Вторник, 28.03.2017, 22:44 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Апрель » 24 » "Взыскую Града Грядущего": Старая вера и мерянский ренессанс. Часть третья
20:34
"Взыскую Града Грядущего": Старая вера и мерянский ренессанс. Часть третья

Концепция «Дела – подвига». Фабрики как храмы. Фабричные посёлки как провозвестники «Града грядущего».

В 18 – нач. 19 в., в ходе превращения староверческой общины из конфессиональной в конфессионально-экономическую обнаружилось, что спасение и возрождение веры стало нераздельно с хозяйственной деятельностью на благо общины. Сформировалась старообрядческая концепция «Дела» – подвига во имя спасения души и веры. Предпринимательский «труд благой» был признан душеспасительным.

Устройство предпринимателями-старообрядцами больниц и рабочих спален для фабричных обусловливалось сохранением конфессиональной традиции общинного распределения результатов предпринимательской деятельности. Хозяин, несмотря на лучшие условия жизни, «не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовно иным, чем рабочие его фабрики». Будучи официально хозяевами своих предприятий, староверы-фабриканты сознавали себя «Божьими доверенными» по управлению хозяйством церковной общины, к которой они принадлежали.

Фабричные цеха становились безопасным местом для отправления многократных ежедневных богослужений: «...внушительное и трогательное зрелище представляет эта громадная толпа суровых молитвенных лиц, то неподвижно глядящих вперед на темные иконы, то с шелестом и все вместе осеняющихся широким крестом, то всей громадой, со вздохами и молитвами, кладущих земные поклоны».

Там же проводились заседания Советов общин, превратившиеся в конфессионально-административные органы управления духовной жизни и местного самоуправления. Фабрика становилась храмом, культовым сооружением и одновременно центром местной жизни.

Подобная нацеленность предпринимателей-староверов на процветание всей конфессионально-производственной общины и соблюдение её нравственного здоровья в значительной степени восходит к традициям позднемерянских общин Верхневолжья. И это не случайно. Целый ряд кланов староверов-промышленников, в т.ч. таких выдающихся, как Морозовы, Куваевы, Бурылины, Горбуновы и ряд других имеют мерянские корни.

Род Морозовых, чья фабричная вотчина располагалась в Орехово-Зуеве (Никольская мануфактура) и в Богородске (ныне – Ногинск) (Богородско-Глуховская мануфактура), справедливо заслужил славу самых крупных благотворителей, оставивших после себя лучшие фабрики России и множество учреждений социальной и культурной сферы. С 1870-х годов Морозовы развернули широкое строительство рабочих казарм с комнатами для отдельных семей, с каминами и пуховыми подушками и с бесплатным проживанием.

При фабриках имелись фермы по 25-30 коров в каждой. Молоко для грудных детей рабочих выдавалось бесплатно. Морозовы выделяли большие средства на развитие и содержание учебных заведений.

Морозовская школа для детей рабочих.

Для рабочих были выстроены больницы, детские ясли, бани, парк со сценой, Зимний театр. На его сцене выступали Шаляпин, Качалов, Собинов, Нежданова, Яблочкина и мн. др.

В Никольском Морозовыми были открыты две библиотеки (Саввинская и Викуловская).  По свидетельству самих рабочих, Савва Морозов за двадцать лет, в течение которых он управлял фабриками, «стремился, чтобы условия труда, казармы, бараки, школы и больница на его предприятии были лучше, чем у других фабрикантов».

Савва Морозов

Тимофей Саввич прибегал к штрафованию рабочих, но не ради лишней прибыли, а только в воспитательных целях, за производственную халатность работника. По свидетельству очевидцев, он потом часами отмаливал грех штрафования, необходимого, по его мнению, чтобы «добиться безукоризненного товара».

Мария Фёдоровна Морозова - супруга Тимофея Саввича и мать Саввы Тимофеевича.

В 1896 г. Савва Морозов перешёл на своей фабрике с 12-часового на 9-часовой рабочий день.

В цеху Морозовской фабрики.

Инспектировавший фабрику полковник П.И. Воронов с удивлением отмечал: «Казармы устроены согласно новейшим требованиям гигиены и санитарии… и содержатся в совершенной чистоте... Бесплатными квартирами пользуется до 7500 рабочих и до 3000 членов их семей. При казармах состоят фельдшера-санитары. Проживающим на наемных квартирах и в своих домах платят каждому рабочему по 1 рублю 50 коп. квартирных в месяц. Розничные магазины за наличные деньги и в кредит обеспечивают пайщиков-рабочих … товарами… Пай общества стоит 5 рублей... Савва Морозов … (для своих рабочих) делал скидку 5% со стоимости продуктов, с других же предметов даже 10 % …; кажись, другого такого благодетеля, как Савва Морозов, во Владимирской губернии не найдешь».

