Воскресенье, 26.03.2017, 16:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июнь » 25 » О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 1
23:13
О чем молчат Святые Ели. Семантика ели и культурологические параллели в русско-финнской обрядности. Часть 1

 
Тема  хвойных деревьев в культуре русских пост-финских территорий России и ее финно-угорских народов и ели, в частности, изучается давно, тому подтверждение масса научных трудов весьма компетентных авторов (Шалина И.А., Платонов В.Г, Ершов В.П, Дронова Т.И...), каждый из которых посвящен обычаям и верованиям  народа или его отдельной группы. Но не было еще такой работы, где был бы проведен сопоставительный анализ с целью выявить общие черты в обрядности, связанной с культом дерева, найти те параллели, которые тонкой нитью проходят через пласты культур финской, карельской, коми, удмуртской, русского Севера, средней полосы России (Ярославской, Владимирской губ..), Урала и Сибири. В данной статье будет сделана попытка провести такой анализ на основании изученных материалов по указанной выше тематике.

Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ,

У елей в лапах простертых,
Венки из белых купав.


Н. Клюев. "Заозерье
"

Начать следует, наверное, с тех образов, которые мы хотели бы рассмотреть, и главный из них - это ДЕРЕВО.



Языческое капище коми в еловом лесу. 60 годы 20 века.
 
Культ деревьев в финно-угорских культурах

Первые ассоциации, возникающие при упоминании этого образа -  мировое древо, ось мироздания. Это действительно так, если рассматривать дерево в мировом масштабе.

Но для народов финно-угорской языковой группы дерево - это еще и посредник между миром людей и миром мертвых, НИЖНИМ миром предков. У карел существовал обычай исповеди дереву(1). У верхневычегодских коми умирающему колдуну приносили ель, перед которой он исповедовался и без терзаний умирал(2). По наблюдениям этнографа В.А. Семенова, коми считали все деревья одухотворенными (имеющие души) и связанными с духами предков, они ассоциировались в народных представлениях с символическим путем в иной мир (маркировали путешествие души по мировому древу).

 
Отношение к хвойным деревьям финно-угорских народов

Особой сакральностью наделялись хвойные деревья - ель, сосна, можжевельник, пихта, кедр и пр. Они символизировали вечную жизнь, бессмертие, были вместилищем божественной жизненной силы, имели культовое значение. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям финно-угорских народов о том, что особая жизненная сила и энергия этих деревьев может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие.

Исследовательница старообрядчества в Коми Т.И. Дронова пишет: «В мировоззрении печерских староверов хвойный лес ассоциировался с потусторонним миром. На это указывают выбор места для кладбища – ельник, запрет на одиночное хождение в хвойный лес, который называли темным»(3).


Ель - дерево нижнего мира

Еловый бор – «священная роща» и кладбище выступают как особый локус, как мир предков, который определяет свои законы поведения. В нем все принадлежит предкам, здесь нельзя смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, дрова, рубить деревья. Он может выполнять лечебные функции(4). Ель – дерево мертвых, дерево иного мира, оно связано с культом предков(5).

В религиозно-магических представлениях финно-угорских народов ель была связующим звеном между мифологическими мирами (живых и мертвых) и потому широко использовалась в похоронной обрядности.

О принадлежности ели к иному миру и ее связи с предками красноречиво свидетельствуют священные рощи старинных кладбищ в Карелии, Коми и др. регионах, состоящие из хвойных пород, преимущественно из ели - kuusikko (ельник).

 На карельских кладбищах нередко можно увидеть ель (космическую вертикаль), увешанную тряпочками и полотенцами. В п. Винница существовал обычай поклонения еловому пню на кладбище (все, что, видимо, осталось от культовой ели), к которому крестьяне приносили молоко, шерсть, сало, свечи и деньги(6).

