В середине 90-х годов прошлого века рядом с Преображенской церковью деревни Ногинская Кинешемского района Ивановской области в ходе благоустройства территории из земли были извлечены два камня с выбитыми на них рисунками. Ввиду своей примечательности камни не были впоследствии использованы в утилитарных целях, они были оставлены при церкви.
В начале 2016 г. кинешемский журналист Михаил Жаров прислал мне фотографии высеченных изображений с просьбой дать комментарии. Было записано интервью для газеты. Но историческая ценность данных артефактов выходит за пределы газетного формата. Они должны быть введены в научный оборот как важные источники по истории духовной культуры населения Верхневолжья.
Наибольший интерес представляет каменная плита формы, близкой к прямоугольной (рис. 1).... Читать дальше »
6.1 Индивидуальная природа краеведческой деятельности
Тематические категории "Представление места или региона" (104 ед.) и "Представление текущей проблемы" данных исследования предоставляют информацию о мерянской краеведческой деятельности. Подкатегории "Краеведческие экскурсии" (26 ед.) и "Автомобильные туры" (6 ед.) последней категории связаны с краеведением (см. Приложение 2). Данные исследования в целом содержат 136 статей по теме.
Большая часть (108) статей, посвящённых местам или регионам, основана на материале, собранном неомерянскими активистами, единолично или же в небольших группах краеведов-энтузиастов. Таким образом, речь идёт об индивидуальном волонтёрстве, совершаемом лицом без принимающе
... Читать дальше »
Создание и публикация материалов на мерянскую тему являются, возможно, самым важным видом волонтёрской деятельности неомерянского движения. Это движение как таковое отражает изменения, произошедшие в сфере краеведения за последние десятилетия. Вследствие развития инструментов web 2.0, библиотекари-краеведы осознали их потенциал и возможность создания заинтересованности даже мирового уровня в том, что длительное время "держали замкнутым в картотеках или витринах" (Мак Ритчи 2011, стр. 89). Неомерянское движение задействует несколько интернет-медиаканалов, включая порталы Merjamaa и "Меря Мир", а также аккаунты Vkontakte. Более того, многие неомерянские актив
... Читать дальше »
Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и остались бы в науке любопытным казусом, не более. Однако, в действительности, интерес к истории и наследию народа Меря на протяжении XIX века только рос. И это не случайно.
Катастрофические события Смуты начала XVII века размыли прежний русско-мерянский по виду культурный пейзаж Верхневолжья. Многие устремились прочь из старых разорённых городов и сёл – за Волгу: на Унжу, К
... Читать дальше »
Новый археологический памятник, относящийся к периоду X-XI веков, и более 60 уникальных артефактов обнаружили в окрестностях Ростова. Чем ценны находки и что с ними будет дальше, узнала Вероника Чигилейчик.
Уникальная находка археологов. Более 60 предметов, значительная часть из которых относится к X-XI векам. Об этом периоде истории известно совсем немного. Последний раз исследования ростовских могильниках проводились 170 лет назад (графом Уваровым). Оттого найденное считается особо ценным. Место раскопок не афишируют - опасаются черных копателей. Специали
... Читать дальше »
Вчера, в ходе длительной полемики в одном закрытом краеведческом чате, один из коллег написал мне:
«... каких-либо доказательств "мерянского" фактора в политогенезе (Северо-Восточной Руси) нет и не предвидится. ... Можете сколько угодно свои (мерянские) пророчества оглашать, но от этого они с реальностью соприкасаться не начнут.»
Решил вынести ответ в канал для широкой публики. Полагаю, будет полезно. Итак, политогенез на Руси в целом и в рамках отдельных её земель (племён) проходил в четыре этапа:
1) VII-VIII вв. — Появление первых прото/государственных образований, т.е. племенных княжеств. В нашем случае это п
... Читать дальше »
Продолжаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки посвященную мерянскому этнофутуризму, защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
4. Современное мерянство в искусстве и культуре
4.1 Этнофутуристические художественные выставки
Данные исследования включают 11 статей о художественных выставках, организованных активистами неомерянского движения (см. Приложение 2). В качестве формы волонтёрской деятельности, мерянские арт-проекты объединяют различные секторы общества. Во-первых, художественные проекты могут осуществляться клубами, когда речь идёт о волонтёрст
... Читать дальше »
В статье продолжается рассмотрение реконструированного ранее автором и А. В. Савельевым этнонима *märə, отразившегося в самоназвании марийцев и в названиях летописных мери и муромы. В финно-угроведческой литературе его принято возводить к деривату арийского *márya- ‘юноша, воин’, однако в связи со сложившейся традицией конкретный арийский источник этого этнонима, время и обстоятельства заимствования не уточняются. Мар .-мер. *märə не может рассматриваться как этноним со значением ‘человек, мужчина’, поскольку подобная семантика выглядит анахронистично с точки зрения типологии этнической номинации. Это слово должно было быть заимствовано как соционим с дополнительной ко
... Читать дальше »
Начинаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
Аннотация
Данная магистерская диссертация рассматривает волонтёрскую деятельность как средство поддержки неомерянского движения в Центральной России. Это движение нацелено на ревитализацию древнего финно-угорского культурного наследия мери через практику культурной филантропии. Краеведение, публикации и арт-проекты - основные формы неомерянской активности, отражающей идеалы этнофутуристического культурного движения.
Длительное время участвуя в мерянском движении и наблюдая за неомерянами, что называется изнутри и снаружи, читая концепты, дискуссии, рассуждения последователей, оппонентов, академических ученых, просто неравнодушных и «залетных» людей на просторах "телеги", зафиксировала много интересных мыслей в философском ключе. Постараюсь изложить их.
Первое время, в начале 2010-х годов, на этапе возникновения некой общности, мерятусовки, мерянисты относили свое течение к этнофутуризму. Здесь стоит остановиться и выяснить, что понимается под этим термином. Например, Ю.А. Лазунина в своей работе «Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры» пишет, что этнофутуризм одновременно и стар, и молод, поскольку включает в себя два взаимоисключающих поняти
... Читать дальше »