Впрочем, другие фабриканты отреагировали на правительственные планы сокращения рабочего дня неоднозначно. Они небезосновательно заявляли, что для рабочих лучше находиться в «светлом и здоровом помещении фабрики» чем «в душной атмосфере своей избы». Не понимая, о чем идет речь, интеллигенция саркастически воспринимала подобные высказывания. Смысл, который староверы вкладывали в свои слова, многим не понятен и сегодня. Подоплёка же состояла в том, что рабочий на староверческих фабриках и до официального сокращения рабочего дня не работал больше 9 часов. Час уходил на обед, ещё два – на перерывы для молитв. Такого не было на фабриках новообрядческих предпринимателей.

Биржа использовалась староверами не для совершения сделок: договоры заключались в кулуарах. Основная роль биржевого комитета заключалась в представительстве русских, в основном старообрядческих, интересов против зарубежного капитала. Староверы не пускали иностранный капитал в свою деловую сферу.

В нач. 20 века министр финансов И.А.Вышнеградский констатировал: «Наши христолюбивые старообрядцы – «преображенцы» в российском торгово-фабричном деле – великая сила; они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до полнейшего совершенства и цветущего состояния.»

Рабочие Коноваловской фабрики в Вичуге.

В Вичугском крае особо выделяются староверческие династии Коноваловых и Разорёновых.

Наиболее распространёнными среди вичугских купцов-фабрикантов были организации бегунов-странников и Спасова согласия. Вичугские фабриканты строили и содержали храмы, школы, больницы, cодержали знаменитые хоры, поддерживали творческую интеллигенцию. Иван Коновалов и Иван Кокорев выстроили Красную церковь в Вичуге с колокольней-«свечой»

и Хреновскую церковно-учительскую семинарию, выпускниками которой стали всемирно известные экономист Николай Кондратьев и социолог Питирим Сорокин.

Разорёновы были главными меценатами художника Ефима Честнякова, этого певца народной (мерянской) самобытности.

Облицованная мрамором больница для рабочих, 9-часовой рабочий день в 1900 г., и многие другие достижения известного предпринимателя-старовера А.И. Коновалова могут казаться «потемкинской деревней», витриной старообрядчества.

Но вот, - менее известная династия Балиных из села Южа Вязниковского уезда. Здесь для рабочих были построены 3-4-этажные общежития с бесплатными яслями. Для кадровых рабочих – 7-8-квартирные дома. Проживание – бесплатное. Для постройки собственных домов выдавались беспроцентные ссуды.

В доме рабочего в Юже

Медицинское обслуживание – бесплатно. Имелась каменная больница на 50 коек.

В лесу, среди сосен, располагался противотуберкулезный санаторий.

Для инвалидов и престарелых устроена богадельня. В посёлке – профтехучилище для рабочей молодежи. Обучение и пользование библиотекой – бесплатное. К 1910 г. появился Народный дом с театральным залом для профессиональных и самодеятельных артистов.

В Иванове с конца 18 века возникает ситцепечатное производство.

В музее ивановского ситца

Старообрядец Осип Соков выведал секреты крашения на предприятии Лимана. Ситцы, производимые на его мануфактуре, отличались затейливыми рисунками и прочными яркими (заварными) красками.

Старообрядческий Казанский храм в Иваново-Вознесенске. Переделан из корпусов Соковской мануфактуры. Поднятие колоколов на звонницу, 1910 г.

Затем в Иванове выделились две наиболее предприимчивые фамилии: Бурылины и Гарелины. Гарелины, по преданию, были выходцами из Галича (Мерьского). Гарелинская фабрика была лучшей среди местных предприятий. Яков Петрович Гарелин являлся не только предпринимателем, но и меценатом и историком своего края. После его кончины большая часть собранных им книг сформировала основу для городской библиотеки, а позднее составила фонд областной научной библиотеки. В 1850 г. он оборудовал больницу при своей фабрике. На общие средства ряда ивановских фабрикантов в 1861 г. была открыта большая больница для мастеровых и рабочих. А через несколько лет – училище мастеровых и рабочих.

Н.Г. Бурылин и Н.Бурылина (урождённая Куваева).

Капитал Бурылиных приумножился за счет женитьбы Николая Геннадьевича Бурылина на Надежде Куваевой, единственной дочери богатого ивановского фабриканта Харлампия Куваева.

Звательное «кувай!» происходит от мерянского «кува», что значит «бабушка». Тем самым Куваев значит «Бабушкин». Впрочем, в диалектах других регионов существуют иные этимологии этого термина.

На средства Бурылиных выстроена и в 1910 г. открыта отлично оборудованная для того времени «Куваевская» больница.

Дмитрий Генадьевич Бурылин был увлечённым собирателем древностей. В 1911 г. заложил и к 1915 г. выстроил великолепное здание музея.