Древний могильник д. Колодно (16 км от Луги) состоял из елей и на одной из них висел каменный крест, который крестьяне использовали в лечении разных болезней, кладбищенскую часовню больные оползали три раза. «Сойдешь на ключ, помолишься на все четыре стороны. Возьмешь с больного хоть крестик или чево-нибудь другое и повесишь на елочку...»(4).

 В карельских причитаниях плакальщица от имени умершего просит приготовить ему «красивые места» (могилу) внутри «золотом истекающих еловых лесов»(7).

В вепской погребальной обрядности отмечается важная роль погребальных носилок (как, впрочем, и у многих других финно-угорских народов), на которых несли умершего до могилы. Их делали из двух еловых жердей, а после погребения их оставляли на могиле (8). Еловыми ветками удмурты стегали друг друга, возвращаясь с кладбища, чтобы духи не следовали за живыми к дому. А на старом кладбище д. Алозеро в размытых погребениях встречаются могилы, в которых покойный был покрыт еловой корой(31). Коми при закладке нового дома для нижнего венца выбирали елку, которой придавалась символика «души предков», а потому и сам народ получил прозвище – «ельники»(9).
Идея древесной ветви как вместилища души досконально разработана Дж. Фрэзером. Интересно, что имеются и прямые указания на эту связь. Так, в Дмитровском крае в Подмосковье, по материалам А. Б. Зерновой, в ветки, которыми украшают стены и передний угол избы на троицу, по местным поверьям, вселяются души умерших родственников.

Крыши могучих северных домов держались на конструктивных деталях, которые получили странное название - «курицы». Делались они из корневища ели. Если учесть, что обильные этнографические материалы постоянно напоминают о соотношении курицы с миром мертвых, то, видимо, название это неслучайно(10).

Почему именно «курица»? Значение этой интересной архитектурной детали еще требует изучения, но все же ряд смыслов уже можно выделить. Точное функциональное определение этой детали дает В. Даль: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю...». Это же определение дает и Словарь русского языка IX—XVII вв: «Куръ — приспособление для поддержки чего-либо, крюк». Но в крестьянском сознании произошло переосмысление этого образа, он оказался связан с миром предков. Вспомним «избушку на курьих ножках», святочные «перевертыши»: «Курочка бычка родила, поросеночек яичко снес» — оба персонажа принадлежат «иному» миру; обычай на поминках перекидывать курицу через могилу. Курица (диалектное) может обозначать «жмурика», покойника; «куриный бог» — камень с дырочкой или горлышко от бутылки являются ипостасью бога мертвых (горлышко керамического сосуда с живым цветком на иконостасе часовни Кирика и Улиты у дороги в д. Почозеро, Кенозерье)(11).

Мотив курицы в духовной крестьянской жизни представлен широко в свадебных, похоронных обрядах, «куриных праздниках», в половой терминологии, сберегательной магии и магии плодородия. Дом и курица в народном сознании оказываются тесно связаны; солома, взятая с крыши Дома, как магическое средство помогает в размножении кур, а убитая курица при въезде в новый дом способствует благополучию хозяев. Известный исследователь мифологической прозы Н.А. Криничная пишет по этому поводу: «курицы, получившие семантически значимое декоративное оформление, осмысляются в похоронных причитаниях и верованиях как одно из мест, где в последний раз показывается воплотившийся в птицу умерший, точнее его душа, перед тем как покинуть навсегда этот мир». «Концам балок — куриц придавали фантастические формы змеи с разинутой пастью или некоего чудовища с рогами»(11).

Известен у финно-угорских народов (карел, финнов и др.) и такой знаковый обычай, как рубить карсикко – особым образом обрубать сучья у хвойного дерева (ели или сосны). Тема эта хорошо изучена А.П. Конкка.  Этот многоаспектный символ вырастает в ритуальном поведении (похоронном, свадебном, промысловом и др. обрядах) до вселенских категорий, несет в себе функции «посредника между мифологическими мирами» - мертвых и живых(12).

