Воскресенье, 22.10.2017, 09:23 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Май » 29 » Меря в преданиях мари и эрзи
21:42
Меря в преданиях мари и эрзи


Судьбы народа меря возможно проследить по сохранившимся у родственных ему марийцев и  эрзян легендам и преданиям. Уникальный по богатству и разнообразию материал, собранный марийским фольклористом Виталием Александровичем Акцориным, проливает свет на этапы и обстоятельства формирования современного марийского этноса.


Виталий Александрович Акцорин, фольклорист, ученый, родился 17 июля 1930 г. в деревне Берёзово-Шимбатрово Емангашского сельсовета Еласовского (ныне Горномарийского) района Марийской АССР.

В его книге «Прошлое марийского народа в его эпосе» (Под редакцией Н.В. Морохина), вышедшей в 2000 году, перед нами развёртывается повествование о переселениях по самым разным направлениям, столкновениях с соседями, освоении некогда глухих таёжных терриорий... Марийцев с правобережья Волги сдвинули степняки.

Они, в свою очередь, столкнулись на С.-В. нынешней Марий Эл с удмуртами - тогда народом таёжным, непривычным к земледелию. Тем пришлось потесниться. На Ветлуге и в Яранском крае марийцы ассимилировали местных "чучу" (чудь). С западной же стороны к марийцам подселялись многочисленные популяции, которые представляются как часть предков марийцев, но в которых не трудно угадать отселявшихся на восток мерян.

Значительное место в марийских преданиях уделяется взаимоотношениям проживавших некогда вблизи Москвы «марийцев» с русскими князьями и царями и причинам их отселения на восток.

Сравнение фольклорного материала, собранного среди «горных» и «северо-западных» марийцев и среди русского населения Костромского Поволжья (Костромская и север Ивановской областей), собранного В.А. Акцориным и его коллегами в экспедициях 1970-х -80-х гг., приводит к выводу о родстве традиций и отдельных популяций этих регионов.

Ниже публикуются фрагменты из этой книги.

По легендам и преданиям предки марийцев состояли из двух этнических групп. Одна переселилась на нынешнюю территорию по Волге с запада, другая - с востока, со стороны Казани. Мотив переселения с запада встречается у марийцев Горномарийского, Волжского, Звениговского, Медведевского, Оршанского районов Марий Эл, Яранского, Советского, Санчурского, Кикнурского районов Кировской области, Тоншаевского и Шарангского районов Нижегородской области. Марийцы запада и северо-запада этнического ареала имеют много общего в антропологическом и лингвистическом отношении, до эпохи переселения они, по-видимому, были единой этнической группой с единым языком.

Эпические произведения западных, северо-западных и волжских групп марийцев называют конкретные места, где жили предки до их массового переселения на современную территорию: район Москвы (МарНИИ, 1960, с.Арда Горномарийского р-на Марий Эл; 1961, с.Б.Селки Тоншаевского р-на Горьковской обл.; 1965, д.Нармычаш Горномарийского р-на Марий Эл и в с.Помары Волжского р-на Марий Эл; 1966, д.Пайбулатово Кикнурского р-на Кировской обл.; д.Марийские Дубники Яранского р-на Кировской обл.; д.Салаял Советского р-на Кировской обл.),

Твери, Ярославля, Клязьмы (МарНИИ, 1965,с.Помары Волжского р-на Марий Эл), Нижнего Новгорода (МарНИИ, 1965, д.Барково Горномарийского р-на Марий Эл), Мурома (МарНИИ, 1965, д.Атеево Горномарийского р-наМарий Эл), Арзамаса, Оки (МарНИИ, 1965,д.Нижние Емангаши Горномарийского района Марий Эл).

В семи преданиях, зарегистрированных в Санчурском, Кикнурском, Шурминском районах Кировской области, Горномарийском, Волжском районах Марий Эл, повествуется о переселении со стороны Финляндии (МарНИИ, 1959, д.Тюм-Тюм

Шурминского р-на Кировской обл.; 1965, д.Сарманкино Горномарийского р-на Марий Эл; с.Микряково Горномарийского р-на Марий Эл; д.Элнетур Волжского р-на Марий Эл; 1966, д.Кугунур Санчурского р-на Кировской обл.; зап. краеведческого кружка Кикнурской ср. школы Кировской обл.).

Лишь в одном предании упоминается о том, что часть марийцев переселилась из Костромы (МарНИИ, 1965, с.Помары Волжского р-на Марий Эл). Три информатора Волжского района Марий Эл указывают и дату переселения предков марийцев со стороны Москвы - начало христианизации Руси, т.е. 988 год (МарНИИ, 1965, д.Элнетур Волжского р-на Марий Эл).

В преданиях предпринята попытка этимологизировать слово "Москва" из марийского языка: оно якобы происходит от "маска" - "медведь", объясняется тем, что там этот зверь был убит или же переселенцы из Финляндии обнаружили "маска вынем" (берлогу). По одной из версий слово выводят из марийского "маска ава" - "медведица". Подобная широкая этимологическая трактовка данного топонима могла возникнуть позднее основания Москвы и ее нельзя считать достоверной и научной. Но сама попытка объяснения названия из материалов марийского языка свидетельствует о каких-то древних контактах марийцев с Москвой.

Упоминаются и исторические личности, связанные с Москвой. Например, в одном из преданий говорится, что на месте Москвы марийцы заложили города, но средств на его постройку не хватило. Деньги дал богатый человек Иван Калта (Иван - Денежный Мешок). Город был построен с его помощью и назван Москвой по названию реки Маскаэнер ("Медвежья река").

Русские назвали Ивана по-своему - Калита (МарНИИ, 1966, д.Мари-Тумник Яранского р-на Кировской обл.). В другом предании говорится о том, что марийцы продали местность в районе русской столицы русскому князю Ивану Калите, который основал там город Москву (МарНИИ, 1966).

В исторических легендах и преданиях есть попытка объяснить причину переселения с запада. Одни информаторы утверждают, что оно связано с насильственной христианизацией, которая велась возле Москвы еще князем Владимиром Мономахом, угнетенным положением марийцев в момент русско-финского конфликта, другие - что марийцев притесняла мордва. Вероятно, эта мотивация возникла в разные эпохи, в разных социально-экономических и политических условиях. Существенно, что марийцы обитали в Верхнем и Среднем Поволжье разбросано, соседствовали

с разными народами и имели с ними различные по характеру контакты.

Это прослеживается в легендах "О царе Ханаяне и его князьях", записанной в 1930-х годах исследователем марийской религии И.В.Зыковым (Зыков, 1932), и "Как бог спустился к марийцам" (МарНИИ, 1966, д.Салаял Советского р-на Кировской области).

Мотивы божественного преопределения судьбы марийцев свидетельствуют о том, что эти легенды бытовали в основном в среде марийского жречества.

Легенды примечательны тем, что в них присутствует тема социально-политического, военного и религиозного объединения древнемарийских племен с прибалтийскими, пермскими и волжскими

финнами. "На Москве сидел в то время царь наш и князь Ханаян, а сын его Омельян был в Перми, а в большой Ямбургской крепости (ныне г.Кингисепп Ленинградской области) сидел богатырь наш Тач, на Яранске сидел князь Мамай, а у нас здесь, в городке Пижанке (ныне г.Советск Кировской области)..., сидел князь Пивик..., а в Васильсурске были три князя - три брата Арталоф, Салаоф, Каралоф. И был над всеми бог Кугу-Юмо, которому в жертву приносили самого лучшего жеребенка, а над всеми князьями был самый большой князь Ханаян" (Зыков, 1932).

Подчеркивается богатство и сила Ханаяна: он имел несколько тысяч хорошо вооруженных и храбрых воинов, табуны лошадей, стада рогатого скота, овец, гусей, уток. Он представлен как крупный феодальный правитель, сконцентрировавший большое богатство и объединивший огромную территорию от Камы до Прибалтики. Мотив былой концентрации племен вокруг московской территории идентичен мотиву переселения предков марийцев с запада.

Он звучит и в легенде "Как бог спустился к марийцам". Московскую, казанскую и яранскую племенные группы бог хотел объединить через общее жертвоприношение в рамках общеплеменного культа Юмо, но все племена, кроме яранского, отказались.


В легенде говорится:


"Бог Юмо в отдаленную древность спустился было к марийцам, живущим около Москвы. Московские марийцы отказали ему: "Мы не можем организовать большое жертвоприношение". Затем через триста лет бог спустился было к казанским марийцам. Они тоже отказали ему: "Мы не можем руководить таким жертвоприношением". После этого бог Юмо спустился к старику Выльыпу (старик Выльып был главным жрецом д.Салаял Советского района Кировской области, по преданиям, умер в 1860 году), который организовал общемарийское жертвоприношение из семидесяти семи жертвенных очагов".

В легенде "О царе Ханаяне и его князьях" тоже содержится мотив жертвоприношения около Москвы. Бог Кугу Юмо потребовал от Ханаяна пожертвовать семьдесят жеребцов. А тот пожалел и на требование бога стал отвечать дерзостью. За это бог рассердился и наказал Ханаяна, отняв у него силу и устроив нападение русских на марийцев. Далее в данном произведении говорится, что марийцы начали отступать, а затем переселяться за Волгу. Переселение тянулось долго, за этот период умерли и царь Ханян, и взявшийся руководить его сын Омелька. Таким образом, легенда отражает конфликт царя Ханаяна и самого бога Кугу Юмо, который потребовал слишком

большую жертву. Повод переселения древних марийцев на восток объясняется в мистическом плане, но в произведении улавливаются социально-политические мотивы.


