражались против оккупантов за независимость своей родины и были националистами (хотя, как не странно состав их организации включал людей различных национальностей).
avatar
0
26
Определённые соответствия можно углядеть в основных идеях Федосеевского толка и в том, в каких формах он развился на Верхневолжской почве. Расположение центральной вотчины этого толка практически совпадает с крупным кустом мерянских названий: южная и восточная часть Нерехтского уезда (по версии 1918 - 1928 гг. - территория Середского уезда). В начале 19 века всё начиналось в Писцове (вол. Сорохта). В конце века лидером федосеевцев стал середской фабрикант Григорий Клементич Горбунов. Исповедовалась идея "дела-подвига" ради процветания всей общины. Строились школы, больницы, открывались проф.училища...
avatar
0
25
Эти соответствия надо искать... пока некому было)
avatar
-1
24
Не вижу противоречий на моём макете мира.
1.Языческую Мерю крестят.
Меря сопротивляется(не без этого), частью крестится, частью расселяется-переселяется глубже, позже Мерю и там достают-крестят-докрещивают.
2.Крещеную Мерю крестят по-новому Петр с Никоном.
Меря сопротивляется(не без этого), частью перекрещивается, частью переселяется ещё глубже.
3.Язычники с т.з. правящей православной партии зло большее, чем старообрядцы - неперекрещеные оставлены в покое и дожили до сих пор.

Прямого соответствия мерянских традиций и старообрядческого движения нет.

Так?
Не так?
avatar
1
23
Прямого быть и не может.

Шунга старообрядческая. В соседнем Стрельникове - центр прихода РПСЦ, действующая церковь.
avatar
0
22
А Шунга тоже старообрядческая? Давно пытался подступиться к теме соотношения мерянской традиции и старообрядческого движения. Но прямого соответствия не выявил, лишь некоторые опосредованные проявления. И в каждом из толков этничность проявляется по-своему...
avatar
0
21
Практически все перечисленные Вами места - старообрядческие. Золотилово - и вовсе оплот Старой веры поповщинского толка в тех краях.
avatar
0
20
И с тактической конечно же.
avatar
0
19
Если и интересно, то только тактически.
Любое зеленое движение стратегически характеризует не народ, а тот режим, против которого они выступают.
Доведенные до отчаяния-голода люди везде и всегда выражают один архетип - выживание своего рода. В разных формах.
avatar
1
18
Вообще движение зеленых партизан интересно для нас сейчас как некое выражение народного архетипа... Зеленые были не против советской власти как таковой, а за "Советы без коммунистов" или "Советы без партий". Тема ждет своего описания и формулировки.
avatar
-1
17
И эту народную силу до недавних пор нам представляли как сумасбродную лесную ватагу.

"Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае он звался бы иначе."

Историю пишет победитель.

Вот вам другое развитие событий на тех же мерянских землях:
"Выписка из протокола общего собрания Филипповского волостного совета крестьянских и рабочих депутатов 19 июня 1918г.:"Голод в волости полный, народный бунт неизбежен. Сего дня волнение выразилось пока в том, что заседание общего собрания было прервано наплывом толпы, требующей хлеба;... Постановлено ещё послать делегатов в Моск.обл.прод.комитет для ознакомления его с ужасом продовольственного положения в волости и исходатайствия продовольствия"
ISBN 978-5-8311-0324-3, "Город Киржач", О.Пэнэжко, изд.Владимир 2008, страница 142.

Эти люди, с моей т.з. оказались умнее. Как минимум, спасли свои семьи от дальнейших репрессий режима, который в итоге набрал силу.
А шкала "героев" да, широка. Лакмусом проявляются в лихие годы.
avatar
0
16
Мерянская национальная власть была восстановлена на 1 день. В Мещере тоже было восстание, но пока никем не описанное. В богатом и работящем кусте деревень Ново-Егорье свергли красных. Народная память о бунте жива
avatar
0
15
Весьма интересно! Спасибо Шом-толгай
avatar
0
14
yaroslavetz, спасибо за интересное дополнение. Про село Вятское.
avatar
0
13
Ну Йогай имел видимо только наше Поволжье. Да, на юге движуха то куда сильнее была, казара, славяне куда более беспокойные товарищи))
avatar
1
12
В селе Вятском Ярославской губернии «Народную армию» зеленых возглавил учитель Георгий Пашков. Своим отрядам он придал вид регулярных частей: 5 рот по 127 человек, велосипедный взвод, пулеметная команда, 15 разведчиков, хозяйственная команда. В штабе висело красно-зеленое знамя, имелись печать и штампы. Действовали лазарет, пункт военного обучения, канцелярия, парикмахерская, склады и оружейные мастерские. Политическая программа состояла в требовании созыва Учредительного собрания.
И эту народную силу до недавних пор нам представляли как сумасбродную лесную ватагу.
avatar
0
11
herubino подтверждаю biggrin Я сразу понял, что ты из наших
avatar
1
10
Опаньки!
Ежли кто-то хочит себе портрет маленькова herubinы в рамочке - сосканируйте Юшку Скородумова, и вешайте в красном углу.
Одно летсо.
merja не даст соврать, он меня видел.

Тока без гармошке. cool
avatar
0
9
все значимые "зеленые" восстания происходили на землях населенных обрусевшими потомками финских племен
Т.е. "зеленую" движуху на Кубани и северном Причерноморье сливаем в основном, а Махно у нас одно из двух - либо не "значимый", либо финн. "А мужики-то не знают." cool
...Ващета нечем гордиться. Все стихийные бунты поднимались по принципу "своя рубашка". Мужик выгонял со своего двора грабителя с его красной(белой) идеологией и дальше, как правило не шел... Гражданская война. Трагедия.
avatar
0
8
ganglery/ Никакого подстраивания, просто констатация фактов.
avatar
3
7
Начало Зелёнопартизанского движения в Верхневолжье приходится на июнь-июль 1918 г., когда крестьяне шунгенской волости примкнули к укрывшемуся в их лесах отряду костромских офицеров, а ярославские крестьяне поспешили на выручку восставшему Ярославлю, отойдя затем в леса по соседству от шунгенских.
Тогда же в Анькове организуется и отряд "атамана" Юшки (Скородумова), укрывшийся в лесах по реке Нерль.

В конце 1918 г. (ноябрь-декабрь), с началом массовых наборов в Кр.Армию и с усилением произвола продотрядов, крестьянские выступления в Верхневолжье становятся повсеместными: в брожении до половины волостей! В некоторых волостях продотряды изгоняются, сельсоветы распускаются и - по старинке - избираются старосты. Оказывается противодействие даже карательным отрядам ЧК. Так, в Золотиловской вол. Середского (ранее - Нерехтского) уезда на требование чекистов выдать одного из лидеров антибольшевицкого движения в "Красной" губернии - ивановского купца Куражёва - мужики ответили решительным отказом. Попытка чекистов конфисковать у мужиков лошадей так же провалилась - на выручку Золотилову поднялась вся волость!

Летом 1919-го запылало всё Верхневолжье.
В середине – 2-й половине июня происходят несколько серьёзных выступлений в р-не Вологда – Череповец – Пошехонье; в р-не Углич – Мышкин – Молога; в р-не Нерехты. В целом – вокруг Ярославля.
После неудачи у Пошехонска отряд Долгорукова пробивается в начале июля к костромским партизанам, а отряд Красикова после рейда от Нерехты на Ярославль поворачивает на юг и соединяется с отрядом атамана Юшко.
Объединённые силы выступают на Юрьев-Польской и сходу занимают город и освобождают из чекистских застенков своих товарищей.
Почти в то же время костромские отряды поддерживают восстание в Красном Селе и предпринимают наступление на Кинешму.
С трудом отбив эти выступления, большевики переходят в контрнаступление. В конце июля разгораются ожесточённые бои (с применением артиллерии и авиации) в сев.-зап. окрестностях Костромы, - на подступах к базам повстанцев. Многие сёла были сожжены.
Но вскоре поднимается восстание в р-не Орехово-Зуево, Павлов-Посад, Богородск (Ногинск), – на подступах к Москве...

База "зелёных" в шунгенских лесах продержалась до 1922 г.
avatar
1
6
Можно подумать, русские из других регионов, где восстаний не было, не потомки финских племён, а являются чистокровными славянами. Смешно, когда человек так по-детски подстраивает факты под идеологию, которой увлечён.
avatar
0
5
Это матрица советского сознания
avatar
1
4
В этой связи вспоминается Ярославская дивизия сражавшаяся в Финской войне. Она вся полегла в сражениях. Отчаянные финские парни схлестнулись друг с другом)
avatar
1
3
Да, сюжет оставляет смешанные чувства....

Зеленые в Ополье? Я не удивлен потому что все значимые "зеленые" восстания происходили на землях населенных обрусевшими потомками финских племен. Ярославль, Рыбинск, Юрьев, Муром - земли мери и муромы.

Если кто не в курсе, тамбовчане в основном являются обрусевшей/крещеной мордвой-мокшей. Название «Тамбов» происходит от мокшанского «томба» - «омут».

Еще не забывайте Ижевско-Воткинское восстание в Прикамье на коренных удмуртских землях. Вот вам и "чухонская протоплазма", вот вам и "пассивные, покорные финно-угры".

Еще можно вспомнить Карельское восстание 1921-1922. Но там конечно было непосредственное влияние Финляндии.
avatar
0
2
Согласен с IVAN7OY, время новое, а отношение к зеленым партизанам остается старое - "бандиты"...
avatar
0
1
А что ещё оставалось делать крестьянину? Белые приходили грабили. Красные приходили, тоже грабили. Только теперь того, кто был за свободу, за народовластие - бандитами выставляют.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2262
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 826
Статистика
Яндекс.Метрика