Суббота, 24.06.2017, 06:34 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Соседи

Главная » 2010 » Ноябрь » 2 » Алексей Дзермант «Крывія — наша Святая зямля»
21:14
Алексей Дзермант «Крывія — наша Святая зямля»
Историческое прошлое беларуской нации всегда волновало умы патриотов. В настоящее время  идеи балтско-славянского происхождения беларусов достаточно распространены и популярны среди представителей национальной беларуской интеллигенции. На вопросы  газеты «Наша Ніва»  отвечал исследователь традиционной беларуской культуры Алексей Дзермант.


«Наша Ніва»: Какая этимология слова Крыўя? Откуда оно происходит?

Алексей Дзермант: Наиболее убедительная этимологическая версия связывает происхождение имени кривичи и, соответственно, земли на которой они жили — Кривии, Крыўі с словами балтских языков обозначающих языческих священников: krivis, kriwe, Krive-Krivaitis. Так, согласно авторитетному исследователю балто-славянских древностей Владимира Топорова, кривичи могут осознаваться как особенное племя священников. Это косвенно подтверждается и тем, что пространство, населенное кривичами, это Большой европейский водораздел, территория, откуда берут начало крупнейшие реки Восточной Европы — Днипро, Двина и Волга. В древности такие земли, откуда берут начало большие реки обычно сакрализировались и считались священными. Таким образом, Кривия — это наша Святая земля.

НН: Территория расселения кривичей не охватывала всю Беларусь. Почему после Вацлава Ластовского название Крыўя отождествляют с Беларусью?

Алексей Дзермант: Уточню — не охватывала всю современную Беларусь. Но корневая часть бывшей кривицкой территории почти точно соответствует северным и северо-восточным этнографическим и лингвистическим границам беларуского народа. Мне видится что, это неслучайно. И тогда получается, что Крывіччына — это большая половина той территории, где позже сформировались беларусы. Пожалуй это одна из причин, согласно которым Вацлав Ластовский, культивировал это наименование в качестве национального. Вторая причина — символическая. Именно из Полоцкого княжества, князья которого в летописях даже назывались кривскими берет начало государственная традиция, отличительной стороной которой было стремление к самостоятельной и независимой политике. Крыўя и сегодня — это первейший и очень существенный символ для нашей национальной идентичности. Это сакральные образы и наистарейшие корни.

НН: Каков ареал распространения гидронимов и топонимов с основой крыв- крэв- ? Объединяет ли эти территории единый языковой диалект?

Алексей Дзермант: Гидронимы и топонимы из основой крыв-, крэў- наиболее частые и тянуться компактной полосой от Пруссии через Восточную Литву, Беларусь, Восточную Латвию до территории Псковщины. Это еще одно серьезное основание видеть в этнической истории кривичей «балтский след». Но на этих территориях сегодня распространены разные языки — где то балтские, где то славянские. Между тем, исследования лингвистов свидетельствуют, что, например «северокривицкий» диалект — очень архаичный и некоторые его черты целиком соответствуют аналогичным чертам в диалектах современных балтских языков. Из этого следует вывод, что останки бывшего кривицкого языка также являются индикаторами прежней балтскости.

НН: Много ли балтских корней в современном беларуском языке? Что общего в диалектах на пограничных территориях современных Беларуси, Литвы и Латвии?

Алексей Дзермант: Общее количество лексических балтизмов беларуского языка явно превышает те несколько сотен примеров, что обычно фигурируют в лингвистической литературе. К сожалению, нашим балтизмам не шибко посчастливилось, ведь, по большому счету, никто из здешних исследователей не делал фронтального исследования этой темы. Уже давно назрела необходимость создания и издания специального «Словаря беларуских балтизмов», но недостает специалистов, разбирающихся в этой теме, способных к осуществлению этого крупного, трудного и очень знакового для Беларуси проекта. Также необходимо понять, что в нашем языке есть не только лексические балтизмы, то есть отдельные слова, но и целые синтаксические конструкции балтского происхождения, а также фонетические особенности, которые возникли в итоге балтского влияния. Все это - наследство наших балтских предков, которое сквозь века сохранилось таким образом.

НН: Правда ли, что орфография и произношение беларуского языка балтского происхождения? В конфиденциальности, дзеканне, яканье?

Алексей Дзермант: Да, среди известных лингвистов теория про происхождение основных отличительных черт беларуского языка: дзекання, цекання, аканья, яканья из за влияния здешних балтских диалектов весьма распространена. Она обоснована. Чуть шутливо можно даже сказать, что беларусы разговаривать по-славянски с балтским акцентом.

НН: Традиционные похороны на территории Беларуси с насыпями-валатоўкамі имеют славянское или балтское происхождение?

Алексей Дзермант: На территории Беларуси, в особенности на западе и севере в XI — XIII, и даже позже, можно встретить курганы, в которых массово встречаются вещи, определяемые как балтские, в других курганах находят смешанный вещевой инвентарь. Археологи часто определяют этническую атрибуцию похоронных памятников согласно вещевому инвентарю, который там находят. Мне эта методология не кажется очень корректной. Есть случаи, в особенности в ситуации межкультурного взаимодействия, когда материальная культура и даже похоронная традиция не может надежно свидетельствовать про то, какую этническую сознательность имели люди, похороненные в курганах и на каком языке или языках они говорили. Тут нужен более надёжный подход, когда этничность рассматривается комплексно, с учетом самых разных причин.

НН: Подкреплена ли научно мысль, что современные беларусы являются потомками легендарных гипербореев? Что Вы думаете на этот счет?

