Среда, 28.06.2017, 18:57 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Август » 28 » Мерянское население Костромского Поволжья
23:06
Мерянское население Костромского Поволжья


Для увеличения нажать на иллюстрацию

Костромской край ("Костромаа”) среди других областей Верхневолжья в наибольшей степени сохраняет в своём этно-культурном облике черты мерянского этноса. Методом этно-исторического топонимического картирования в Костромском Поволжье выявлен целый пласт названий мерянского происхождения.

     

Основное внимание на представленной карте уделено названиям жилых селений. Хорошим индикатором былой этнической принадлежности стали исторические названия прежних административных единиц: волостей и станов. Гидронимы дополняют общую топонимическую картину.

Указаны так же некоторые мерянские археологические и этно-культурные реалии: городища и ареалы расселения отдельных племён мери костромской; приблизительная локализация в 18 – 19 вв. «тайных» языков этно-групп мерянского происхождения; галицко-мерянская этнографическая область; галицкая «Мерьская» дорога с ответвлениями. Мерьская дорога – родина таких знаменитых потомков мери, как первый космонавт Юрий Гагарин (отсюда его дедушка) и всеми любимый актёр Михаил Пуговкин (отсюда он сам). Здесь мерянская этно-культурная традиция удерживалась долее всего – вплоть до сер. 20 века.

Мерянские названия с различной степенью интенсивности сосредоточены в нескольких районах Костромского Поволжья.

Наиболее кучно они расположены в «столичном» районе к западу от города Костромы (былой Мерьский стан) и в полосе от Нерехты и Писцова до Плёса, Кинешмы и Юрьевца.

В Галицко-мерянской этнографической области интенсивность мерянских названий не столь велика. Среди прочих выделяется только куст названий Яхнобольской волости. Впрочем, общее число мерянских названий обширной Галицкой области оказывается вполне сопоставимым с числом таковых в районах, прилегающих к Волге.

К востоку и северу от Костромы встречаются изолированные кусты деревень с мерянскими названиями. Отдельные вкрапления мерянских названий сёл и деревень встречаются в средней части Ивановской области.

Низкая частота мерянских названий в ряде районов (к юго-западу и к Северо-востоку от Костромы и в средней части Ивановской области) объясняется расселением здесь славяно-мерянских групп, которые быстрее, чем другие группы костромской мери, интегрировались в средневековое русское обществово и ранее утратили некоторые элементы мерянской традиции. Впрочем, и здесь нет оснований говорить о полном «обрусении».

В р-не Буя и Островского подобная низкая частотность может быть объяснена относительно поздними переселениями сюда мерянского по происхождению, но уже в значительной степени обрусевшего населения из р-нов Костромы и Кинешмы.

В целом же, в сравнении с большинством районов Ярославщины и Владимиро-Суздальского ополья, интенсивность мерянских названий в Костромской земле довольно высока. Кроме названий жилых селений хорошим индикатором этнической принадлежности являются названия волостей и станов.

Любопытно, что если в полосе вдоль Волги они практически совпадают с районами интенсивного распространения мерянских названий жилых селений, то в Галицкой земле расположены в основном вдоль её границ. Сейчас пока сложно с достоверностью интерпретировать такое различие. Возможно, это связано с каким-то особым статусом пограничных р-нов Галицкой земли, позволившем местным мерянским группам долее других сохранять свой язык и традиции.

Такое сосредоточение следов мерянской этно-культурной традиции в Костромском Поволжье не случайно. Здесь, как можно предположить по некоторым этнографическим особенностям и общему характеру жителей Костромского края, в 11-12 вв. сложилось общество, основанное на взаимном доверии и взаимопомощи, - альтернатива господствовавшим тогда военно-феодальным структурам. Славяне-язычники совместно с бежавшей от крещения ростово-суздальской мерей создали на землях мери костромской (и при её деятельном участии) удивительное, ни на что не похожее политическое образование с особой идеологией, основанной на общем стремлении всех вошедших в него этно-культурных групп отстоять свою самобытность.

В конце 12 в. Костромская земля всё же подпала под власть Владимиро-Суздальского князя. Но костромская меря (к этому времени – культурный и генетический сплав мерянских и славяно-мерянских групп) всё же в значительной степени сумела сохранить свою самобытность.

Возле самой Костромы существовал Мерьский стан. Центром его было село Шунга, известное с «домонгольских» времён. Судя по концентрации мерянских названий (дюжина ярко выраженных мерянских и два десятка славяно-мерянского вида), первоначально он расстилался много западнее, нежели можно судить по документам 16-17 вв., – до пол-пути от Костромы к Ярославлю.

Не исключено, что Шунга была резиденцией Костромских мерянских князей. Костома же, став русской крепостью, а затем и центром великокняжеского удела, вобрала в себя окрестное славяно-мерянское население. Отношения между Владимиром (а затем – Москвой) и Костромой – ключ к пониманию внутренних процессов этно-культурной и политической жизни средневековой Руси. Роль же костромского Мерьского стана – сердцевина этого «ключа». Достаточно в этой связи напомнить, что Шунга была вотчиной костромских бояр князей Сабуровых и Годуновых. И что расположенный на землях Мерьского стана и спонсируемый упомянутыми князьями Ипатьевский монастырь стал местом укрытия от напастей Смуты, а затем призвания на Всероссийский царский престол костромских бояр Романовых.

