Археология Верхнего Поволжья
Кибол. Подарок к Дню Археолога
Секреты Кибола. В суздальской деревне археологи раскопали древнее мерянское кладбище
Не только у жителей суздальской деревни Кибол вызывают интерес археологические раскопки, которые ведутся здесь с начала тёплого сезона, но и у случайных прохожих... В Киболе останавливаются проезжающие машины, привычно преодолевающие грунтовку. Подходят, расспрашивают, удивляются.
Все началось с того, что дорогу до Кибола решено было привести в современный цивилизованный вид. А перед строительством, как и положено, начали раскопки. Сюрпризов археологи не ожидали. Но оказалось, что трасса проходит по территории средневекового мерянского кладбища. Это новость потрясла местных жителей.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/kibol_podarok_k_
dnju_arkheologa/2013-08-14-789
Археология. Мерянский Унорож открывает тайны
В галичском селе Унорож с 3 по 13 сентября работала Костромская археологическая экспедиция из семи человек под руководством научного консультанта КГУ Александра Новикова. Вблизи Церкви Благовещенья ими были обнаружены следы финно-угорского мерянского города X-XI веков, который XII-XIII веках плавно перешел в древнерусский город.
Но у археологов есть все основания полагать, что люди здесь жили и гораздо раньше: "Находки, сделанные на этом месте, указывают на то, что в 7-6 тысячелетиях до нашей эры здесь уже существовала сезонная стоянка наших далеких предков эпохи мезолита и укрепленное финно-угорское городище периода раннего железного века в первом тысячелетии до нашей эры", - рассказал руководитель э...
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/arkheologija_merjanskij
_unorozh_otkryvaet_tajny/2013-09-19-804
Меря участвовала в формировании Древнерусского государства без присутствия славян.
akim_trefilov пишет в паблике vjesmerjamuroma ...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление. (Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)
"Черные копатели" разграбили мещёрский клад
Представляем вашему вниманию фотографии весьма редкого и оригинального клада бронзовых украшений, относящихся к племени – Мещёра, которые жили в среднем течении Оки в период с II по XVII века.
В Муромском историко-художественном музее открылась выставка "Археология Мурома"
1 ноября Муромский музей открыл выставку "Археология Мурома". Она охватывает 11 тысячелетий: с древнекаменного века, когда по берегам Оки бродили мамонты, до XII столетия – героической эпохи богатыря Ильи Муромца. Раскопки древностей на Муромской земле начались с открытия палеолитической стоянки в селе Карачарово пионером русской археологии графом А.С. Уваровым в 1877-1878 гг. и продолжаются до сих пор. Останки мамонтов и шерстистых носорогов, отшлифованные до удивительной гладкости каменные топоры, керамика с узором из «ямочек» и гребней, затейливые бронзовые украшения племени мурома давшего имя самому городу, каролингские мечи муромских воинов и многое другое – вот неполный перечень археологических находок, представленных на выставке.
Меря на конференции «Древняя Русь и средневековая Европа».
В Ростове в государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Древняя Русь и средневековая Европа. Это событие имеет не только местное, межрегиональное, но и международное значение. Международная конференция, которую государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» организовал совместно с Институтом всемирной истории РАН, – это венец работы, проведённой в ходе подготовки к 1150-летию Ростова. В рамках конференции состоялся доклад заведующего археологическим отделом музея-заповедника «Ростовский кремль» Алексея Каретникова: «Включение племенной территории мери в состав Древнерусского государства».
Владимирские археологи нашли дорогу, ведущую к Серебряным воротам?
Где находятся Золотые ворота во Владимире, покажет даже шестилетний мальчишка, а вот где располагались Серебряные ворота? Последние находки владимирских археологов позволили уточнить их местоположение.
Поиск Серебряных ворот — идея-фикс владимирских археологов. Уже много лет они пытаются найти их местоположение. В летописи сказано, что великий князь Андрей Боголюбский украсил эти ворота серебром, но вот что они из себя представляли — деревянные были или каменные — неизвестно. Было предположение, что Серебряные ворота выходили на Лыбедь и располагались по правую руку от Большой Нижегородской улицы в районе нынешнего завода «Владалко». Но там их не нашли. В этом году археологи снова нашли зацепку.
К вопросу о состоянии исторической науки в России. Анекдот
Леонтий Ростовский крестит мерянских деток в Ростове. Скоро местные убьют Леонтия, а митрополичья кафедра останется пустой на долгие годы
Британские ученые Отечественные историки сделали поразительное открытие: Меряне поклонялись Вепсу. Одна из основных моногафий по истории и этнологии Русского Севера (и Мерянской Руси, а то ж): "Русский Север: этническая история и народная культура. XII - XX века". РАН, Институт этнологии и антропологии. Москва 2001 г.Глава 3. Население центральных районов Русского Севера. Цитата: Во второй половине XII в., по сообщению митрополита Леонтия Ростовс...
К вопросу о земледелии финских племен раннего железного века в Верхнем Поволжье
Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было
Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.
Подробнее - http://merjamaa.ru/news/massirovannoj_
slavjanskoj_kolonizacii_rostovskoj_zemli_ne_bylo/2012-08-14-620
Татищев Погост. К истории мери
О начале археологических исследований в с. Татищев Погост я уже писал здесь Пора написать и о завершении. Тогда (в мае) мы нашли хороший участок: зачистка показала что слой возможно не переотложен распашкой, да и венчик сосуда там был на редкость крупный. Позже заложили шурф 1х2. В разрушающейся части памятника. Она же и самая захламлённая: многочиленный металлический мусор (ещё советский), на земле пятна нефтепродуктов. Начало было конечно не радостное — асфальтовый дёрн на селище это всё-таки неожиданно. Но кое-как отковыряли.
Разграблены ещё три могилы наших предков. Геноцид археологического наследия Ростовской земли в самом разгаре...
Автор Ursus в блоге Ростовская земля пишет: С сожалением публикую, то, что увидел на курганном могильнике и городище у д. Филимоново (урочище "Марья Святая"). Ценность данного могильника обусловлена его сохранностью: это самый крупный (на данный момент) из курганных могильников в Ярославской области. ПОКА самый крупный. В июне — июле этого года на памятнике варварски были разрыты три подкурганные могилы XII в. Немного статистики: В 1881 г. А.А.
Векса вологодская. Тишина.
Еще недавно эти земли считались безлюдными вплоть до возникновения древнерусской Вологды, упомянутой летописью уже после монгольского нашествия. Но археология делает наши знания о прошлом точнее и глубже. У впадения в реку Вологду Вексы, вытекающей из окруженного болотами, когда-то бывшими его частью, Молотовского озера, найдено древнее поселение, тянущееся вдоль берега почти на полтора километра. Исследования культурного слоя, серого суглинка с углями и черепками посуды, достигающего двух метров, показали – люди жили здесь с каменного века, с конца V тыс. до н.э. – и до XII века. Изредка селище заливала река, возникала небольшая прослойка стерильного грунта. Но вода спадала и люди возвращались на это место.
Рунические знаки Верхнего Поволжья
(рис.1) Рунические знаки: а - Алабужское мерянское городище (по П.Н. Травкину),
б - Алеканово на р.Оке (по В.А. Городцову), в - средневековый Плёс (по П.Н. Травкину).
Необходимо отметить заслугу волхвов Верхней Волги как первых хранителей (а также, видимо, разработчиков) ранних форм письменности. Применительно к нашему региону это так называемые восточно-европейские руны, находящиеся в настоящее время в стадии собирания и расшифровки. Основными источниками новых сведений здесь становятся материалы археологических раскопок, и главные надежды на новые образцы письменности следует, видимо, увязывать с финскими протогородами - мерянскими культурными центрами, где роль волхвов была особенно велика
Дорога к Предкам. Некрополь мерянского Плёса.
Плёсский домонгольский некрополь, сохранившийся до наших дней без существенных повреждений, с полным основанием можно отнести к числу редких, если не сказать уникальных, археологических комплексов Мерянии. В силу ряда обстоятельств, он на сегодняшний день оказался практически единственным источником по погребальному обряду жителей малого города восточной части Волго-Клязьминского междуречья. Памятник расположен в черте современного города, в его парковой зоне, на горе Холодной. Это - восточная оконечность исторической части Плёса, и, таким образом, к моменту ордынского разорения могильник находился непосредственно над усадьбами домонгольского посада, шедшими цепочкой вдоль берега Волги.
Меряно – славянское поселение и могильник Сунгирь. Т.О. Галкин
Сообщение посвящено введению в научный оборот ряда находок со средневекового селища Сунгирь, в данный момент находящегося в крайне плачевном состоянии и постоянно подвергающегося разорению со стороны т.н. «черных археологов».
Спят курганы темные... Гипотеза о словенах, как колонизаторах Мерянской земли является безосновательной.
Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.
Наши воинственные предки
Когда речь заходит о мере, говорят о ее мирном и дружелюбном характере. Мол, древнерусская народность на Северо-Востоке возникала спокойно, без кровавых схваток, первые города в мерянских землях – Ростов и Белоозеро – не имели укреплений, и значит – в отличие от находившейся в степном булгарском пограничье мордвы и от известных своими набегами беспокойных мари–черемисов - меря была народом тихим и не воинственным.
Однако, думая таким образом, мы становимся похожи на историка-славянофила Елпидифора Барсова, который, поскольку археологии XIX века еще не были известны мерянские поселения на берегах рек, всерьез решил, что меря боялась воды, и передвигалась только посуху.
|
|