Алексей Дзермант: Есть самые разные интерпретации насчет того какой реальный прототип имели гипербореи, известные в античных источниках как обитатели севера. По крайней мере, версия о том, что народы на север от скифов и по ту сторону Карпат вполне могли быть этими набожными гипербореями, является достаточно убедительной. Некоторые исследователи связывают их из древними балтами, что населяли эти северные просторы, и происхождение названия кривичи также может быть рассмотренно в связке из этой проблемой.

НН: Как происходило смешение балтов и славян?

Алексей Дзермант: В перспективе новейших достижений в исторической науке, теория о массовом славянском расселении, миграции, и подавно колонизации территории будущей Беларуси выглядит сомнительно. Хотя бы тому, что антропологические и генетические материалы свидетельствуют о преемственности генофонда беларусов с населением этих мест во времена которые значительно предшествовали по времени с предполагаемой миграцией славян. Саму проблему балто-славянского взаимодействия стоит рассматривать в другом ракурсе. Надо учитывать, что процесс языковой славянизации вероятно имел причину не только миграции, которая опять повторю, не была массовой, но и внутренней эволюции здешних балтских диалектов, и естественно имел под собой политически - религиозную почву, когда славянская речь, а вместе с нею и идентичность (Как и в случае с мерянскими землями ставшими колыбелью России) шла вместе с княжеской дружиной и христианской церковью. В некотором смысле славянизация продолжается и сегодня — в форме русификации, тогда как белорусская мова сохраняет следы нашей дославянского наследства.

НН: Братья по ли крови беларусы и русские?

Алексей Дзермант: Этот вопрос мне не кажется очень корректным, ведь на его нельзя ответить однозначно. Если сравнивать физический облик беларусов и русских как это делают антропологи, то, безусловно, есть значительные различия. Например, основная часть беларусов являются северными европеоидами и относятся к региональному типу балтийской расы. Тогда как жители Центральной России занимают промежуточное положение между северными и южными европеоидами, а также имеют уралоидные признаки.
Вместе с тем, генетическая карта выглядит несколько иначе. Почти на всей территории Восточной Европы преобладают определенные генетические типы — гаплогрупы, которые вовсе нет совпадают из этническими границами и отличают нас от жителей Западной Европы. Но дело в том, что эти гаплогрупы могли сформироваться в глубокой древности, потому связывать их с проблемами этногенеза не стоит.

НН: Что Вы думаете про тезис о триедином народе беларусов, украинцев и русских?

Алексей Дзермант: Считаю, что это исторический миф, который имеет идеологическое происхождение и значение. Никогда в древности, и в современности такого народа с единым языком, самоназванием и сознательностью никогда не существовало.

НН: Из 1721 году, благодаря инициативе царя Московии Петра 1, название «русины» забрали себе тогдашние московиты(русские). Как относиться к этому? Должны ли мы теперь отрекаться от русинского происхождения в пользу литвинизма?

Алексей Дзермант: От нашего «русского» наследства ни в коем случае отказываться не надо. Надо просто правильно его понимать, интерпретировать и воспринимать. Начнём с того, что сама «русь» имеет скандинавское происхождение и ее появление тут, история Полоцка, соединяет нас из регионом Балтийского моря, во-вторых «русинство» также надо воспринимать и в литовском контексте как это было во Великом Княжестве Литовском, а не противостоять ему, как это сегодня делают некоторые историки приследуя определенные идеологические цели. Делая ставку на «русинство» как генеральную линию родословной беларусов они просто игнорируют все то, что не вписывается в их славянско-православную редакцию истории. А что делать с кривичами, радимичами, ятвягами, какие были в «Руси»? Зачем маргинализировать литовскую традицию, если она господствовала в ВКЛ? Я понимаю логику, согласно какой «русинская» генеалогия рассматривается как более соответствующая современному состоянию национальной сознательности беларусов, но по настоящему действенная стратегия национально строительства, для того что бы достигнуть желанных итогов, не должна ориентироваться на аморфную массу, которой легко манипулировать. Надо создавать прочную и исторически обоснованную иерархию идентичности, где найдется местом всем слагаемым.

НН: Насколько целесообразно сейчас связывать своеобразные беларуские традиции (Святки, Камаедзица, Сараки, похороны стрелы) с религией?

Алексей Дзермант: Первоначально все эти праздники имели религиозный смысл и культовую сторону. Они были связанны с традиционным этническим Космосом и были точками, которые обеспечивали его гармоничное существование. В этом и состояла суть всех праздников. Теперешний секуляризированный человек ничего не хочет слышать про религиозный смысл, он требует профанических забав и зрелищ. Тогда ему надо идти в цирк. Ну, а тот, кто хочет присоединиться к своей этнической традиции, нужно научиться понимать ее, в том числе и ту интересную и древнюю религиозно-космологическую философию и теологию, какую она в себя вмещает.

НН: Кем Вы больше считаете себя: философом, историком или этнокультурологом?

Алексей Дзермант: Моя профессиональная идентичность — философ. Но через то, что мои научные занятия плотно связанны с нашей Традицией, то без основательного знания истории, народной культуры, и хотя бы начального лингвистического образования никак не обойтись, поэтому я должен свободно ориентироваться и в этих дисциплинах. Огульно, мой исследовательский опыт показывает, что наиболее интересные итоги получаешь именно используя на практике несколько научных дисциплин.

Алексей Дзермант (родился в 1979 году в Минске) — философ, исследователь традиционной культуры. Член Центра этнокосмологии «KRYUJA», составитель альманахов «DRUVIS», редактор портала kryuja.org. Сфера ученых интересов — беларуская и балтская мифология, проблемы этногенеза беларусов, политическая и этническая история Беларуси, философия традиционализма.
 
Юліян Місюкевіч ("Наша Ніва"), Аляксей Дзермант http://nn.by/?c=ar&i=44813
 
Перевод с беларуского Андю Мерянь
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1244 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика