Моление приверженцев Марийской традиционной религии состоялось на горе Чумбылата в Советском районе Кировской области 11 июня.
На церемонии вознесения молитв легендарному князю-богатырю марийцев
Чумбылату присутствовали также воскрешающие древнеславянскую религию
неоязычники-родноверы и мусульманин, потомок пророка Мухаммеда.
Марийцы являются, пожалуй, единственным народом в Европе, у которого сохранилась традиционная вера предков (МТР) – Марий Юмын йÿла. По статистике, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами МТР. Впрочем, жрецы-карты утверждают, что в священные рощи-кӱсото, где происходит общение с марийскими богами, приходят не только чимари
(«чистые» марийцы), но и те, кто посещает православные храмы – таких
называют двоеверами. МТР считает, что любой мариец, какой бы он веры не
придерживался, является «своим» и может всегда поклониться богам, на
помощь которых уповали его предки. МТР официально зарегистрирована как
общественная организация. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили
статус охраняемых памятников. Существует жреческое сословие,
выпускается литература (подробнее об МТР – в материале о Всемарийском молении 2009 года).
География и легенда
Любознательный читатель, конечно, удивится: почему марийцы провели
моление в Кировской области, а не у себя дома. Дело в том, что
исторически марийцы расселены гораздо шире, чем территория нынешней
республики Марий Эл, границы которой были определены в Москве в 1920-х
годах. Так, 14 южных районов Кировской области являются местом
традиционного проживания марийцев, сюда же следует отнести пять
северо-восточных районов Нижегородской области. Марийцы жили и до сих
пор живут в Костромской области и сопредельных с республикой районах
Татарстана. Восточные марийцы живут в Башкортостане и в других регионах
Урала, куда они бежали после покорения их родины Иваном Грозным, войска
которого истребили едва ли не половину народа.
Поворот на дорогу к горе Чумбылата с трассы Советск – Сернур
Путь к священной горе преграждает карьер
Как сообщила корреспонденту Инфоцентра FINUGOR.RU знаток истории и обычаев марийского народа Ираида Степанова,
ранее возглавлявшая общественную организацию «Марий ушем», считается,
что князь Чумбылат жил примерно в IX-XI веках и защищал свой народ от
врагов. После смерти он был похоронен в горе над рекой Немдой и со
временем в сознании марийцев приобрел статус святого, а также имя Курык кугыза («Хранитель горы») или Немда курык кугыза.
Между прочим, такой же статус получил в МТР Иисус Христос, что
напоминает ситуацию с индуизмом, также включившим в пантеон своих богов
Назареянина.
Река Немда прорезает скалы Вятского увала, полные загадочных пещер
В некоторых источниках утверждается, что князь Чумбылат был царем
северных марийцев и долгое время успешно сопротивлялся проникающим в
Вятку новгородским ушкуйникам: однажды он смог взять штурмом Хлынов
(нынешний Киров). Столицей Чумбылата был город Кукарка (ныне Советск).
При нем сложились традиции богослужения в МТР, порядок
жертвоприношения. Он дал названия дням и месяцам марийского календаря,
научил древних марийцев считать, словом, стал культурным героем народа.
На входе в лес на священной горе
Как пишет в очерке о посещении горы этнограф XIX века Степан Кузнецов,
согласно легенде и после смерти князь-богатырь Чумбылат по просьбе
марийцев выходил из горы и поражал нападавших врагов. Но однажды дети,
подслушавшие у старших заклинание, вызывавшее героя, сами произнесли
его без нужды – три раза. Разгневанный богатырь отныне перестал
являться марийцам и теперь помогает своим потомкам только после
проведения моления с соответствующими жертвоприношениями.
Все желающие могли приобрести книги об истории, культуре, религии марийцев
Подрывная деятельность православия
Насильственно присоединенные во второй половине XVI века к
Московскому царству марийцы обращались в православие способами,
далекими от гуманизма. Позже церковные власти, занятые «освоением»
населения обширных территорий Сибири и Дальнего Востока, ослабили
напор: крещеные марийцы продолжали посещать рощи и приносить жертвы –
священники ничего не могли с этим сделать. Светские же власти
предпочитали терпимо относиться к нерусским народам – лишь бы в империи
царило спокойствие. Так, опубликованный в 1822 году Устав об управлении
инородцев предписывал: «Не подвергать инородцев никаким взысканиям,
если исповедуя христианскую веру, окажутся, по невежеству, в упрощении
церковных порядков. Внушения и убеждения суть одни приличные в сем
случае меры».