Путь на Ветгугу и Большую Кокшагу с Унжи предкам марийцев указали быки (Марков, 1925). Интересно, что у марийцев обычай этот был известен лишь в тех селениях, где сохранились предания о движении предков с запада и верховьев Волги. Интересно, что в Галиче Костромской области до сих пор в ходу приветственное обращение "меряне", которое осознается как группа людей: "Как поживаете, меряне?" Это значение реализуется и в именах марийских богов Мер Кугу юмо, Мер кого йымы (Великий бог народа), выражении "мер кусото" (общенародная жервенная священная роща), "мер ушм" (общенародный совет).


В Костромской области в период экспедиций 1970-х годов зафиксированы воспоминания о древних насельниках, именовавшихся черемисами. Предания о них, упоминавшие "черемисские мольбища кереметища" и "черемисские колодцы", бытовали в окрестностях Темникова и Теньгушева в Мордовии, сравнения "как черемисин" в ходу в Макарьевском районе Костромской области.

Предания, бытовавшие в Мещерских лесах по Оке, свидетельствуют о том, что наряду с летописной муромой там лишилась своего языка и черемиса (Действия НГУАК, т.Х1У, 1913, с.39-41). Предания о предках-черемисах известны в Спасском районе Нижегородской области, о разрушенных черемисских поселениях рассказывают возле города Лысково. Архимандрит Макарий зафиксировал песню о Рознеге-черемисине у с.Разнежье (Акцорин, 1978). В Межевском районе Костромской области жителей села Тимошино окружающие до сих пор называют черемисами (Акцорин, 1975).

Фольклорные экспедиции в Горномарийский район показали, что по мнению метсных жителей, предки населения д.Крайние Шешмары (Кого Шошмар), Средней Околотки (Ло Сола) переселились со стороны Нижнего Новгорода, Лыскова, из-за Суры (МарНИИ, 1979, Кырык мары фольклор материал, зап. В.А.Акцорина). В Васильсурске зафиксировао предание о приходе марийцев с "финской стороны", о том, что они жили раньше по берегам Оки при впадении ее в Волгу, после чего часть ушла "в левую сторону", часть осталась на правом берегу Оки.

Экспедиция 1979 года нашла подтверждения тому, что родиной их предков может быть левый берег Суры и Лысковский район. Возле с.Хмелевка в Воротынском районе на Волге был Черемисский остров, у с.Криуша, д.Покровка Лысковского района и с.Чугуны Воротынского района - Черемисский враг, Черемисский ключ, Черемисский овраг. По преданиям, город-крепость Лысково имел смешанное население - русские, мордва, марийцы, чуваши. Холм Большой Колачевский у с.Кисловка Лысковского района был насыпан, когда "русские, черемисы и мордва шли на войну с татарами, взять Казань, то они по дороге горсткой земли каждый сделали большой курган".

В завещании Ивана Грозного упоминается "Муром с мордвой и черемисью, что к мурому потягло". Приводя эти слова, нижегородский историк И.А.Кирьянов полагает, что группа селений близ Горбатова, считавшаяся в прошлом черемисской, позднее стала именоваться в документах мещерской, и под мещерой надо понимать черемисов (Кирьянов, 1971).

Воспоминания о движении предков из окрестностей Нижнего Новгорода до Х1У века содержатся, например, в преданиях жителей села Куксир Ямангаш (Верхние Емангаши) Горномарийского района. Переселенцы вначале остановились у современного Васильсурска, затем спустились еще ниже на 20 верст, основав селение на Сумской горе возле устья речке Пынгель (Сумка). И лишь после походов Ивана Грозного основали современное село (МарНИИ, 1965).

Интересно пронаблюдать финно-угорские слова в местных диалектах Верхнего Поволжья. В Ярославской и Костромской области, в Кикнурском и Яранском районах Кировской области распространено слово согра, шогра, шохра, шокра, шадра которым называют болото. Б.А.Серебренников считал его заимствованным из языка мери (Серебренников, 1971). В Кировскую область оно могло быть перенесено в потоком мерянских переселенцев. Совпадает с марийским "мен" название налима в Воскресенском районе "мень", "менек" и в Бутурлинском "ментюг" (Смирнов, 1849; Бутурлин, 1852).


Сходны с марийскими и приметы, записанный в с.Сурадееве: покойник снится к ненастью, пожар - к морозу, навоз - к прибыли, веселье - к болезни (Бутурлин, 1852, л.19-20). Все это свидетельствует о былом смешении финно-угорского населения со славянским. Археологические исследования О.Н.Бадера показали, что былое население с.Унжа Макарьевского района Костромской области было марийским (Бадер, 1951).

О пребывании финно-угорского населения в Юрьевецком районе Ивановской области свидетельствуют названия поля Мерянки у д.Щаднево, урочищаМеряково, поля Шишмаровка у д.Веска, поля Шишмариха у д.Зады (Костин, 1981) (ср.: с.Кого Шошмар Горномарийского района, фамилия Миряков), д.Сатырово (ср.: д.Сутыри Горномарийского района), п.Ухтынгирь ("энгер" - река в марийском), д.Тютьково (фамилия Тютьков у марийцев). В Кинешемском районе есть с.Никола Мера, д.Черемисино, в Южском - д.Черемисино. Обнаруживаются и следующие сходные названия: д.Чебыково Ильинско-Хованского района - д.Чобыково Новоторъяльского района; д.Тюгаево Комсомольского района - с.Тьыгайсола (Тегаево) Горномарийского района; д.Торкацево Комсомольского района – урочище Торгаца у д.м.Сундырь Горномарийского района; д.Симаки Верхнеландеховского района - д.Симаксир Горномарийского района, фамилия Симаков; д.Санчарово Ильинско-Хованского района, д.Санчарка Шуйского района - Санцара, Шанчара (марийские названия р.п.Санчурск вКировской области).

В "Суждальской стране" среди языческих божеств были известны Ярун и Пинай, на окраине Владимира возле речки Рпень была Ярунова долина, где стоял идол Яруна или Ярилы (Иосаф, 1849; Доброхотов, 1849). Известно, что дославянское население владимиро-сузальского края - меря, можно предположить, что приводятся названия их традиционных божеств. В Горномарийском районе до сих пор распространены фамилии Ярунин, Ярускин, Ярунов, в других районах Марий Эл - Ярушкин, Яруткин Ерунов, Пинаев, Пиняев, в Ядринском районе Чувашии - Яружин. Среди горных марийцев до Х1Х века была вера в божество Ярводыж.

В 1983 году во время экспедиции в Ивановскую область выявлено: в тех районах, где имеются топонимы, связанные с корнями "меря" и "черемис", сохраняются однокоренные марийским слова в говорах - "дюдя" - дедушка (ср. мар. "тьотя"), "кока" - тетя (в мар. "кока"). Обряды, перечисленные для ряда деревень Кстовского и Лысковского района, имеют место и здесь. Исследование проводилось в д.Токарево, Лобаны, Плохово, Богомолово, Пенькино, Мыльгино, Скураниха, с.Елнать, Обжериха Юрьевецкого и с.Зобнино, Решма, д.Якимово, Истрахово, Черемисино, Казариново, Хмелево Кинешемского районов.

Это дает основание полагать, что частью предков горных марийцев стала меря. Не исчезнувшая, таким образом, бесследно.

*    *    *

У мордвы-эрзи так же встречается мотив былого пребывания в р-не Москвы. Наиболее известен он по записанной ещё в сер. 19 в. песне о девушке Саманьке, которая помогла русскому царю взять Казань.

В деревне Торшове
Мужик жил богатый,
Деньги сгребал он лопатой;
Званье ему Вачайка.
Дочь его Сашенька-Саманька
Сама собой маленька,
Личиком беленька,
Волосом русенька.

Полный текст:   http://festival.1september.ru/articles/575566/

Так вот,  невдалеке от Звенигорода есть деревенька Торхово. А вблизи неё – деревня Меры. Ещё один мерянский след.

Автор материала Шом толгай.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 7356 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 511 2 »
avatar
0
51
Очень интересные наблюдения! Спасибо. smile
Коммент Ваш появился через несколько месяцев после статьи. Случайно заглянул сюда сейчас.
"Тарычево" действительно близко к "Торшово". Связь Вашей фамилии с названием деревни должна быть. Не факт, что Ваши предки именно из этой деревни. Но несомненно, что Ваш предок с основателем подмосковного Тарычева - одного культурно-лингвистического круга. Истолковать названия Торшово и Тарычево не возьмусь. Тут могут быть и славянские, и тюркские, и ф.-у. подосновы. Тема для большой статьи.
Если появятся какие-то новые мысли, напишите мне в личку!
avatar
0
50
Вы серьезно?
avatar
0
49
цитата"У мордвы-эрзи так же встречается мотив былого пребывания в р-не Москвы. Наиболее известен он по записанной ещё в сер. 19 в. песне о девушке Саманьке, которая помогла русскому царю взять Казань.

В деревне Торшове
Мужик жил богатый,
Деньги сгребал он лопатой;
Званье ему Вачайка.
Дочь его Сашенька-Саманька
Сама собой маленька,
Личиком беленька,
Волосом русенька....."
деревня Тарычево городское поселение Видное(под Москвой)
деревня, что было пустошь Тарычево на овраге, селится вновь,
Моя фамилия Тарычев,,,мои предки из мордовской-эрзя д.Бессоново,ундоровская волость,
Симбирский уезд.(сечас татария,Тетюшский р-н)
так же обнаружил Тарычевых в Нижегородской обл.
их корни из д.Алемаево,Шатковский р-н,тоже мордва-зрзя.
"с,Алемаево Шатковский р-н. (эрз. — Алавеле). Патроним: основан до 1596 г. мордвином Алемаем
(Гераклитов,1930; Трубе,1962), выходцем из с. Корине Население — эрз."
Вопрос... Есть ли в этом какая то связь???
С толкоанием,происхождением фамилии пока так и не определился......
avatar
0
48
А у вишерских коми был сильный колдун Тювö. Это личное его имя, разумеется, нехристианское. Может, с Севера родом был ваш сосед?
avatar
0
47
Опять что-то не допонял. Василий Кирдяпа это ведь родоначальник князей Шуйских. Кирдяпа -прозвище, а его дети и назывались Кирдяпиными до определенного времени пока не получили Шую во владение - отсюда князья Шуйские.
Василий же это княжеское имя, вероятно и "прямое имя " тоже. Прямое имя - имя, которое давали при крещение и оно не всегда соответствовало тронному. Например Василий III - Гавриил, Иоанн III - Тимофей, Иван Грозный - Тит, царевич Дмитрий - Уар и т.д. Т.е. Кирдяпа это явно прозвище , а не имя. Были же Романовы долго Кошкиными от своего прародителя Феодора Кошки. Если это было бы собственное имя, то Шуйские носили носили фамилию типа Кирдяпевичи, но такого не наблюдается (шутка!).
avatar
0
46
А кто такой Кубарев, про которого все говорят? Это не тот ли, который заявлял : "Рюриковичи мы, отдавайте Кремль!". Что пытался найти поддержку у мерян? Ха!
avatar
0
45
Бесполезно)
avatar
0
44
Упсс... Виртуальные битвы за истину, для акцента выявленных в ходе спора проблем, подвигают меня к различного рода гиперболизациям, не всегда корректным. В чем мне и было указано приватно. smile
Поскольку ловкое слово, задевшее память профессора Акцорина, могло не понравиться не только Шом-толгаю, приношу извинения сразу Всем читателям темы и делаю правку. cool

И, цитата в тему из воспоминаний его учеников -

Виталий Александрович Акцорин, наставлявший меня в финно-угроведении, любил повторять: в народном творчестве нет места вымыслу. Если что-то кажется фантазией, значит, мы не знаем каких-то деталей или просто не понимаем то, что нам рассказывают.
avatar
3
43
"Вы наивно хотите приписать мере обратную ассимиляцию"

Ассимиляция - процесс обоюдный, - взаимопроникновение традиций. Русские оказались сильны в "великом и могучем" инструментарии языковой коммуникации (по вашей терминологии). Меря же - в придании (через остатки своего языкового инструментария) изначально несвойственных славянской речи оттенков и смыслов.
Русская традиция продвигалась как общественно значимая. Мерянская - как эмоционально привлекательная.
avatar
0
42
Этот долбойоп снова залогинился.
Он теперь женщина biggrin
http://merjamaa.ru/index/8-222

Кстати, к-зя Кубарева можно было бы поразрабатывать(и форум бы оживился), контролируя его политические амбиции.
А там, глядишь, пообщавшись, человек в зеркале вместо княжеской короны шутовскую разглядел...
avatar
1
41
Но сама живучесть традиции обиходных имён "не из святцев" указывает на общий характер культурной среды Верхневолжья, во многом формировавшейся под влиянием мерянской традиции.

Хорошо сказано.
avatar
0
40
С какого такого интереса Рюриковичам искать поддержку у местных аборигенных племен, принимая прозвища на их языке.

В случае с Рюриковичем понятно - кличка русская, захаванная из чужих языков, перелопаченная на русский лад, звучала тогда как Иван Казна. Слово "калита" если и имело значение, вышло из пользования, закрепившись исключительно именем собственным, потому что силен и мощен был его носитель.

Но полно было и князей помельче, тот же Кирдяпа. Логика расшифровывает, что это не брак с мерянкой и не союз "элит" а ф-угр Кирдяп крестился именем Василий, кличка-имя осталась в кач-ве фамилии.
Т.е. не русские прогибались, принимая местные прозвища, а меряне крестились, сохраняя остаточные самоназвания в фамилиях, что и до сих пор наблюдается.
avatar
1
39
Поддерживаю. Ветер количеством бреда затмил даже князя Кубарева.
avatar
2
38
Однако Кирдяпа и множество русских фамилий которые произошли из мерянских прозвищ суровая реальность) Было ли ф-у население в Московском княжестве в меньшинстве вопрос спорный, впрочем так же спорно утверждение, что оно было в большинстве. Вопрос требует дальнейшего кропотливого исследования.

Что касается Рюриковичей, принадлежать к ним было престижно, по этому после благополучного похеревания всех древних летописей Екатериной, сложно сказать кто из князей из каких родов вышел. В данном случае принадлежность к Рюриковичам это принадлежность к "правящей партии".

У меря безусловно были свои региональные элиты которые влились в состав элиты Ростово-Суздальского государства. В этом нет ничего удивительного, в нее же вливались позднее татары, грузины, литвины, русины, немцы и тд.
avatar
1
37
"Принятие таких прозвищ князьями - прозрачный намёк на поиск поддержки среди местной ф.-у. элиты и народа, своего рода декларация о союзе элит двух народов."
С чего вы это, интересно, взяли? С какого такого интереса Рюриковичам искать поддержку у местных аборигенных племен, принимая прозвища на их языке. Этих князей они прежде всего интересовали как податное население, которое , во всяком случае в Московском княжестве , было в меньшинстве. Как бы вам не хотелось, но меря в летописях в это время уже не упоминается. И насчет элиты тоже странно. Известно, что Рюриковичи брали в жены и "ясынь" , и "боргарынь", и половчанок, и немок, и чешек, и скандинавок и т.д. Из орды брали, как ярославские князья. А вот о браках с мерянками не говорится. О каком союзе "элит" вообще может идти разговор. Думаю, тогдашние князья весьма бы этому удивились бы.
avatar
0
36
Ветер просто достал своим "олбанским".
avatar
1
35
В общем каждый видит то что желает видеть))) Я не вижу ничего особенного в том что русские и меря-мари называли князя по своему. В тексте же не говорится что он был конкретно меря.
avatar
0
34
В статье говорится, что на месте Москвы марийцы заложили города и был некто Калта, который дал денег на постройку, а
Русские назвали его по-своему - Калита (МарНИИ, 1966,)
Логика такого повествования должна мягко привязывать сознание к постройке города ф-уграми, а тут подачу каждой фразы можно оспаривать wacko
Сказки(легенды, предания) д.б.выверены до слова, особенно когда их излагают в двух предложениях.
avatar
2
33
И в случае с Калитой, и в случае с Кирдяпой - наверняка прозвища, данные ближайшим окружением и закреплённые в народной молве. За это говорит и "политический", благоприобретённый оттенок прозваний, и их место в структуре полного имени - в конце. Принятие таких прозвищ князьями - прозрачный намёк на поиск поддержки среди местной ф.-у. элиты и народа, своего рода декларация о союзе элит двух народов.

Личные имена "не из святцев" встречались. Они упоминаются либо в начале полного имени (имя-отчество-дедичество-прозвище), либо после крестильного имени (кр.имя-трад.имя-... и далее по списку). Давались в семье по характеру ребёнка, по обстоятельствам рождения, как пожелание либо как оберёг. Похоже на прозвища, но отличить можно.

Вряд ли можно говорить о ф.-у., пусть и внутрисемейных, именах в княжеской среде. Но сама живучесть традиции обиходных имён "не из святцев" указывает на общий характер культурной среды Верхневолжья, во многом формировавшейся под влиянием мерянской традиции.
avatar
0
32
А мусор "других умалишенных" почему не подтираете?
avatar
0
31
В статье не говорится что Калита был мерей. А каменты это всего лишь каменты)
avatar
0
30
Конечно надо подтирать всякий мусор откровенных умалишенных smile
avatar
0
29
я его основной айпи забанил пару дней назад, но он лазит через прокси, так что приходится тереть все что он пишет) Тереть буду и дальше, поскольку количество бреда зашкаливает. Пускай пишет на славантро, это их формат.
avatar
1
28
Остались только имена из святцев, среди которых десяток славянских, остальные греческие, еврейские, римские и тд. Не христианские имена-прозвища сохранились в фамилиях. Это наблюдается у всех, русских, мордвы, марийцев и тд. и т.п.
avatar
2
27
Кирдяпе посвятим отдельный материал )
avatar
0
26
Но опять же - это кличка-прозвище получается... И почему в русском ассимилировании не закрепилось ни одного мерянского имени...Только речки в основном спаслись.
avatar
1
25
Ну типа того. И таких довольно много. Например помню из детства сосед по даче носил фамилию Тювин. Не когда бы не подумал что его предки из эрзян ) В переводе - Свиньин - тюва - свинья.
avatar
0
24
Спасибо, ждём...
Уже догадываюсь чего-то типа Толгай - Толгаев.
avatar
0
23
Что-то не понял это с чего же Иван Калита ф.у.?
Это смотря какой. Московский князь Иван Даниилович не ф.у., конечно. А Иван Калта, из сабжевых преданий тут типа меря, построивший Москву.
avatar
3
22
Ф-у имена собственные остались в фамилиях. Об этом разговор особый. В будущем будут материалы об этом.
avatar
-1
21
15км от одной до другого по суху и чуть больше по Волге.
avatar
0
20
Анекдот про "неуловимого Джо" знаете? cool
Вот как-то так. Следует беречь свои сандалии, штобы не отмывать их потом, когда в это наступишь...В доме есть хозяин, который и подотрёт всё, что посчитает нужным.
avatar
0
19
ОЙ, сейчас заклюют "Ветра"! Ха, держись!!!
avatar
0
18
Словарь Фасмера
калита́

