В селе Чукалы Большеигнатовского муниципального
района Мордовии в субботу, 10 июля, состоялся традиционный эрзянский
праздник «Раскень Озкс» («Родовое моление»). Для участия в мероприятии
прибыли Эрзя со многих российских регионов.
«Раскень Озкс» собрал представителей диаспоры из России, Украины и
Финляндии, всего собралось около 7000 человек.
10 июля в селе Чукалы Большеигнатовского района состоялся ежегодный
эрзянский праздник «Раскень Озкс» (Родовое моление). Место проведения
торжества выбрано не случайно. Согласно преданию здесь захоронено 11
тысяч Эрзянских воинов, павших после битвы с ногайцами. Под курганом в
братской могиле находится саркофаг с останками.
Вот что рассказала участница праздника Вирява на страницах форума Эрзянь
Ки - Валт-мельть 2010 иень Раськень Озксось кувалма
Раськень Озкс начался для меня за два дня до его непосредственного
проведения. В Большое Игнатово меня и Людмилу Круглову – Эрзянку из
Челябинска, привез Олег - сын талантливого резчика Александра
Алексеевича Наумова. С Александром Алексеевичем я познакомилась в
июне-месяце на выставке резчиков в городе Сестрорецке, незадолго до
своей поездки на Раськень Озкс. Хватило и дня, чтобы почувствовать
жизненные устремления друг друга и успеть подружиться. Александр
Алексеевич – умелец на все руки: он не только великолепный резчик, но и
опытный печник, мастер по каминам, ему, как никому другому, подходит
меткая эрзянская характеристика «кедьсуров». Именно ему и было поручено
изготовление священного Штатола для Раськень Озкса.
Работы были в самом разгаре. Необходимо было нарастить штатол до
требуемой высоты. Мне посчастливилось принять участие в этом
ответственном процессе – ломать хворост для костра, на котором
разогревался воск – шта. Костер при этом не должен быть слишком большим,
так как нельзя допускать закипания воска. После отливки штатол
необходимо как можно скорее охладить, чтобы воск застыл и штатол принял
правильную устойчивую форму. На изготовление священной свечи уходит 250
кг воска, при цене 300 руб. за килограмм нетрудно подсчитать, что общая
стоимость составляет 75 000 руб. К счастью, эрзянские пчеловоды понимают
значимость Раськень Озкса, и, по мере возможности, помогают собрать
необходимое количество воска-шта.
Для проведения Раськень Озкса были направлены бюджетные средства,
которые использовались по моим наблюдениям на следующие мероприятия:
1) Установка сцены для праздничного концерта и ее демонтаж по окончанию;
2) Концерт фольклорных ансамблей;
3) Предоставление и доставка до места проведения и обратно
радиоаппаратуры;
4) Приобретение жертвенного быка;
5) Устройство палаточного городка;
6) МЧС, скорая помощь, милиция;
7) Питьевая вода;
8) Скамейки для зрителей, которых было явно маловато.
Возможно, что-то выпало из поля моего зрения, не обессудьте, это не
сознательно, а всего лишь от недостатка информации. Но мне было бы
небезынтересно посмотреть хоть краем глаза на отчет о постатейном
расходовании денежных средств на проведение Раськень Озкса. И думаю, что
такую информацию мордовские чиновники обязаны опубликовать, так как
речь шла о значимой сумме.
Что бросилось в глаза и не понравилось? Это практически полное
отсутствие рекламной компании о предстоящем проведении Раськень Озкса в
самой автономной Республике. Мордовия обошла молчанием это знаковое
событие, и мало кто из ее жителей был в курсе, что именно проходило на
мааре у села Чукалы Большеигнатовского района. Чиновники Мордовии
пытались, на мой взгляд, извратить саму суть Раськень Озкса, нарушить
сакральный характер всеэрзянского моления. Именно с этой целью и была
установлена концертная площадка практически у подножия священного маара,
именно здесь мордовские функционалы начали свои «праздничные»
песнопения, именно отсюда шла постоянная угроза для эрзянского
священнодействия.
Но всё же, моление состоялось несмотря ни на что. Состоялось то, ради
чего съехались на эту молельную поляну эрзяне со всех концов России, то,
во имя чего каждый из нас привез сюда горсть своей родной земли, на
которой мы в настоящее время живем, трудимся, мечтаем, растим детей. Мы
возложили эту землю на курган наших предков, тем самым дав им знать, что
эрзяне живы, что время последнего часа еще не пробило, что у нашего
народа есть жизненные силы, а, значит, есть будущее.
Да, преемственность поколений, к сожалению, нарушена, сакральная цепь
разорвана. Но мы пытаемся вновь и вновь ее связать, восстановить
разорванное звено.
Взявшись за руки, ощущая горячую ладонь рядом стоящего, скандируя:
- ЭРЗЯТ, САДО!
- ЭРЗЯТ – ЯЛГАТ!
- ЭРЗЯТ – ЭРЗЯТ!!!
мы шли в одной цепи, спирально ее закручивая, и с каждым витком спирали
чувство ЕДИНЕНИЯ росло в нас. Кто был в той цепи, тот ощутил это
несомненно. Причем, в центре спирали подъем был столь велик, что люди
просто бросились в едином порыве обнимать друг друга. И я поняла, что
это и есть тот самый главный миг, ради которого я здесь. Для меня это
был самый мощный аккорд, тот самый сакральный смысл, который я
стремилась постичь.
Вирява, Чукалы - Санкт-Петербург