Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых...
Наш край, наш край, наш край родной, –
О, звук, всех громче слов!
Чей кряж, растущий над землёй,
Чей брег, встающий над водой,
Любимей гор и берегов
Родной земли отцов?
Нам люб потоков наших рёв,
Ручьёв бегущих звон,
Шуршанье листьев, тёмный лес,
Свет звёзд и Солнца луч с небес –
Всё то, чью песню и чей вид
Душа всегда хранит!
Отцы дрались за край родной
Умом, мечом, сохой.
Здесь ночь за ночью, день за днём
Народный дух пылал огнём –
В согласье с доброю судьбой,
В борьбе с судьбою злой.
Великий северный наш край,
О, древняя земля!
Здесь наша пристань, наш приют,
Здесь деды жили, дети здесь растут,
И твоя бедность – не порок,
Родимый уголок.
Ты расцветёшь, наш бедный край,
Сорвав позор веков!
Пусть наши вера и любовь
Тебе помогут, ты воспрянешь вновь!
И наша песнь домчит свой зов
До будущих веков!
"Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых..." — эта стихотворная строка Александра Блока, написанная более полусотни лет назад, точно отражает растерянность ученых того времени в отношении древних финно-угорских этносов. Хотя впервые они были упомянуты еще в древнерусской летописи "Повесть временных лет"...
Известно, что Русских принято относить к славянским народам. Но этническая основа любой нации всегда складывалась из огромного количества народов и племен. Центральное положение при формировании Московитов-Русских в средние века занимали финно-угорские народы Меря, Мещёра, Мурома. Они жили на обширной территории современных Московской, частично Тверской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской областей. На основе раскопок мерянских древностей ученым удалось установить в общих чертах границы проживания Мери около тысячи лет назад. Они включают обширные территории в верхнем течении Волги, в пределах бассейнов таких ее притоков как Молога, Кострома, Которосль, Унжа и все междуречье рек Волги, Клязьмы и Москвы. Именно здесь находится сердце Московского государства — России, и здесь формировалось этническое ядро Российского народа. Северо-Восточные княжества: Ярославское, Переславское, Владимиро-Суздальское, Московское, где позднее воссел Великий князь, полностью совпадают с границами расселения народа Меря.
Сердце Московии
Из данных археологических раскопок и исторических источников следует, что колонизация славянами Северо-Восточной земли происходила медленно, без крупных войн и конфликтов. Она осуществлялась преимущественно силами младших князей, не имевших княжеских "столов" на своей исторической родине, и славянскими христианскими монахами. Но насколько обширной была эта «колонизация»? Это достаточно сложный вопрос, ибо с археологической точки зрения период данной колонизации почти нигде не прослеживается: за финно-угорскими культурными слоями сразу следуют средневековые древнерусские. Следует обратить внимание: не славянские, а именно древнерусские, когда материальная и духовная культура Северо-Востока более-менее унифицировалась.
Как же славянам удалось полностью колонизировать огромную территорию размером больше Франции за 100-200 лет? Официальная российская, советская, историческая наука утверждает, что народ Меря ассимилировался ровно за этот короткий срок....
Вид на реку Сару с Сарского городища.
Аргумент о слабой заселенности территории Московского государства не выдерживает критики. Попади мы в то время, нашему взору предстали бы десятки городов – Сарское городище (Ростов), Суздаль (исконное мерянское название Суждал), городища, на основе которых развились Владимир-на-Клязьме, Москва (от мерянского «моска» — конопля), Клещин (позднее Переславль-Залесский), Углич, Галич-Мерьский, Плёс, Кострома, Шуя и так далее; тысячи мерянских деревень и поселков по рекам, около плодородных ополий, развитая материальная культура, включая сельскохозяйственную. Мы бы увидели древние сакральные центры мерянского язычества — Синий Камень на Плещеевом озере, капища на озере Неро в Ростове и Ярославле, а так же сотни других. Первая столица на территории Московии тоже была мерянской — это город Сар, бывший в то время столицей Мерянской земли (находился в современной Ярославской области), эдакий прообраз столиц будущей Московии.
Слева направо: житель Дмитрова 14-15 века, житель Москвы 15 века (реконструкция по черепу), женщина народа Меря из городища Плёс. Волга. 12 век (реконструкция по черепу).
К приходу славян (который нельзя назвать массовым) с Юга и Запада, здесь (на территории будущего княжества Московского) кипела бурная жизнь. Меряне были лидерами тогдашнего финно-угорского мира Европейской части современной России. И поэтому они стали субстратом для строительства на основе привнесенного славянского языка, христианской религии - Владимиро-Суздальского княжества, и позднее Московского-Российского государства. Они стали основой для формирования ядра современного Русского, Российского народа. Но этнически во многом остались финно-уграми. Что было неопровержимо доказано в ходе исследования генофонда Русского народа в 2005 году. Генетическое расстояние между Русскими и финно-уграми оказалось 2-3 единицы, то есть фактически это один огромный народ.
Венгерский всадник, финно-угорская девушка и финно-угорский воин
Славянский язык стал для Мерянского народа языком новой элиты, языком межрегиональной торговли и новой религии. Язык народа Меря, где, как установлено, было много диалектов, на эту роль не подходил, и вымер в 18 веке. Точно так же ирландцы 300-400 лет назад перешли на английский язык, этнически оставшись кельтами.
В нашу бурную эпоху глобализации и утраты своих корней всё больше людей обращают свой взор в глубины древнего наследия — устное народное творчество, художественное выражение самобытности, эпос, мифы... Краеведение, легенды и мифы помогают нам постигать не только историю, но и особенности мышления, мировоззрения наших предков, а главное лучше познавать самих себя, впитывать вековые сокровенные мысли нашего народа. Археология, накапливая бесценные памятники материальной культуры, — орудия труда, утварь, украшения, оружие, отвечает на вопрос: как, в каких условиях жили предки. Эпос и фольклор отвечают на вопросы о внутреннем мире предков: о чём думали и как воспринимали люди многообразный мир в отдалённые исторические времена.
Обратимся к корням и мы, русские, россияне! Ибо осознание своих финно-угорских корней наряду со славянскими и балтскими позволит нашему народу наконец-то почувствовать себя не пришельцами со степного Юга, или болотистого Запада, но исконными хозяевами своей Земли.
P.S. Уважаемые друзья и гости сайта, обращаем Ваше внимание, что наш сайт не политический, а культурологический. Сайт создан с целью систематизации существующих на сегодняшний день разрозненных научных, исторических, лингвистических, этнологических и краеведческих материалов по теме древней Мерянской и средневековой Русской культуры, а так же культур соседних финских, балтских и славянских народов, сбора воедино мнений авторов, изучающих данную тему! Мы будем рады всем Вашим замечаниям, комментариям, любой помощи... Публикуя информацию на сайте, мы не стремимся утверждать, что это единственное верное , безапелляционное Знание и иных быть не может. Мнение авторов не всегда совпадает с Вашим или Нашим мнением. Дискутируйте, присылайте свои авторские материалы. В наших спорах обязательно родится истина!