О феномене марийского "язычества", природной вере
народа мари, марийской народной религии и еще добрый десяток названий
для одного и того же явления, заговорили с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия.
Тогда вдруг оказалось, что в самом центре России сохранился целый
народ, который фактически не только не принял ни одну из мировых
религий, а сохранил что-то своё, аутентичное. Я специально акцентирую
внимание на формальных и неформальных названиях корпуса религиозных
представлений марийцев, потому что основным вопросом и сейчас остается,
что же такое МТР?
За гуманизм и дело мира!
Сам факт того, что ничего на поверхности как бы и не
видно, весьма показателен. Вы можете много раз приезжать в Марий Эл или
в иные места компактного проживания марийцев, но вряд ли увидите хоть
одну религиозную практику или обряд. Многое в марийской культуре, как и
у других восточных финно-угорских народов, обращено вовнутрь человека.
На религиозной жизни марийца словно висит табличка "private”.
Исключение в этом смысле составляют лишь очень немногие.
Часть народов России во второй половине 20 века
начали "возрождать" национальные религии. Марийцы одни из немногих
оказались в несколько ином положении. В марийской деревне, где тогда
жило большинство марийцев в значительном объеме сохранилось всё то, что
сегодня стало называться МТР. А главное, на уровне отдельных
последователей народной религии она не только сохранялась,
консервировалась, но продолжала развиваться.
МТР сегодня – это с одной стороны масса живых
локальных общинных традиций – продолжающиеся моления в весенне-летний
период, где каждое моление уникально. Обычно моления производятся в
священных рощах (кусото). С другой стороны в последние годы появились
люди, ратующие за унификацию обрядов в рамках МТР и подчинению общей
доктрине. Но, как сказала мне специалист по МТР Галина Шкалина из
Марийского Государственного Университета – "Старшее поколение пока
одерживает верх", то есть локальное разнообразие берет верх над
унификацией.
Впрочем, и здесь не всё так однозначно, как может
показаться. Дело в том, что до 1830 года существовали некая общая
система молений, включавшая в себя общенациональные моления марийцев на
священной горе героя Чумбылата (сейчас территория Кировской области). В
1830 году гора была взорвана местными властями и с тех пор
общенациональные моления прекратились. Система стала распадаться, а
советское время до 1943 года марийцам и вовсе было запрещено ходить в
кусото. Также, по сведениям ученых, до революции существовала и
иерархия картов.
Говоря о проблеме многобожия нельзя не остановиться
на свидетельствах еще 19 века, в которых сторонние наблюдатели
указывают, что марийцы молятся верховному богу Поро Ош Кугу Юмо
(Великий Белый Бог). Уже в то время наблюдается отход классического
многобожия, пантеон богов имел вид пирамиды.
Шкалина выделяет несколько характерных черт МТР.
Гуманитарная практика – в молениях желают добра не только себе, но и
соседям, другим народам. Экологическое сознание – мир гармоничен,
человек должен соответствовать ему через обряды и молитвы. Плюс,
сосредоточенность на этических проблемах.
Тоже является частью Вселенной.
Мне удалось побывать на частной встрече верховного
карта (служителя) МТР в Марий Эл Александра Таныгина с молодыми людьми.
Во время встречи карт рассказывал, как он понимает содержательное
наполнение МТР, а также отвечал на вопросы молодежи. По мысли Таныгина
Бог – это Вселенная. Всё есть Бог, а человек – часть Бога. Похоже,
перед нами некая теистическая концепция. Встречал я и пантеистические
объяснения доктрины МТР.
Марийский парень, переводивший мне выступление карта
даже привел строчку из популярной песни как иллюстрацию: "Всё, что
сейчас происходит во мне, тоже является частью Вселенной". Бог
проявляется через святых, героев. Процесс формирования пантеона святых
и героев продолжается и сейчас. Так, многие религиозные деятели МТР
сегодня согласны между собой, что со временем статус героев, а по
прошествии определенного времени, и статуса святых могут достичь
отцы-основатели марийской автономии после 1917 года, а также
марийцы-герои Второй Мировой войны.
Одним из святых МТР является … Иисус Христос. В
отношении православия МТР применило излюбленную финно-уграми технологию
адаптации новаций в духовной сфере. Чужие святые и боги постепенно
впитывались марийской религией, переваривались и приближались к местным
реалиям. Приверженцы МТР, не признающие Христа, христианских святых и
обряда крещения обычно называют себя чимари ("чистые, светлые
марийцы"), а те, кто признают – "двоеверами".
В классификации Таныгина МТР складывается из
приверженцов: чимари, марла вера (крещеные, двоеверы – таких сегодня
среди марийцев большинство), рушла вера ("русская вера", то есть
православные марийцы), кугу сорта ("великая свеча" – последователи
гуманистического течения МТР, всего несколько общин). Надо отметить,
что последователи кугу сорта плохо контактируют с остальными, не
интегрируются в марийское общество конфессионально.
Таким образом, ведущие служители МТР провозглашают
ее всемирной универсальной религией, где христианство является только
ее частью. Интересно, что ислам не трактуется частью МТР, но никаких
негативных высказываний в адрес ислама со стороны марийцев я никогда не
слышал. Правда, пока карты трактуют свою веру как веру исключительно
национальную, только для марийцев.
Среди вопросов, заданных молодыми людьми на встрече,
я хотел бы выделить одну ситуацию. Студент – мариец, учащийся в столице
республике Йошкар-Оле рассказал, что в его отсутствие "поп для чего-то
крестил его родителей в деревне". Он не хотел креститься и спрашивал у
карта, что ему теперь делать. Ответ карта был крайне интересен. Он
сказал, что оснований для беспокойства нет. Если его родители хотят
верить еще и в Христа, пускай верят, он же святой. А парень может
оставаться чимари, ведь, вся его семья всё равно остались приверженцами
МТР. Единственное, что по мнению карта, все же не стоило делать его
родителям, так это участвовать в православных обрядах.
Сейчас невозможно понять, способствовало ли
соседство с православным населением эволюции МТР от многобожия к
теизму. К тому же в советское время на марийской земле православная
традиция, исключая немногочисленное старообрядчество (в основном,
федосеевского беспоповского согласия), не оказалась жизнеспособной в
условиях гонений властей. Соответственно, эволюция МТР уже много лет
проходит без участия православия. И лишь последние десять лет
православная вера стало активно присутствовать на марийской земле.
Правда, нынешний епископ Йошкаролинский и Марийский
Иоанн считается весьма умеренным, хорошим политиком, не позволяющим
себе в открытую выступать против традиционной религии марийцев. К тому
же Патриарх Алексий II в 1993 году заявил по поводу Марий Эл, что "мы
должны уважать традиции марийцев".
В личных беседах со мной многие приверженцы МТР
высказывали ряд претензий в адрес РПЦ. Специально заострять на этом
внимание я не хочу, но могу сказать, что последователи МТР весьма
критически настроены по отношению к деятельности РПЦ на территориях
проживания марийцев.
Мы – религия будущего!
Говоря о перспективах МТР следует отметить слабые
внешние адаптационные механизмы этой религии к городским условиям. МТР
до сих пор остается религией деревни, родового поселения. "Чувствовать
силу природы, которую получаешь через общение с ней", как сказала мне
одна из активисток МТР, легче в деревне. Однако, во всякой слабости
есть своя сила. Наиболее продвинутые последователи МТР заявляют, что их
религия – религия будущего. Люди в развитых странах осознают важность
жизни в гармонии с природой. Марийцы же знают, как это делается на
практике.
С начала 90-ых годов в республике и других местах
компактного расселения марийцев стали возникать различные
организационные структуры МТР. Некоторое время наблюдалось острое
соперничество различных картов, предлагавшими разные трактовки для ряда
положений МТР. И сегодня не имеется некоей общей структуры для МТР.
Создание такой структуры только декларируется марийским национальным
движением "Марий Ушем".
МТР долго шла к официальному признанию. Уже
несколько лет медленно идет процесс легитимизации общин МТР. В
настоящее время уже две общины МТР прошли регистрацию как юридические
лица. Так Сернурская община (Сернурский район Марий Эл) была
зарегистрирована еще 26 июля 2004 года. В 2005 году ожидается
регистрация третьей общины, после чего согласно законодательству будет
подана заявка на общереспубликанскую регистрацию. В то же время в
Башкортостане несколько религиозных общин чимари тоже имеют
регистрацию.
Конечно, в одной статье нельзя объять необъятного и
все же, подводя итог, я думаю, что МТР имеет шансы состоятся как
национальная религия марийцев.
Александр Трифонов http://www.religare.ru/2_17610.html
|