Верующие приносят продукты для освящения
Однако в 1828-1830 годах митрополит московский Филарет
пошел на обострение ситуации, одобрив меры по насильственному обращению
марийцев в православие, несмотря на то, что губернатор Вятской губернии
получил указание самого императора Николая I
(которого многие историки называют «Кровавым») «чтоб людям сим… никаких
притеснений чинимо не было» [цит. по очерку С.Кузнецова «Поездка к
древней черемисской святыне, известной со времен Олеария». – прим. авт.].
По предложению митрополита Святейший Синод Русской Православной Церкви
направил определение министру внутренних дел империи, и уже последний
предписал взорвать скалу на вершине горы Чумбылата. В 1830 году местный
исправник вместе с подручными заложил несколько шурфов, заложил в них
большое количество пороха и взорвал скалу, впрочем, пострадала лишь ее
верхняя часть. «Православие решительно ничего не выиграло от
уничтожения Чумбулатова камня, потому что черемисы поклонялись не
камню, а обитавшему тут божеству», – констатировал при посещении
древней святыни в 1904 году С.Кузнецов.
В котлах варят гусей и кашу
Новая угроза нависла над горой несколько лет назад, когда владельцы
расположенного неподалеку карьера, где добывается щебенка, решили
построить здесь цементный завод. Расширение производства могли привести
к уничтожению сложенного из известняка утеса над рекой Немдой. Однако
протесты общественности возымели эффект и грандиозные планы остались
нереализованными.
Паломничество из Сыктывкара
Из столицы Коми на место моления автор этих строк ехал уже знакомой
дорогой на автобусе по трассе Сыктывкар-Чебоксары. В селе Сернуре –
одном из районных центров Марий Эл – меня встретили друзья, и на своей
машине мы втроем добрались до горы Чумбылата. Как известно, путь к Богу
полон испытаний – вот и мы в поисках дороги едва ли не час нарезали
круги по карьеру, где огромные экскаваторы добывают щебень. Объехав
цепь холмов, за которыми находилась священная гора, мы проскочили
нужный и поворот уперлись в берег реки Немды прямо напротив весьма
живописных скал, которые штурмовали дети – участники экологического
лагеря из Марий Эл. Но вера и упорство сломят все преграды: мы нашли
правильную дорогу и оказались у входа в лес, покрывающий гору Чумбылата.
Молясь, марийцы прикладывают руки к скале
Куски взорванного утеса разбросаны по склону
Под сень сосен ведет лесная дорога, которая вскоре выводит на
поляну, где уже горят костры – в котлах над ними варятся принесенные в
жертву гуси и каша. Вдоль деревьев устроен шагы – помост, на который карты складывают для освящения надыр (дары): хлебы, блины, мед, пура (квас), туара
(выпечка из творога, напоминающая пасху) и читают скороговоркой молитвы
о здоровье и благополучии прибывших на моление верующих и тех, за кого
они просят у Курык кугыза. Карт Сернурского района Вячеслав Мамаев
преспокойно выслушал моих друзей и, по их просьбе, помолился Чумбылату
о здравии журналиста из Коми. Привезенный мной отрез ткани без проблем
разместился на длинной перекладине вместе с другими платками, шарфами,
рубашками и кусками материи – все это также было освящено в ходе
моления.
Пока готовятся гуси и подъезжают паломники, мы осмотрели гору. Выход
по тропе на оконечность утеса перекрыт из соображений безопасности.
Вниз – в обход скалы – ведут вырубленные в земле ступеньки. С одной
стороны путника оберегают деревянные перила. Несколько шагов – и мы
оказались на небольшой площадке у самой скалы, которую украшает недавно
установленный здесь металлический знак Тамга – состоящий из
солярных символов традиционный марийский орнамент. Верующие прижимают
ладони к скале и самому знаку, обращаясь в это время с мысленной
просьбой к хозяину горы. Многие оставляют в расщелинах монеты, другие
повязывают платки и полосы ткани на растущую невдалеке ель. Как
пояснила И.Степанова, не возбраняется взять с собой маленький камешек,
отколовшийся от самой скалы: эта частица древней святыни будет
оберегать человека от несчастий. К духу Чумбылата напрямую – уже без
помощи карта – обратился и я.
Лестница ведет вниз между деревьев. Склон очень крутой, поэтому
приходится быть осторожным. У подножия утеса находится овраг, по
каменистому дну которого в дождливое время протекает ручеек. Переходим
деревянный мостик – и мы оказываемся на поросшей травой залитой солнцем
поляне, где испокон веков проводились сами моления. Как выяснилось, на
площадку в лесу наверху горы их перенесли недавно, чтобы пожилым людям
было проще добираться до места.
Здесь молились раньше
В некотором отдалении от места спуска на берегу Немды находится
священный источник. Вода его стекает в заводь, в которой яркими пятнами
цветут кувшинки – как известно, весьма требовательные к экологии
растения. Верующие подходят, бросают на дно источника монеты за себя и
близких, омывают руки и умывают лицо, некоторые при этом произносят
вслух короткую молитву. Все берут воду и увозят ее с собой.
Между тем от места моления вниз ведет еще одна тропа, гораздо менее
утоптанная. Спускаясь по ней, мы совершенно неожиданно увидели еще один
солярный знак МТР – третий по счету (первый встретился на входе в лес).
Обходить гору и искать еще одну тамгу с четвертой стороны
света мы не стали, но в душе пожелали Хозяину горы бестревожного покоя,
прерываемого только на добрые дела…
Дао марийца
Автору этих строк удалось узнать о некоторых аспектах МТР и моления
Чумбылату непосредственно от знатоков учения. Как рассказала
И.Степанова, до взрыва утеса моления посещало до 8 тысяч человек. На
нынешнее прибыло более сотни верующих, что меньше, чем в прошлые годы,
так как из-за особенностей лунного календаря МТР проведение моления
пришлось на 11 июня, тогда как обычно оно проходит в начале июля.
Ключевое понятие для просящего у богов и святых МТР марийца – перке,
что переводится на русский язык как достаток. «Одним куском хлеба или
блином могут насытиться многие, если на то будет воля Бога. Пусть
материального будет мало, но – достаточно, – пояснила собеседница. –
Поэтому мы просим и на хлеб перке, и на здоровье, и на деньги, и на скотину, и на пчел».
Обращения к Богам и святым МТР весьма действенны. Так, по словам
И.Степановой, в прошлом году ее сестра обратилась к Чумбылату с
просьбой помочь решить «квартирный» вопрос. «В течение года вопрос
решился положительно, и теперь она приехала совершить благодарственную
молитву, – отметила она. – Когда просишь о чем-то, надо потом
обязательно прийти и поблагодарить за помощь – контакт между человеком
и Богом должен быть». В этот момент разговора автор очерка понял, что
ему – при благоприятном раскладе – придется через год везти на Немду
хлеб, свечу, а то и гуся пожирнее…
Еще один пример касался здоровья: у одного человека сильно болели
ноги. После того, как он постоял на молении на коленях на земле, боль
как рукой сняло.
Впрочем, верующие не должны перекладывать свои заботы на плечи богов
и святых. Каждый человек должен неустанно трудиться над решением своей
проблемы. «Человек должен работать, конкретизировать свои мысли,
соблюдая ритуалы – тогда придет благополучие», – подчеркнула
И.Степанова.
Как рассказал карт Мари-Турекского района Марий Эл Михаил Айглов, другим ключевым понятием МТР является внутренняя энергия всех вещей и явлений природы Ю.
Она пронизывает все сущее, является основой всего, благодаря потоку
этой энергии осуществляется контакт человека с Космосом (по мнению
автора этих строк, этот феномен марийской культуры аналогичен дао китайцев, брахма индусов). По его словам, концентрировать Ю
могут не только карты, но и колдуны, направляя ее на злые дела. Так, до
сих пор такие ворожеи наводят порчу на людей. Очистить себя и черпать
космическую энергию лучше всего на природе, тогда как городская среда
лишает человека контакта с ней, убивает его.
Карт резко раскритиковал современную цивилизацию, выросшую в недрах
христианства. «Западная цивилизация переделывает природу, губит ее.
Люди забывают, что они – живая плоть, а не металл, не механизм. По
телевидению пускают такую информацию, что люди с ума сходят,
деградируют, – заявил жрец. – К сожалению, Запад привлекает наших
управленцев и ученых, и в нашем обществе образуется вакуум. И все-таки
энергоинформационное поле у нас не так сильно искажено, как на Западе.
Только с нашей традиционной верой можно сохранить природу в
первозданном виде. Детей наших надо почаще выводить на природу, причем
без громкой музыки, как привыкла современная молодежь – все это вредные
для сознания и организма вибрации».
Как пояснил собеседник, не поддерживающие контакт с природой люди
просто умирают до срока своей жизни. «Только в моей родной деревне за
последние годы умерло 13 молодых человек – они не ходили на моления, не
приносили в жертву гусей, уток. Христианство осуждает такие жертвы, но
ведь в Ветхом Завете ясно написано, что Богу положено приносить в
жертву лучших животных, без порока», – сделал неожиданный экскурс в
библеистику М.Айалов.
Контакт сквозь века
Моление началось
Между тем гуси и каша благополучно доварились, мясо отделили от
костей и снова кинули в котлы. Наступило время моления. Люди, многие из
которых были одеты в красивую белую одежду с национальной марийской
вышивкой, встали полукругом возле помостов с приношениями.
Сгруппировавшиеся у помоста карты обратились к верующим, поясняя
особенности обряда, после чего те встали на колени, подстелив себе
еловый лапник или плотную материю. Жрецы обернулись к помосту. Карт
В.Мамаев начал читать длинную молитву. Оказалось, что моление на горе
Чумбылата проводит община Сернурского района, поэтому его возглавил
молодой В.Мамаев, а не верховный карт МТР Александр Таныгин, разумеется, присутствовавший тут же.
Размеренная скороговорка молитвы карта погружала в некое состояние
транса, протекавшего в окружении спокойствия леса. Устремленные ввысь
деревья, чистый воздух – все настраивало на очищение души, помыслов,
общение с древним князем-заступником… Периодически карт заканчивал
фрагмент молитвы ритуальной фразой «…посодействуй, Юмо!» [Ош Поро Кугу Юмо – Великий Светлый Добрый Бог. – прим. авт.].
В этот момент все карты и рядовые верующие кланялись, обнажая головы. К
сожалению, обязанности журналиста не позволили мне присоединиться к
участникам моления… Надеюсь, мне все же представится такой случай.
После того, как молитвы произнесли несколько картов, В.Мамаев взял с
помоста немного кусочков от разных приношений и бросил их в костер: так
боги марийцев и дух князя Чумбылата вкусили их в иной реальности. Затем
еду вкушают обычные верующие: в этом ритуале каждый мариец
воссоединяется с Ош Поро Кугу Юмо
и созданной Верховным Богом природой. В ходе моления человек духовно
очищается и приводит свои мысли и чувства в состояние гармонии с
окружающим миром, настраивается на волну вселенской энергии Ю.
Участники моления получили от помощников картов густой бульон с
кусками мяса, жира и гусиной крови, перемешанной с крупой, а также
кашу. Все это люди ели энергично вместе с освященным хлебом. Некоторые
пили марийский квас. Карты в это время оживленно переговаривались между
собой, расслабившись после важнейшей части церемонии. Минут через 20,
когда верующие насытились, они снова встали около помостов напротив
жрецов. Верховный карт громко произнес несколько пожеланий – и моление
закончилось. Люди выстроились в длинную очередь, подходили к картам,
жали им руки и благодарили. В ответ жрецы давали им освященные платки и
ткань по своему усмотрению. После этого все потянулись к машинам, кроме
непосредственных организаторов мероприятия из Сернура.
МТР – всем пример
На молении Чумбылату встречались весьма любопытные персонажи. Так,
«перенимать опыт» приехали родноверы из Йошкар-Олы. По их словам, они
изучают мифы и легенды древних славян и уже возвели в лесу некое
капище, где планируют проводить свои церемонии.
Гостем моления стал суфий ордена Накшбандийя Екубхон Абдурахман,
рассказавший, что он является ни много ни мало – прямым потомком
пророка Мухаммеда в 42-м колене. «Я три дня ночевал здесь, и у меня
пошла активизация сил – словно двери открылись мне во сне», – такой
эффект произвело на него посещение владений Курык кугыза. По
словам потомка основателя ислама, во сне ему явился дух князя Чумбылата
и сообщил гостю, что он принят здесь. «Уважай веру земли, на которой
живешь», – такой вывод озвучил для журналиста из Коми суфий.
Потомок создателя ислама пообщался с духом марийского князя
Одиссея
Как известно, многострадальный царь Итаки после взятия Трои 10 лет
странствовал по Средиземному морю, пытаясь добраться до милой скалистой
родины. Мой путь был короче и комфортнее, но скучать не пришлось.
Автобус в Сыктывкар ушел из Сернура раньше, чем я ожидал. Спасло
гостеприимство друзей, благодаря которому мне удалось на практике
оценить жар традиционной марийской бани, увидеть архитектуру и
современную жизнь марийской деревни, осмотреть защитные сооружения
древнего городища и восхититься мощью лип священной рощи. На обратном
пути Кировская область встретила автобус грозой на границе, но уже к
повороту на гору Чумбылата ливень прекратился и выглянуло солнце… В
Сыктывкар я добрался, на полтора часа опередив расписание.
Юрий Попов
Источник: Инфоцентр FINUGOR.RU
|