"кошель, сумка, мешок, карман", др.-русск. калита, Дух. грам. Дмитр. Донск., 1389 г.; см. Срезн. I, 1183, укр. кали́та "кошелек", блр. калiта, польск. kаlеtа. Заимств. из тат., казах., алт. kalta "карман, кож. мешок, кошелек" (Радлов 2, 258); см. Мi. ЕW 425; ТЕl. I, 324, Доп. 2, 141; Корш, AfslPh 9, 508; Крелиц 29; Бернекер 1, 474. Лтш. kalĩte заимств. из русск. (лтш. kale – местн. новообразование; см. М.–Э. 2, 141), как и ср.-нж.-нем. kalite – то же; см. Ш.–Л. 2, 419.
Мне непонятно одно, если оно присутсвует даже в немецких диалектах " KALITE ", а может быть обратное заимствование?
Что-то не понял это с чего же Иван Калита ф.у.?
avatar
0
17
Не стоит плодить сущности без необходимости, merja. Речь не об этом.
Я принимаю версию, что Иван Калта(Калита) и Василий Кирдяпа финно-угры. И меня больше интересует как их звали до крещения. Какие у них имена были, а не фамилии-прозвища.
Из Византии с христианством натащена куча греко-еврейских имен, славянские яро-вяче-святославы тоже, кстати, частично выжили. А что, у финно-угров имен собственных не было, клички одни?
avatar
0
16
Калита́ — старинное русское название денежной сумки, мешка, кошеля. При этом, Это слово происходит от тюркского kalta — карман cool

Вообще странно, что великий князь получил подобную кличку (чтобы там не писала по этому поводу ОИ). Есть версия, что"славянские" имена-прозвания получились в результате русификации финских титулов московских князей. Кошелёк-казна, по-эрзянски, юдма (возможно, печать Калиты-Юдмы со "зв.Давида" появилась не случайно) Если следовать этой версии, титул человека, которого мы знаем как Иван Калита, на мокшанском и эрзянском языках мог звучать так - Каназор (Глава рода) Ван (смотреть), Юдма (кошелёк, казна) Глава рода, смотрящий за казной - кем по сути и был Великий князь

Кстати, при обратном прочтении, КАЛИТА - АТИЛА(К) biggrin
avatar
0
15
Приветсвую Herubino проезжал недавно около Нерли, это около Калязина ведь? Да, согласен с вами. Передергивание уже надоело. А вот еще имя Михаил, тоже стопроцентное еврейское. А есть же Михайла, Мишатка, Мишутка, Мишанька, Мишка, Михал Потапыч и т.д.
avatar
1
14
Иван - имя русское.

Конечно русское. Вы много знаете среди русских имен собственно славянских? Раз, два и обчелся.
avatar
0
13
Одеяния сугубо белые, - ни намёка на характерные для славян на кроваво-красные подбои "оберёжной" вышивки. Для мери же и многих других ф.-у. народов - дело обычное.
Не аргумент.
Ни в каких подбоях с вышивкой ни один работник тех времен на строительные леса не полезет. Это праздничные одежды, это дорого. Холщовые рубища, светлые-бесцветные - наше всё. Не хватало Рериху попугаев в картине раскрашивать.

Иван - имя русское. Но это - официальное, крестильное. А мамки и дядьки кликали "Ваняйкой". В этой форме - насколько оно остаётся русским, а насколько становится... да нет, не просто простонародным, а - как ни крути - мерянским?!