Вложил средства в открытие при музее «рисовальной школы» – профучилища, готовившего художников по ткани и гравёров. Из этого учебного заведения ныне выросло три ивановских вуза: Хим.-Тех.колледж, Художественное училище и Текстильный институт. После революции никуда не бежал. Последние свои деньги вложил в 1918 г. в организацию в Иваново-Вознесенске Политехнического института. В последние годы жизни был хранителем в созданном им музее.

Д.Г. Бурылин.

 «Фабричный район» Середа (ныне город Фурманов), в частности один из его посёлков – Киселёво являлся оплотом «федосеевщины». Здесь была фабричная вотчина братьев Горбуновых. Григорий Клементьевич Горбунов являлся в нач.20 века председателем Преображенской общины в Москве и признанным лидером «федосеевского» согласия.

В 1880-е гг. выстроил в Киселёве «беспоповскую» (без алтаря, единственную подобную на сотню вёрст!) церковь Св.Троицы.

В 1915 г. провёл в Киселёве сбор федосеевцев Верхневолжья.

Стараниями Горбуновых в посёлке были выстроены казармы – общежития для рабочих, просторная двухэтажная школа, больничный комплекс, богадельня. Вложился он и в ивановскую «рисовальную школу». Не имевшим своего жилья рабочим добавлял квартирные деньги. На праздники выдавал премиальные. При этом, не забывал «почём она копеечка» и не ленился нагнуться за валяющимся гвоздём.

Как глава церковной общины, считал себя обязанным при случае наставлять на ум мужичков безалаберного образа жизни. Увидит кого в рваной шапке – даст новую: «Не позорь ты моё имя!». Запойному рабочему на праздник премию даст не деньгами, а холстом,  – «Неси, мол, жене подарок!».

В делах соблюдал честность и порядок. Говаривали, что один только вид палки-«клюшки», на которую он опирался, даже в отсутствие самого Григория Клементича, вселял в деловых партнёров уверенность в надёжности сделки. Все фабричные с теплотой величали его «Дедушка Горбунов».  

Г.К. Горбунов.

Общие идеалы социально-направленного и промышленно-развитого общества, опирающегося, при этом, на исконные духовные традиции русского народа, сблизили кланы Горбуновых, Бурылиных и Морозовых. Екатерина Викуловна Морозова вышла замуж за Василия Александровича Горбунова, племянника Григория Клементича.

После революции, с началом «красного террора», от руководства фабрикой его отстранили, самого арестовали и требовали какие-то миллионы. Между тем, снабжение фабрики расстроилось и производство резко упало. Фабричные устроили многотысячный митинг, требуя «вернуть Дедушку Горбунова».  Выпущенный к тому времени из под стражи Григорий Клементич подсказал рабочим, как выправить положение со снабжением и наладить производство. Однако, чекисты расценили этот митинг, как антисоветское выступление и арестовали несколько десятков мастеровых – активных его участников. В результате, фабрика встала окончательно. Горбунов до конца оставался со своей общиной, со своими братьями во Христе.

Киселёво: ф-ка Горбуновых «Нижний Двор».

Осознанная социальная направленность деятельности фабрикантов-старообрядцев, их нравственная ответственность за благополучие своих общин, резко контрастировали с образом действий прочих предпринимателей, заботившихся наперёд о собственном прибытке. Они указали путь самобытного и, при этом, поступательного развития русского общества. Но многие, даже тогдашняя интеллигенция, этого не поняли. В результате, Россия потеряла тогда шанс преодоления своей «болезни роста» без особых потрясений и жертв. Ныне мы находимся на новом витке развития, когда правильный выбор духовно-нравственных приоритетов вновь становится решающим для нашего будущего.

Подвижники Старой веры шли каждый своим путём. Но ни один из них не был путём равнодушия, забвения и духовного предательства. Вера в возможность проявления человеком лучших своих, ниспосылаемых свыше качеств, вела их по жизни. Дела многих из них люди до сих пор поминают с большой теплотой. Как же не хватает в наше время их веры и их устремлённости!

Вичуга: ф-ка Коноваловых с портиком – элементом храмовой архитектуры.

Каменка на Волге: ф-ка Коноваловых.

Цех Коноваловской ф-ки в Каменке.

,

Больница для рабочих в Вичуге.

Родильный приют в Вичуге.

Вичуга: ясли для детей рабочих.

 Школа в Родниках.

Автор: Василий Малышев. Кохма. 
Продолжение - Первая часть
Продолжение
 - Вторая часть

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 903 | Добавил: Шом-толгай | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 2
avatar
0
2
хорошая публикация!
avatar
2
1
Спасибо большое, очень интересные публикации, очень понравилось! smile
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2264
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 828
Статистика
Яндекс.Метрика