 

Определённые формы феодальной автономии часть территории бывш.Мерьского стана – Шунгенская вол. – сохраняла вплоть до Крестьянской реформы 1861 г. Она входила в «Удельное» ведомство, считалась одной из вотчин государя и не знала над собой частных владетелей – дворян.

Определённое типологическое сходство усматривается между происхождением статуса Шунгенской вол. как гос.вотчины и таковым же Новоуспенской и Тоншаевской волостей Ветлужского уезда – на крайнем востоке Костромской губ.

Некогда (в кон.16 и в 17 в.) населённое ветлужскими марийцами (Вытля маре) Заветлужье являлось государевым ясашным уделом. В 18 в. часть Заветлужья подверглась экономической и земельной «монастырской» экспансии. Здесь появилось русское крестьянское население. Другая часть была заселена старообрядцами-«кержаками».

Но часть Заветлужья всё же осталась за марийцами. И именно эта территория была закреплена за государственным «Удельным» ведомством. В 19 в. население Тоншаевской и Новоуспенской волостей стало смешанным. В 20 в. проживавшие в деревнях в р-не Хмелевиц марийцы полностью обрусели и едва помнили своё происхождение. Тоншаевские марийцы в 20 в. оказались меньшинством на своей земле. Многие тоншаевские русские имели родню среди местных марийцев и догадывались о собственном марийском происхождении. Но в языковом и культурном отношении уже полностью ассоциировали себя с русской нацией.

Возможно, подобные процессы происходили и в р-не Костромы, - только на несколько веков раньше. Стоит только учесть, что костромской Мерьский стан был не просто этнической автономией, но автономией привилегированной, к тому же – экономически успешной и политически влиятельной…

Своеобычность населения Костромского края не ограничивается этно-культурными особенностями. Есть и заметные антропологические и генотипические отличия.

Отличия от среднего белорусского* генотипа (по классическим маркёрам)            .                       *Белорусский генотип близок северо-русскому. Рассматриваем его постольку, поскольку в мерянское Верхневолжье подселялись северные русские – словене новгородские и кривичи.

Отличия от среднего русского генотипа (по ДНК-маркёрам). 

Встречаемость лапоноидных признаков.

Большинство костромичей сочетает во внешнем облике и «славянские», и «финно-угорские» черты. У кого-то больше одних, у кого-то – других. Впрочем, и сам «классический» галицко-костромской мерянский типаж представляет собой некий древний удивительно органичный «европейско-азиатский» (лапоноидный) сплав! Вот она, - меря!

Современныя меря.

Автор материала – Шом-толгай. 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3778 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 8
avatar
0
8
Господа, помогите пожалуйста найти родственников! Дело в том, что мы долгое время живем в Финляндии и хотели бы найти связь с родственниками в Буе (город Буй). Ищем Анну Дивони или тётю Гелю, или родственников Прокуратовой Анны Ивановны 1912 года рождения.
Заранее благодарствуем и просим прощения за вторжение в вашу беседу.
контактный телефон: +358408739253
avatar
0
7
Уважаемый Гражданин!

Первая карта (отличия от среднего белорусского генотипа) взята из книги:
Балановская, Лимборская, Хуснутдинова. Этногеномика и геногеография народов Восточной Европы. М., 2002.
За среднюю величину здесь взята средняя по этносу частотность целого набора генных маркеров (100 аллелей 34 локусов хромосомного генома). Т.е. рассматривается не принадлежность к тому или иному гаплотипу, а генотип человека в его разнообразии. Понятно, что получается нечто усреднённое, не отражающее региональные суб-этнические особенности. Но всё же, это некая точка опоры, позволяющая ориентироваться в пространстве геногеографии.

Вторая карта взята с сайта: http://www.genofond.ru/
В разделе Атласы - карта 173.
Кстати, под № 175 здесь выложена и вышерассмотренная карта на основе белорусского генотипа.

Третья - оттуда же.

С тест-анализами пока не хочу связываться, - наслышан об обычности ошибкок при нынешнем уровне тестов и об афёрах вокруг этого бизнеса. Что бы точно узнать, нужно раз пять пройти в достаточно надёжных фирмах. А ведь это всего лишь гаплотип! Тест же ДНК-генотипа стоит многократно дороже и потому ещё не выходит на кривую дорогу рынка.
avatar
0
6
Что ж Вы удалили мои вопросы? У Вас нет на них ответов?
avatar
0
5
Шом-толгай спасибо за очередной отличный материал
avatar
0
4
Здравствуйте Ожег, все границы достаточно условны. Меря жила и на современных Вологодских землях, во всяком случае там встречаются специфические топонимы. И вероятно проникала на территорию Вятки, хотя конечно Вятка марийско-удмуртско-коми край. Само название естественно не от вятичей произошло а от слова "вотяк", "ватка" - удмурт.

Кстати, что касается антропологии, везде и в Костромской и в Ивановской с Ярославской областях присутствует два типа, близкий к современным марийцам и к прибалто-финам.
avatar
0
3
Здраствуйте, из приведенной карты следует, что северная граница расселения мери ограничивается примерно Северными Увалами. Так ли это?
avatar
0
2
Автор карты – Шом-толгай.

Да, так и есть. За это лето составлены карты мерянских топонимов Владимирской и Ярославской областей. Скоро выложим на сайт
avatar
0
1
интересная карта вверху поста. кто составитель? каждое лето бываю в деревне на реке Кострома где-то между Тёбзой и неуказанной здесь Письмой. кстати, названия большинства более мелких рек и ручьев буйского района так же явно нерусского происхождения.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика