Село
Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера,
переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро
Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках
километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так
давно, и тоже является мощным местом Силы.
Эти два святых озера образуют
как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается
главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих
мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых
деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они
двуеверцы.
Вокруг
них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добывают
дрова, грибы, ягоды и зверя и ходят к ним со своими радостями и бедами..
Так было и двести и тысячу лет назад. Так будет. Сколько продлится это
равновесие, не знает никто.
Бытует здесь, в Нестиарах, и своя легенда. Живет она уже много веков. На Нестиар прилетела… церковь.
Однажды
городке Васильсурске срубили храм, а в него поместили чудотворную икону
Варлаама Хутынского. Пришли наутро освящать — а храма и нету! Нашлись
очевидцы, которые видели, что храм поднялся в воздух, повисел на Волгой —
и медленно улетел на Север — над лесами, над болотами… Представляете:
утром выбираются нестиарцы из своих изб — а пред ними красивый
деревянный храм! Легенда говорит, что он "невидимо стоял на озером”, а
после приземлился на высоком берегу. Все местные убеждены, что так оно и
было. Если учитывать, что Васильсурск основан отцом Ивана Грозного в
начале XVI века, можно предположить, что случилось это около пятисот лет
назад. Вообще мотив летающей церкви сильно напоминает мотив летающих
камней-сейдов финно-угорской Лапландии. Сейд – по понятиям Карелии
саами - это природный объект, в котором живёт почитаемый Дух.
Сейды
бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные,
всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило,
рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на
несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение.
Слышат звон, а не знают…
И
еще одна легенда. Говорят, во времена старца Нестора здесь был
монастырь. Когда татары подступили к нему, он ушел в воду, дабы не
сдаться на поругание. Татры видели, как монастырь под землю ушел, а
образовавшуюся бездну стала медленно заполнять вода. Легенда, очень
похожая на сказание о граде Китеже на соседнем озере Светлояр. Кстати
эти озера — братья. И по судьбе, и по географии, они ведь одной водной
системе принадлежат. Прилет церкви на Нестиар — не напрасная
случайность, а особое благословение не сдавшемуся монастырю
В
подводный монастырь с праведниками, которые живут в воде, молятся, поют и
идут крестными ходами, здесь верят абсолютно все — уже хотя бы потому
что многие хотя бы раз в жизни слышали колокольный звон, доносящийся из
недр озера. Некоторые учёные находят этому объяснение: звон по руслам
рек и по низинам доносится со стороны Макарьевского Желтоводского
монастыря, за 40 километров. Такое свойство необыкновенное имеет звук,
ведь даже колокольный звон — всего лишь волны. Но как объяснить такой
факт: звонили таинственные "подводные” колокола и во времена, когда
Макарьевский монастырь был закрыт и разорен. Мне лично кажется, суть не в
том, откуда звон. Важно, что люди верят. Как все-таки прекрасно жить у
озера, в голубизне которого обитают праведники!
Нестиар
абсолютно кругл, он подлинное "око Земли”. Озеро зарастает, в этом
заслуга одного из председателей колхоза: он приказал расширить русло
речки Исток, которая вытекает из Нестиара, отчего вековое движение воды
нарушилось. К тому же засорились родники, питающие озеро. Исток впадает в
Быстрец, тот — в Люнду, дальше — Ветлуга и Волга. Поговаривают, что
есть-де подземная река, связывающая Нестиар со Светлояром, но гипотезу
так никто и не доказал. Проблема озера в том, что к его берегу можно
теперь подойти только с северо-восточной стороны. Нужно бы чистить
озеро, спасать чудесный водоем, однако сейчас нестиарцы заняты иным: они
как и миллионы жителей коренной России ограблены до нитки, брошены
Москвой на произвол судьбы и выживают....
Вперед, в прошлое!
В
связи с административной реформой больницу в Нестиарах закрыли.
Посчитали так: 1000 человек — это люди, 700 — нет. Больница положена
только для 1000, а в Нестиарском поселении проживает 700. Хорошо еще,
оставили стационар, даже зубного врача не сократили. Народ воспринял
закрытие больницы как очередной шаг назад, в XIX век. Что следующее в
очередь на ликвидацию — школа, клуб, почта?
Из 700 человек трудоспособных здесь 290. 159 трудятся в бюджетной сфере,
131 — безработные. На биржу из них встали лишь 20, остальные
"крутятся”. Некоторые заплутали в алкогольных лабиринтах, но большинство
пребывает поисках средств к пропитанию.
Нынешняя реалия Нестиар — непрерывный стук топоров с разных концов села.
Здесь даже заведующий клубом — и тот мастерит. Поскольку главное
окружающее богатство — леса, аккурат все непьющие мужики плотничают да
столярничают. Делают это в кустарном порядке, не зарегистрировавшись в
качестве предпринимателей, а потому о своей сермяжной правде боятся
говорить любому постороннему.
Самый знаменитый нестиарский древоделец — Александр Сычев. Он знаменит
тем, что целые детские городки рубит. Говорят, образы мастер берет из
того монастыря, что там, под водой запрятан. Заказчики — из городов и
районных центров, там ценят искусство, тянущее корни к древности.
Мастера я застал аккурат за работой: он рубил заказ из целых двадцати
шести "позиций”. Помогали ему два мужика, Володя и Юра; как Александр
объяснил, они из Заозерья, братья. Били беспробудно, а теперь при деле и
вроде как зареклись от вина. Жена Александра — главный врач Нестиарской
больницы. Мне очень хотелось поговорить с ней о нестиарском варианте
национального проекта "здравоохранение”, но она отказалась, сославшись
на нездоровья. Я заподозрил, что болезнь ее напрямую связана с закрытием
больницы и теплых (а возможно и нематерных) слов у этой замечательной
женщины по поводу всего, что творится в нашей стране, в запасе нет.
Супруг ее не намного словоохотливее. В Нестиарах вообще на слова скупы.
Александр — профессиональный мастер лесного хозяйства. Трудился он в
лесничестве и ушел на свободные хлеба еще 20 лет назад, на самой заре
пресловутой перестройки. Он не хвалясь утверждает, что из дерева может
сделать все — от колодца до коттеджа. А тот, кто ремеслом владеет,
никогда не пропадет.
Жизнь по мнению Сычева сейчас нормальная. Даже несмотря на то, что нет
уверенности в завтрашнем дне. Вот сегодня есть заказ, завтра не будет — и
все равно не пропадет мастер. Лес спасет. Только одно беспокоит
мастера: молодежь рожать не хочет. Наверное боятся неопределенности. Но и
это по мнению Александра временное; покрутятся в городе-то, поймут, что
природа, свобода и покой гораздо дороже "плодов цивилизации” типа
казино или кабаков. Истина, по мнению мастера, проста: построй дом,
воспитай детей, посади деревья. Уж деревьев-то Сычев посадил вдоволь!
Геннадий Михеев.
|