Сохранился до сих пор обычай устилать еловыми лапками пол помещения, в котором прощаются с умершим, дорогу, по которой несут гроб. Еловые ветки были материальным знаком животворной силы обрядового дерева (ели), аналога или заместителя мифологического мирового древа(13), в них было средоточие животворной природной силы»(14). На обрубленных ветках карсикко сидели во время ритуальной трапезы, помелом из хвойных пород опахивали могилы в северных районах Карелии, зеленые хвойные ветки бросали в подол молодой хозяйке, что должно способствовать семейному счастью и рождению детей, помелом из хвойных веток подметали под печи и относили его в хлев, чтобы овцы ягнились (14). Хвойную ветку, украшенную лентами, возили в санях с чучелом масленицы или в особых дровнях в праздник масленицы возили еловое дерево в некоторых северных районах расселения русских и в Поволжье (15). Из еловых или сосновых досок изготавливали гроб.

Деревян гроб сосновый,
Ради мене строен…
(Духовная песня старообрядцев)(16) .

У печерских староверов гроб, действительно, изготовляли из ели(17).

В.Г. Брюсова, обследовав часовню в карельской д. Маньга (памятник ХVII-ХVIII вв.), пишет: «Иконы местных писем большей частью писали на сосновых или еловых досках…»(18). Это же явление отмечается и в Сибири – народные иконы там также писались на ели(19). Случайно ли это? Имела ли порода дерева сакральное значение? Карельский искусствовед В.Г. Платонов, основываясь на предыдущих исследованиях И.А. Шалиной(20), В.Г. Брюсовой, Н.Н. Воронина, выдвигает теорию, что анализируемая им икона из Успенской часовни д. Пелкула «Сошествие во ад с деисусным чином» отразила в иконографии «существенные черты древнего погребально-поминального обряда», «связана с погребально-поминальными обрядами, происходившими в часовне и на кладбище при д. Пелкула»(21).

Анализируя коллекцию народных икон-примитивов из этой же часовни, Ершов В.П. пришел к тем же выводам о похоронно-поминальной их функции(22). Каждый персонаж иконы так или иначе «заботится» о благополучии умерших в ином мире, а через них и о живых.


Продолжение следует...

Автор - Ольга Кокуева.
"Metsa Kunnta" Москва.
Фото Геннадий Михеев

1. Конкка А.П. Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокултурные процессы Карелии. Петрозаводск, 1986. 20. Брюсова В.Г. По Олонецкой земле. М., 1972.
 2. Ильина И.В Коми-карельские параллели в религиозно-магических представлениях о ели // Карелы: этнос, язык, культура, экономика. Проблемы и пути развития в условиях совершенствования межнациональных отношений в СССР. Петрозаводск, 1989.
3. Дронова Т.И. Земное бытие - как подготовка к загробной жизни (по этнографическим материалам Усть-Цильмы) // Христианство и Север. М., 2002.
4. Панченко А.А. Народное православие. СПб., 1998.
5. Ершов В.П. Доска для иконы// Свое и чужое в культуре народов европейского Севера. (Материалы Ш Международной научной конференции). Петрозаводск, 2001.
6. Тищенко Е. Представления о деревьях в обрядах и поверьях жителей Карелии // Проблемы археологии и этнографии. Дворец творчества детей и юношества. Петрозаводск, 2001. Вып.3.
7. Конкка У.С. Поэзия печали. Петрозаводск, 1992.
8. Строгальщикова З.И. Погребальная обрядность вепсов // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986.
9. Семенов В.А. Майское дерево в народной культуре европейского северо-востока. (Тезисы) // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа. Сыктывкар, 1990.
10. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
11. Криничная Н.А., 1992, С. 6//Кенозерские чтения.
12. Конкка А.П. Карельское и восточнофинское карсикко.
13. В карельских и финских рунах мировое древо предстает в виде ели с "золотой верхушкой" и ветвями золотыми: На вершине светит месяц / И Медведица на ветках / На краю поляны Осмо (Калевала / Пер. Бельского Р.10).
14. Конка А.П. Карельское и восточнофинское карсикко.
15. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
16. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.
17. Дронова Т.И. Земное бытие - как подготовка к загробной жизни...
18. Брюсова В.Г. По Олонецкой земле. М., 1972
19. Велижанина Н.Г. Народные иконы Новосибирской области из Новосибирской картинной галереи // Музей-4. Художественные собрания СССР. М., 1983.
20. И.А. Шалина, изучая ранние псковские иконы, на которых изображены святые, идентичные иконе из Успенской часовни в Пелкуле ("Сошествие во ад, с деисусным чином"), пришла к выводу, что " святых, представленных на псковских иконах, объединяет одна общая черта: все они так или иначе вязаны с размышлениями о смерти, загробном существовании и спасении праведных...", а сами иконы " служили в древности своеобразными поминальными образами и входили в комплекс храмовых надгробных памятников".
21. Платонов В.Г. Сегозерские письма // Деревня Юккогуба и ее округа. Петрозаводск, 2001.
22. Ершов В.П. Спасы-прародители // Там же.


Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4443 | Добавил: Yalo | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 44
avatar
0
44
Aleksi, большое спасибо за ссылку!
avatar
0
43
О марийских деревьях-знаках: http://illhportal.krc.karelia.ru/publ.php?id=3586&plang=r
avatar
0
42
Все верно; только непонятен подобный обычай жителей кривичского(славянского) Смоленска - супруга говорит, что там путь похоронной процессии устилают еловыми ветками wacko . Кажется, для славян это неведомо wacko ...
avatar
0
41
"Ушёл... Коля..." (с)
cry
avatar
-1
40
Лапник раскидывают позади похоронной процессии.
У нас лапник обязателен и раскидывают перед выносом и по пути следования похоронной процессии.
avatar
-1
39
Я выбледком никого не называл
А кто-кого назвал "выблядком"? Можно ссылочку?
Если кто-то принял на свой счёт - это не его ли проблемы коммуникации?
cool
avatar
0
38
Лан, ухожу я от Мерян, в роду из южных финно-угров только Марийцы Шубины. Вообщем не поняли мы друг друга smile Некоторым спасибо за поддержку
в контакте http://vk.com/id93122515#/id93122515
avatar
-1
37
Дениса Деминова наверное знаешь
С чего бы это? В Посаде 120тысяч населения.
Детсад пошел чесслово... меряние письками.
Кстати, Денис в курсе, что ты его подставляешь?

Ты напиши, кто ты такой.
Про банщика помнишь?
cool
avatar
0
36
согласен, об чем и ссылки.
avatar
0
35
Я выбледком никого не называл , и евреем тоже smile Только и всего....
avatar
0
34
Это Андрей Мерянин?
avatar
0
33
куку, давай завязывай с интернет-боксом.
avatar
-1
32
Дениса Деминова наверное знаешь smile
Ты напиши, кто ты такой.
avatar
0
31
Хотите проверить Магию на расстоянии. Очень просто могу устроить, что бы не лезли в чужию культуру.

Может вам баню растопить? herubino абсолютно прав, ваше поведение напоминает наглое поведение одного этноса, который вечно учит всех жизни... Одним словом, или мы общаемся нормально или отправляю вас в банлист.
avatar
1
30
куку, Мировое древо пронизывает все 3 мира если что cool
avatar
2
29
Хвойные деревья в верованиях русских и финнов действительно связаны с культом мертвых предков и духами Нижнего мира в который они и уходят после смерти.
avatar
1
28
Логика у тебя действително нарушена, Витя, судя по тому, что ты пишешь свою почту.
Объясняю. Ты мне накуй не нужен, поэтому писать я тебе не буду. А если тебе нужен я - мне на эл.адрес пишут через личку.
Есичо, я живу в Сергиевом Посаде. Приезжай, немец, матрёшку дам. biggrin
avatar
0
27
1.Пишет merja
мир предков это всегда именно Нижний мир....

2.Пишет куку
19 merja в том то и дело, что Дерево это верхний Мир.

3.Пишет снова куку
Корни Древа Мира уходят в недра Земли, в страну мертвых, страну предков, во временном значении Нижний Мир или Корни Древа Мира есть Прошлое. Корни Древа Мира, также разветвляются к низу, как и наша родословная.

Я один вижу сложно-сочинённые дефиниции г-на Крекера?
Кто-нибудь видел деревья без корней?
cool
avatar
0
26
herubino :) Вадим Мож встримся. Не до убийства конечно, просто спаринг можно с перчатками kroeker@yandex.ru живу в Тюмени, могу выехать в любой город
avatar
-1
25
нашу культуру

Вы определитесь, господин Крекер, нашу культуру или Вашу.
В нашей культуре фамилии по отцу наследуются, а Вы, господин Крекер фамилию мамы носите.
И, прохоже, лезете именно в чужую культуру. Как стандартный еврей.
В чужой дом приходят без агрессии, если считают, что здесь живут братья.

Хотите проверить Магию на расстоянии. Очень просто могу устроить, что бы не лезли в чужию культуру

Валяй, Крекер. Исполни на мне свою страшную магию.
Думаю, у тебя обязательно получится.
Логика мне подсказывает, что я не ходок на арабские и еврейские форумы...
Впрочем, так и раньше было. cool

По образованию я художник-дизайнер

"Выблядков же отдавать в художники" (с)Пётр I Великий
(ничего личного, просто вспомнилось...)
cool
avatar
1
24
А Вы пишите свою национальсть, я требую.

Требуют горячую воду в бане. У банщика. Ибо уплочено.
Или у жены - супружескова долга.

Господину Крекеру впадлу залогиниться зесь мерянином.
Господин Крекер не может сказать в лоб, одним словом - какого он роду племени.
Господин Крекер взобрался на постамент и насыпал здесь личностных сцылок, которые по определению должны быть интересны только ему.
smok
avatar
2
23
"Моя национальность - русская) Спасибо за комментарии, но они в основном не о семантике хвойных деревьев в культуре ф-у народов." Вы хоть раз закапывали пуповину своих детей у ели, молились ли Вы у деревьев? Дальше закапывайте нашу культуру в Нижний Мир...... Хотите проверить Магию на расстоянии. Очень просто могу устроить, что бы не лезли в чужию культуру.
avatar
-5
22
Yalo

моя ДНК по линии Отца
http://www.familytreedna.com/public/N%20Russia%20%20DNA%20Project/default.aspx?section=yresults

второй результат в Угорской Ветви, предковая линия
154909

Kreker (Kroeker)

Vasilii Zyrianov, b. 1600, Yerensk, Arkangel, RUS.

родословная по линии отца

http://viktor-wind.narod.ru/genealogy/generation1.html
http://viktor-wind.narod.ru/genealogy/generation2.html

материалы о следовании моей игрек Хромосом
http://viktor-wind.narod.ru/genealogy/YDNAKroeker.html

Так, что как на ладони. А Вы пишите свою национальсть, я требую.
avatar
0
21
Моя национальность - русская) smile Спасибо за комментарии, но они в основном не о семантике хвойных деревьев в культуре ф-у народов.
avatar
0
20
19 merja в том то и дело, что Дерево это верхний Мир.
avatar
1
19
Тем более, что мир предков это всегда именно Нижний мир....
avatar
0
18
Верхний Мир.

Верхний Мир это будущее, наше будущее. Наши дети, наши внуки и правнуки. Иногда, когда мы смотрим на дерево зимой, мы видим, как веточки растворяются в небе, и мы уже не видим отчетливо, где кончаются ветви и начинается небо. Так и каждый из нас растворяется в своих потомках. У манси раньше на ветвях древа Мира изображались птички, это символ еще не родившихся детей. У манси есть праздник - Вороний день. Он проходит весной. Главное действо происходило вокруг Древа, а прилетающие вороны символизируют как приход весны, так и рождение новых детей, в это время начинаются молитвы о зачатии детей, под дерево кладутся или на дереве вешаются подарки, для того, чтобы еще не родившиеся детишки знали, что их уже зовут и что они будут любимы.

Вот, что такое для меня Верхний Мир.

Древо Мира моих предков.

В древности манси называли Древо Мира орлиным деревом. Наверху этого дерева было большое гнездо орла. Манси связывали древо мира с Нуми-Торумом. Дерево Нуми-Торума – гигантская береза. Интересно, что доктор Вирт замечал, что в принципе береза также могла символизировать у древних германцев Древо Мира, он находил параллели с североамериканскими индейцами Лакота. На языке Лакота «tan-pa» - Древо Мира, «ta» - переводится как береза, а «tan» - переводится как «Олень». И то и другое было мистическим, сакральным и несло тот смысл, о котором я написал выше.

Известен случай, когда православный священник Стефан Пермский, неся христианство, за два дня вырубил у пермяков священную березу. Все зыряне плакали несколько дней.

Символика мансийской березы. Белая береза в основе своей принадлежала к верхнему миру. Основание ствола березы внизу черного цвета, это символ нижнего мира. Черные черточки на бересте означают неприятности которые встречаются по жизни.

У манси Древо Мира мог символизировать кедр, ель, большие сосны. У мансийских шаманов были и персональные деревья, символизирующие Древо Мира. Мое Древо Мира - это любое вечнозеленое дерево, но твое древо может быть по твоему выбору. Наряжая новогоднюю елку, мы видим в ней символ Древа Мира. Для путешествия в Верхний Мир подойдет любое дерево, в котором ты почувствуешь силу.

У германцев под Древом Мира могли подразумеваться ясень и дуб, но у большинства германских народов это был Кедр или его младшие братья хвойные деревья.

Символику деревьев передавали не только ветви, листья, плоды, но и оленьи рога. Оленьи рога являлись у манси частью головного убора и также означали древо мира и умение путешествовать в Верхний Мир, то есть видеть будущее. "

А национальность мне свою, Вы все таки напишите :)
avatar
2
17
16 Yalo давайте скину Вам одну из Моих работ
http://crow-indians.narod.ru/material/shields/1.htm

это раз. на личности я не переходил. Какой Вы национальности?

И цитата из другой моей работы

ДРЕВО МИРА

Расскажу о Древе Мира моих предков германцев.

Хочу начать с того, что именно германцы спасли новогоднюю елку от святой инквизиции и подарили её всему человечеству, так что новогодняя елка - древнегерманский языческий символ Древа Мира, а звезда, которую мы часто видим на ее верхушке, символизирует Полярную Звезду, которая увенчивает Мировой Столп или Древо Мира.

Древо Мира имеет как временное, так и пространственное значение.

Первое значение.

Древо Мира как Мировая Ось, которая увенчивается Полярной Звездой, вокруг которой происходит движение небосвода.

Второе значение.

Древо Жизни Иггдрасиль символизировало вертикальное строение Мира, Времени и Жизни. Корни его означают Нижний Мир, Прошлое, мир ушедших предков. Крона дерева означает мир Вальгалы, мир будущего, мир потомков, мир, где будет вечная память о героях. Древо Мира является и древом познания и древом предвидения будущего. Бог Один, пронзенный копьем, висел на Игдрасиль, получая знания в рунах.

Нижний Мир.

Корни Древа Мира уходят в недра Земли, в страну мертвых, страну предков, во временном значении Нижний Мир или Корни Древа Мира есть Прошлое. Корни Древа Мира, также разветвляются к низу, как и наша родословная.

Поэтому, обращаясь к Нижнему Миру, мы почитаем наших предков, которые продолжают жить в нас. Мы ведь взялись не из ниоткуда, каждый из нас - словно цветная мозаика, созданная Богом из тех качеств, которыми обладали наши предки. Большая ответственность лежит на человеке, который должен почитать Нижний Мир.

Для нас нет Ада в христианском понимании. Нижний Мир полон как скорби и печали, так и надежды, надежды наших предков на нас. Это очень важно осознать.

Многие люди настолько эгоцентричны, что думают то, что они существуют в этом мире сами по себе. Но каждому будет по вере его. Приходя в этот Мир одни, прожив в одиночестве, они и умирают одни. И их дети, если такие у них будут, тоже будут думать, что они сами по себе. Вот почему они говорят друг другу: мы рождаемся в одиночестве и одинокими умираем. Пусть будет так для них.

Мы же несем знамена наших предков, продолжаем их борьбу, продолжаем их дела, продолжаем их жизнь.

Когда я путешествовал в Нижний Мир в первый раз, я увидел людей, сидящих в темноте, их было трое, потом появился четвертый и пятый. Я тогда стоял у памятника павшим во второй мировой. Они не были похоронены в том месте. Но их фамилии и имена были выбиты на одной мраморной плите. Я пожертвовал табака, и увидел их. Они сначала не поверили тому, что я их вспомнил, они даже подумали, что я обознался. Но я обратился к ним и сказал, - Нет, мои родные, этот табак вам, кто-то ведь из вас курит, и я вас очень люблю. Они были счастливы, я видел, что они сидели во мраке, освещенные только маленькой искоркой, от которой исходил свет. Я потом понял, что это частичка меня.

Спустя несколько лет я опять путешествовал и увидел, уже очень многих предков, они сидели вокруг большого костра. Они были в той одежде, в которой ходили в самые счастливые минуты своей жизни, некоторые были в головных уборах. Они уже приветствовали меня. Потом я стал видеть их жен в свадебных платьях. Они стояли за спинами мужей. Все мои предки не замечали, наверное, друг друга потому, что ни кто из них друг с другом не разговаривал, но я видел их всех вместе. Они были разных национальностей немцы, манси, зыряне. Одно я мог только прочитать в их мыслях, то, что они были счастливы, что я пошел правильным путем. Путем, который позволяет помнить, почитать и любить предков. Вот, что такое Нижний Мир, вот, что такое наши корни. Корни, у которых мы можем научиться мудрости.

Что касается ада в христианском понимании, то я презираю их Ад. Для нас его не существует. Ад в изображении Иеронима Босха ничто иное, как первая европейская порнография с садомазохистским уклоном. Он стал одним из первых европейцев, который материализовал на полотнах свое представление о Нижнем Мире. Другой европейский художник Огюст Роден в своей работе «Врата ада» изобразил ад, как эротическую оргию. И христианский мир им вторит, мир восхищается этими художниками. Пусть они интерпретируют и материализуют свой ад, как хотят.

Если ты Крекер, то ты должен понимать, что Нижний Мир для нас это общение с нашими предками, через которых ты получаешь знания и любовь.

Средний Мир.

Ты хочешь сказать слово, это будущее, ты его сказал, и оно уже стало прошлым. Средний Мир - это наше настоящее, это тонкая грань между прошлым и будущим, это наша Жизнь.

Ты - ствол своего Древа Жизни.
avatar
2
16
куку, вы, кажется, куку)) "Ель, Сосна, Пихта и даже листвинница не МОГУТ БУТЬ НИЖНИМ МИРОМ ......... эти деревья символизирую конечно и Нижний" Здесь вы противоречите себе) Не нужно воспринимать образ буквально, и вне контекста. Смотрите глубже и шире. Ель - она посредник, вместилище душ мертвых, она и символ вечной жизни (вечнозеленая) и плодородия...все эти понятия - суть мироздание (жизнь и смерть).
avatar
2
15
Кстати, советую посмотреть фильм Аватар по этому поводу. Там очень четко представлена Религия, а точнее Древо Мира Эйва. Один к Одному.... Вот почему оно сообщает нам мысли и силу предков. Кстати и новогодняя Елка с тем же символом.
avatar
2
14
на счет жертвоприношений к Древу, манси обычно клали табак, чай, сахар, соль наверное "хлеб, блины, куда сверху кладут сырники и ставят свечку" в более позднее время в связи с быстрой ассимиляцией, особенно свеча странно.
avatar
2
13
Кстати РОга и перья символизируют также верхний мир, вот почему черепа сахатых присутствуют здесь. Зубр или рога оленя или лося, без разницы, они также символизируют Древо, поэтому если на могили просто столб, то череп с рогами или рога превращают его в ДРЕВО МИРА, ДРЕВО ЖИЗНИ.
avatar
2
12
нет не правильно здесь написано..........
терь правильно напишу...........
Ель, Сосна, Пихта и даже листвинница не МОГУТ БУТЬ НИЖНИМ МИРОМ :) Совсем уже сума сошли :)
Все эти деревья символизирую Наш МИР, в том числе конечно и Нижний, но к Нижнему Миру относятся Корни. Они означают Наших Предков. Или нашу родословную. Нижний Мир охраняет Медведь, он животное Нижнего Мира, так как живет в Берлоге. И он символизирует хозяина Нижнего Мира и даже предка. Хвойное Дерево символизирует ЖИЗНЬ И ВЕРХНИЙ МИР. Оно такое потому, что ВЕЧНОЗЕЛЕНОЕ. И вместо Крестов Наши предки на могили Садили Дерево. Таким образом Мы увековечивали память и переносили души наших предков в верхний Мир.
avatar
0
11
Меричъ,действительно так, видела такое в Унороже на кладбище
avatar
2
10
У северной опушки рощи располагался жервтенник Курык-Кугыза - "Горного Старика". Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель - Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных деревьев.

http://www.wise-travel.ru/russia/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%AD%D0%BB/otzyv-902.html

Культовыми деревьями для высших духов признавались березы, липы, дубы, а для низших - ели.
avatar
1
9
У зюздинских коми-пермяков все кладбища в еловых лесах. Некоторым приезжим кажется, что в них грустно и мрачно. Но это наша традиция.
avatar
0
8
Это видимо общее для наших культур
avatar
1
7
Yalo, спасибо, очень интересно!

И кстати еловые ветви присутствуют не только в качестве венков... Лапник раскидывают позади похоронной процессии. Там где этот обычай помнят разумеется... smile
avatar
1
6
И сейчас хвойное дерево присутствует в похоронных обрядах - современные похоронные венки.
avatar
0
5
У марийцев есть "праздник листьев" - "лышташ пайрем", когда они поклоняются дереву, при соблюдении особого обряда, целуют листья живого дерева. Об этом напишу подробнее в свое блоге.
avatar
1
4
Фёдор, это что то принципиально меняет?
avatar
0
3
На картинке лиственница или сосна, но не как уж ни ель.
avatar
0
2
Благодарю за материал, буду вгрызаться...
avatar
2
1
Из обряда мари. Каждым костром поклоняются определённому дереву, которые заранее обозначаются старейшинами. Отметка на дереве нужна для того, чтобы дерево не забылось, не потерялось на последующий обряд жертвоприношения. У каждого дерева сооружается стол из жердей и накрывается еловыми ветками (ель переводится на марийском языке словом «кож» - это слово мужского рода, т. е. Мужское изначалье божества, у марийцев мужчина считается ближе к богу, что подтверждает Юмын таҥ – жених бога). На этот стол приносят хлеб, блины, куда сверху кладут сырники и ставят свечку...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2263
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 827
Статистика
Яндекс.Метрика