Эта лошадь тоже стоит мордой к телеге, уважаемый Шом-толгай.
Иван-да-Марья настолько мощно и изящно отняты русскими у евреев, что теперь перетерпят любые неофициальные, оттеночные трансформации по местам(Иванко,Ванятка,Ваняйка), оставаясь русскими.
Вы наивно хотите приписать мере обратную ассимиляцию, поиграть на чужом поле - то, в чем нет равных русским.
avatar
0
12
Zodiak, честно говоря не понял сравнения терминов Калита и кан азор Ваномс Юдма. Подробнее пожалуйста.
avatar
3
11
Шом-толгай кроваво-красные подбои "оберёжной" вышивки характерен не только для славян, точнее не столько для славян, а для балтов и финнов. Посмотрите на карельские, вепсские, коми вышивки. Вы их не отличите от русских. В качестве иллюстрации можно взять рисунки эрзянских вышивок из книги исследователя национальных костюмов финно-угров Поволжья Акселя Хайкеля -





Вот вам и "славяно-арийские" коловраты-свастики которые по логике многих горе славянофилов якобы есть только на одежде славяно-русов )))
avatar
0
10
Зодиаку, как здоровье? Опять новые идеи , напрягли ум? Похвально
avatar
0
9
Посмотрите в большем разрешении.
А чей-то "арийский" в кавычках? http://www.bg-gallery.ru/img.php?img_id=4679
На переднем плане человек как раз в такой рубахе как и описали, и еще другие детали
avatar
1
8
"А почему в качестве иллюстрации выбрана картина Н. Рериха "Город строят"? Какое отношение она-то к мере имеет???" - порадовался было за вас я Сергей. Неужели, думаю, в ваших рассуждениях появился лучик интеллекта? А то, всё как-то чужие тексты копируете...мнения своего нет.

Хотя бы порассуждайте, напрягите Ум. Что за странное прозвание у князя? Почему Калита? Окружение ходило без кошельков????? Может князь Иван Калита ранее был кан азор Ваномс Юдма - глава рода смотрящий за казной? cool

avatar
2
7
Согласен с вами Шом-толгай. Кстати можно еще вспомнить князя Василия Кирдяпу. Суздальско-нижегородского и городецкого князя, родоначальника старшей ветви князей Шуйских.

Кирдяпа — эрзянское имя собственное. От кирдемс - "держать". Было ли это реальное не христианское имя выходца из ф-у родоплеменной элиты или прозвище данное ему суздальско-нижегородскими меря и эрзя?
avatar
3
6
Почему эта картинка?
Одеяния сугубо белые, - ни намёка на характерные для славян на кроваво-красные подбои "оберёжной" вышивки. Для мери же и многих других ф.-у. народов - дело обычное. Рерих знал что-то большее, нежели мы. Апологет славяно-арийства, он был впечатлён увиденным в Карелии не меньше, чем на Алтае и в Гималаях! Чудьский дух глубоко запечатлелся в нём и в его творчестве и стал для него столь же близок, сколь и "арийский".

Об историчности народных преданий.
Акцорин говорил: народ не придумывает, все предания правдивы. Только с течением времени искажаются и переосмысливаются. Всё дело в том, правильно ли мы понимаем содержащуюся в них истину.

Когда речь идёт о широко известных личностях (Иван Калита, Иван Грозный), буквально воспринимать содержание этих преданий не стоит. Интерпретации могут быть самые широкие. См., например, мои рассуждения на эту тему в форуме ("Атлас истории меря").

Иван - имя русское. Но это - официальное, крестильное. А мамки и дядьки кликали "Ваняйкой". В этой форме - насколько оно остаётся русским, а насколько становится... да нет, не просто простонародным, а - как ни крути - мерянским?!
Да и - по обычаям того времени - и у простолюдинов, и у князей было "второе" - традиционное обиходное, восходящее к древним народным представлениям имя. К примеру: Волк, Горазд, Дорога, Неждан... Почему бы подобное имя не мог иметь и великий князь? Я даже не говорю о прозвищах типа "Калита" или "Тугой лук". Но само существование традиции двойного (официального и обиходного) имени свидетельствует о двойственности культурной традиции того времени. Насколько она отражает мерянское влияние - другой вопрос.
avatar
0
5
Конечно режет, всех "историков" направляю к книге Н. Борисова "Иван Калита". А кто хочет пусть посмотрит его выступление
http://intellect-video.com/2250/CHas-istiny--Zagadki-Ivana-Kality-online/

Herubino. А еще возможно будет перевод этого слова с эрзянского , т.е. «финно-угорского санскрита» последует......
avatar
-1
4
Русские назвали Ивана по-своему - Калита

- фраза никому глаз не режет? Ничего, что Калту-Калиту изначально Иваном зовут?
avatar
0
3
Ага, скоро до этого и дойдет, а потом до пирамид рукой подать. Прикалываюсь.
avatar
1
2
Сергей абстрагируйтесь и представьте что это меря строит дубовые стены Москвы Ивану Калите ))))
1-50 51-51
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика