О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем
редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в
лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются,
когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем,
отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям
изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В
том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и
марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти
представления, восходящие к языческим временам.
Впрочем, по счастью, не везде и не у всех.
Гармоничные отношения с природой и традиционное
экологическое сознание, еще столетия назад объявленные пережитком
прошлого, существуют, как ни странно, в человеческом обществе и по сей
день. Особенно там, где насаждение новых религий не было излишне рьяным.
При этом традиционное мировоззрение вбирало в себя и перерабатывало
новые реалии, одновременно встраиваясь в них. В результате новые и
старые верования переплетались самым причудливым образом, позволяя людям
выстраивать гармоничные отношения с окружающим их миром и населяющими
его существами. А также, что может быть еще более важно, с собственными
представлениями об этом мире, что немало способствует поддержанию
порядка в голове и душевному равновесию.
Край священных рощ
Одно из таких мест — Заветлужье, дальний лесной угол
на стыке Нижегородской, Костромской и Кировской областей. Эта земля
издавна обжита различными племенами волжско-финского происхождения.
Считается, что из ныне живущих здесь народов первыми в междуречье
Ветлуги и Вятки появились ассимилировавшие мерю, удмуртов и других своих
родных предшественников марийцы. Те, что в древнерусских летописях
именовались черемисами, и что периодически на взаимовыгодной основе
поддерживали то одного, то другого князя в междоусобной борьбе, а позже
включились в непростые военно-дипломатические отношения Москвы с Ордой.
Они и в наши дни составляют значительную часть местного населения.
Почитаемые
родники у заветлужских марийцев — большая редкость. Этот, у шоссе около
деревни Березята, обустроил несколько лет назад местный главный
лесничий Сергей Вахонин, тем самым создав новую культовую традицию.
Лингвисты и этнографы относят нижегородских и
кировских марийцев к отдельной северо-западной группе марийского народа.
А сами они, в отличие от многих коренных жителей республики Марий Эл,
явно тяготеющих к ставшим в последние годы снова модными традиционным
языческим верованиям, в основном считают себя православными. И
действительно, предки современных обитателей марийских сел Заветлужья
приняли крещение по большей части в Елизаветинские времена в обмен на
налоговые льготы и другие поблажки. Но, став христианами юридически и
даже приняв сознанием новую веру, они не отказались от старой. Как и
прежде они продолжали общаться с силами природы, лесными, полевыми и
озерными духами, отправляясь на охоту, просили у леса разрешения забрать
часть его даров… И при этом частенько крестились, входя в священную
рощу.
Именно за этими священными рощами мы и отправились
вместе с нижегородскими этнографами, проводящими у себя в области работу
по нанесению на карту локально почитаемых объектов, в Тоншаевский район
— самый дальний, если ехать на северо-восток. Самые известные из
почитаемых рощ, или как их тут называют, Божьи леса — Кумал-матэ,
кереметища или керемети, были описаны исследователями еще в девяностые.
Некоторые даже получили статус памятников природы. Но тогда были найдены
и отмечены не все.
Почитаемые рощи были у каждой деревни, каждого рода, каждой семьи.
Дело в том, что кереметей в марийском мире было очень
много, и все они имели разный уровень сакрального значения в жизни
живущих здесь людей. Почитаемые рощи были у каждой деревни, у каждого
рода, а священные почитаемые деревья были у каждой семьи. Были и общие
рощи, священные места межобщинного значения — на несколько деревень.
Размер их поэтому мог быть совершенно разным. Кроме того, имелись
специальные рощи и деревья — для особых случаев. К одним ходили, чтобы
просить здоровья, к другим — по поводу урожая, к третьим — только вдовы,
к четвертым — только взрослые мужики, к пятым — только старейшины и
жрецы, ну и так далее.
Есть
предание, что в этой роще возле деревни Ромачи похоронен Ош Пондаш —
легендарный князь северных марийцев времен Ивана Грозного, воевавший с
ним, а затем примирившийся и породнившийся после женитьбы на одной из
родственниц царя. После смерти стал почитаемым божеством в Поветлужье.
Любое сохранившееся до наших дней старое дерево —
стоящее отдельно или окруженное более молодыми, с некоторой долей
вероятности может оказаться остатком целой рощи, даже если современные
жители уже не помнят об этом. Люди уходили, переселялись с места на
место, а их священные рощи оставались. Соседи туда не ходили и со
временем могли забыть. А деревья продолжали расти…
Пересекая
сырую луговину, и издали увидев огромную старую березу на краю более
молодого леса, я не задумываясь взял азимут на нее. Во-первых, скорее
всего, это было искомое кереметище под кодовым названием «Пеньки-2», а
во-вторых, берёза эта могла бы в случае, если мы «сядем», послужить
якорем для лебедки, благо тросов-удлинителей в избытке. Можно ли
лебедиться за священную березу, координаты которой мы едем определять?
Вопрос спорный даже при наличии корозащитной стропы. Но, разматывать
лебедку, думая над морально-этическими аспектами, не пришлось: могучая
береза сама не дала нам засесть и подпустила вплотную. Дело в том, что
даже небольшая березка выводит за сутки через листья около двухсот
литров воды, подсушивая излишне влажную почву вокруг себя. Сколько же
тогда выкачивает такой великан и на какое расстояние простирает свое
влияние?
Правда, когда мы подъехали и вышли, наш провожатый,
мариец Вячеслав Тёркин, осмотрелся на местности и сказал, что
приглянувшаяся мне береза к Божьему лесу отношения не имеет и, скорее
всего, самое обычное дерево. А священная роща правее, в чаще за стеной
елок. Доверять знаниям Вячеслава были все основания: он не просто сын
Василия Тёркина, а самый авторитетный тоншаевский краевед и хранитель
сельского музея в Ашкатах. И все-таки неспроста сохранилась та береза…
Если не знать, вычислить священную рощу среди других
деревьев возможно не всегда: старые деревья умирали, новые поднимались,
роща меняла свой облик. А место оставалось. Именно намоленное место,
очевидно и есть суть священного леса. Несколько раз мы видели такие
рощи, которым по рассказам жителей уже не одна сотня лет, а деревья
растут сплошь молодые. И к ним тоже ходят. Или по-другому: священное
дерево от времени падало, но оставалась молодая корневая поросль. Ее
тоже продолжали почитать, как продолжение старого мудрого дерева. Ну и
что, что она больше похожа, скажем, на липовый куст, чем на настоящее
дерево: все равно — «матушка-липа». Более удивительно другое: в каких-то
отдельных случаях общеродовую кереметь можно было перенести на другое
место или продать другой деревне. Эти действа тоже обставлялись особыми
ритуалами, память о которых, увы, сейчас осталась лишь в отрывочных
сведениях. При этом из старой рощи в новую что-то переносили. Вот только
что — никто здесь теперь и не знает.
Наш
проводник по марийскому миру, известный краевед и мастер на все руки
Вячеслав Васильевич Тёркин: «А чтобы дом конопатить, лучше всего смешать
белый и зеленый мох, то есть сфагнум и кукушкин лён».
Обереги для природы
Сейчас какие-то из Божьих лесов остались стоять
отдельными островками в полях, другие скрылись внутри новых лесных
массивов. Строго говоря, действующая или хорошо сохранившаяся роща
должна быть прямоугольной формы и строго ориентированной по сторонам
света. Большие рощи выбирали карты, то есть марийские жрецы. Обходили
приглянувшиеся места, ночевали в них — и боги наконец указывали, где
быть священному лесу и очерчивали его границы. Вокруг деревья можно было
рубить на любые хозяйственные нужды, что и делали довольно часто, но не
всегда. А внутри ничего из растущего трогать было нельзя, даже для
украшения и обустройства священного места и розжига ритуальных костров:
все стройматериалы и дрова сюда приносили извне. Не то, что рубить, даже
убирать упавшие естественным образом деревья запрещалось. Также, как
ломать хворост, собирать грибы-ягоды, рвать цветы и косить траву.
Даже лишний раз ходить в священную рощу без надобности не следовало.
Если пришел — значит потревожил природные силы, а
если потревожил их просто так, низачем — они обернутся против тебя, ведь
должен же быть какой-то выход для потревоженных и нерастраченных на
благое дело сил?! Поэтому такие рощи были настоящими заповедными
островками. До сих пор туда просто так не ходят и уж тем более ничего из
пределов керемети не выносят. Там поддерживается естественный природный
баланс, благодаря чему в рощах, да и вокруг них сохраняются редкие
растения. Так, обходя одну из кереметей, мы вдруг вышли на целое поле
орхидей. Пальцекорники Траунштейнера цвели практически сплошным ковром. А
ведь это Красная книга России! Да и более распространенным видам, когда
их не тревожат, тоже хорошо… Другая прекрасная роща с названием
Грозная, растущая на вершине круглого холма, была сплошь окружена
зарослями спелой земляники. Ну как тут было еще на подходе к Божьему
лесу не пасть ниц?
Биотопы священных рощ охраняло традиционное знание,
что трогать их нельзя, подкрепленное рассказами, что, мол, вот тут
кто-то по недомыслию или жадности нарушил запрет — срубил рощу и дачу
себе выстроил... А затем все участники рубки померли нелепой смертью —
кого трактором переехало, кто в колодец упал, в кого молния посреди поля
ударила. И родственники их тоже туда же... Ну и кому после этого
захочется идти в божественный лес с бензопилой? Похожих историй — про
разные места, разное время и разных людей с разной степенью жадности —
за одну эту поездку мы услышали несколько. Жадность вообще всегда у
марийцев, да и других лесных народов считалась большим пороком,
наказуемым богами. В отношении к природе всегда было важно ничего не
брать лишнего. Зачем? Понадобится в следующий раз — придешь и возьмешь. И
грибы, и ягоды, и рыбу, и дичь. А то обидятся лесные боги — и в
следующий раз не дадут. Как вы рощу назовете
Роща
Грозная, посвященная богу полуденного солнца Ош Кеце Юмо, широко
известна среди марийцев даже за пределами Нижегородской области. В
прошлом году 19 ноября там проходило всемарийское моление — приезжал
главный карт из Йошкар-Олы. Роще приписывается могучая сила и с ней
связаны особо строгие запреты, соблюдаемые до сих пор. Отсюда и
название. В рощу можно ходить только в белом обрядовом костюме.
Вот и наш проводник Тёркин признался: «Случается
порой ягоды-грибы на продажу собирать, но каждый раз у леса специального
разрешения просишь…» Сам Вячеслав адептом язычества себя не считает.
Скорее даже наоборот, опасается невзначай таковым стать. Поэтому и не
держит у себя в музее магических предметов, принадлежавших старым
жрецам-картам, и внутрь священных рощ не заходит, и нам не советует. А
то, говорит, пристанет марийская вера. А она строгая. Ответа попросит — а
ты и не будешь знать, как себя вести. Накажет. Так что лучше с ней дела
не иметь. По той же причине люди здесь не советуют брать что ни попадя в
брошенных домах. «Дома ведь с заклятьями ставили. От пожара, от лихих
людей и других напастей. Там всякие предметы могут быть, в которых
марийская вера живет. А мы обращаться с ними не умеем.» И действительно,
при обследовании выстроенного в 1928 году дома в деревне Горинцы, в
котором остановилась наша экспедиция — не брошенного, но редко
посещаемого — в тёмной подклети, в щели между дверью и уходящим вверх
срубом — мы обнаружили старую-престарую ссохшуюся и мумифицированную
гусиную ногу. Лежала она там явно неспроста — перепончатая лапа у всех
финно-угров считается магическим символом и оберегом. Почему? Да много
на то есть причин. Достаточно уже того, что именно водоплавающая птица
достала первую землю со дна мирового океана и создала сушу.
Именно опасаясь заклятий здесь не разбирают на
стройматериал и дрова старые чужие дома, оставшиеся без хозяев. Свои —
можно. Именно так, используя хорошо сохранившиеся элементы прежнего
дома, построили нынешний, где мы остановились, в Горинцах. Судя по
всему, тёсанному топором из толстых плах потолку, под которым мы нашли
приют, было никак не меньше полутора сотен лет. А то и больше… При этом
брошенные деревни, из которых по разным причинам ушли люди, так и стоят,
постепенно заваливаясь, раскатываясь по бревнам, зарастая бурьяном и
молодым лесом.
История часовни
Пока марийская вера в этих краях была в силе, в рощах
были помосты для жертвоприношений, ритуальные костровища и другие
религиозные атрибуты. В жертву приносили домашних животных, устраивали
ритуальные трапезы. Позже, с распространением христианства, религиозное
обустройство медленно сошло на нет. В окрестностях Тоншаева обустроенных
рощ уже давно нет, хотя до сих пор в особых случаях рощам приносят
жертвы.
Несколько лет назад в Большом Одошнуре случай был.
Один мужик спалил по недосмотру и пьяному делу
деревенскую часовню. Когда заметил, что случилось — тушить уже было
поздно. Еле спас из огня икону. Очень после переживал и каялся, ходил в
лес молился, икону туда спасенную отнес, а затем принес в жертву
священной роще белую козу и подался в Москву в реставраторы. Но прежде
отстроил вместе с деревенскими мужиками временную часовню на старом
месте из того, что было под рукой. А под рукой был шифер. Получилось
строение типа хижины дяди Тома с православным крестом над входом. А
вокруг кольцом его обступали не тронутые пожаром деревья — по одному из
тех видов, что растут в окрестностях. Ель, сосна, береза, черемуха,
липа, дуб, рябина…
Но эту постройку мы тоже не застали. Потому что
незадолго до нашего приезда районное начальство выделило денег на
восстановление часовни святого Василия и ее отстроили заново из досок.
Получилось что-то вроде круглой беседки. При этом сооружение было велено
развернуть, как положено по православным канонам, алтарной частью на
восток, потому что до сих пор часовня много десятилетий стояла задом
наперед.
И тропинка к ней из деревни так шла. Деревья, кстати,
тоже было велено попилить. Но на это уже народ возмутился: «Как можно?
Это же божественная роща святого Василия Великого!» И рощу оставили. «Божий столбик»
«Божий столбик»
Николая Чудотворца на улице в Больших Ашкатах. Этому столбику, как и
одошнурскому, приносят жертвы — деньги и свечи. Деньги вставляют в щели
столбика, кидают за стекло к иконе, закапывают рядом в землю — этот
элемент культа совпадает с таковым у почитаемых марийцами деревьев (им в
кору, в щели, дупла и в землю у корней тоже закладывали деньги).
Между прочим, эту часовню, выстроенную в память
реально жившего в этих краях и тут же похороненного местно чтимого
святого Василия, в своих трудах упоминают еще исследователи начала ХХ
века. Но выглядела она в ту пору иначе — на рисунке 1908 года она в виде
небольшого сруба на высоком пне по типу северного охотничьего лабаза
или, скорее даже, подобного по устройству древнего финно-угорского
святилища. Помните избушку на курьих ножках, где жила Баба-Яга Костяная
нога? Ее прообразом, как считается, послужил похожий бревенчатый склеп
на дереве. Разумеется, с костями внутри. И так же приблизительно
выглядела изначальная версия часовни. Только внутри за двустворчатой
дверцей стояли иконы и свечи. Туда же приносили дары — деньги, снедь и
кусочки меха. Скорее всего, в Одошнуре подобный тип древних ритуальных
сооружений был хорошо известен до весьма поздних времен, да и другие
древние традиции они сохраняли довольно долго: недаром среди жителей
окрестных деревень одошнурцы считались «народом овда», то есть,
потомками мифологических лесных жителей, сильных и искусных в лесных
промыслах, но уступающим в плане современной культуры и новых
технологий. Это, кстати, тоже неспроста. Одошнур — одно из самых древних
поселений в этом краю, по мнению историков, существующее еще с
домарийских времен, а в мифологическом народце некоторые исследователи
усматривают живших здесь раньше удмуртов. Но, вероятно, такая прочная
связь с прошлым и замкнутость в традиции в данном случае оказалась для
деревни благом. В отличие от многих подобных мест, здесь совсем не
ощущается влияние ближайшего соседнего населенного пункта — поселка
Буреполом, представляющего собой одно большое исправительное учреждение.
Так вот, о часовне. В советское время ее, как полагается, разрушили.
А вот пень бригада специалистов из Буреполома
уничтожить не смогла. Его пытались выкорчевать, жгли, но он не
поддавался. Так и стоит до сих пор посреди новой, третьей уже после того
«амбарчика» постройки. «Бог Василий не позволил», — заканчивает
исторический рассказ нынешняя хранительница часовни Людмила Леонидовна
Стёпышева.
Здешнюю часовню и бога Василия, оказавшегося сильнее
всех исторических катастроф, почитают не в одном только Одошнуре.
Известна она за сотни километров. Вот недавно специально из Кирова
приезжали. Там во время урагана кран упал, но крановщик, молодой парень,
хоть и весь сильно переломался, остался жив. Приезжали его родители —
молиться о выздоровлении сына, привозили вышитое полотенце. Почему
полотенце? По традиции. Часовню изнутри чтобы украсить. Здесь так
принято. И в часовне живут десятки вышитых вручную белых полотенец с
марийскими орнаментами. Правда, сейчас все они были убраны — сначала
надо стены докрасить, а потом уже их развешивать. Кстати, при
пристальном рассмотрении и прочтении надписей, мы нашли в часовне образа
Иисуса Христа, Богоматери, Николая Чудотворца и других православных
святых. Вот только Василия среди них не было. Центральное место занимала
икона святого Харлампия. Но в сущности — какая разница?
Помимо часовни одошнурцы ходят к липе. В поле за
деревней росла она с незапамятных пор. Но пришло ее время, и сгорела она
от огненного шара. Он, говорят, сначала завис над ней на несколько
часов, а затем спустился и испепелил. С одинокими большими деревьями в
чистом поле это иногда случается — в них бьет молния, а если дело
происходит в сухую грозу, то и до пожара недалеко. Теперь на старом
месте молодая липовая поросль, но ей продолжают приносить дары — ягод
горсть или несколько грибов. Растет она возле тропинки, ведущей в лес и
на обратном пути как не отблагодарить матушку-липу за богатый лесной
урожай. Подводя нас к дереву, Людмила Леонидовна крестится и делает
земной поклон.
Лес и человек
Лес, человек, земное, потусторонее, очевидное и невероятное — все взаимосвязано.
Вы думаете, у жителей Заветлужья в головах страшная
мешанина из всевозможных мистических представлений, оставшихся от разных
времен и народов? Нет. У них очень четкая и гармоничная картина мира, в
котором находится место всему, что их окружает. Лес, человек, земное,
потусторонее, очевидное и невероятное — все находится во взаимосвязи. И
не настолько этот мир прост, чтобы его было легко разделить на белое и
черное, доброе и злое. Но в целом законы мироздания понятны и явления
объяснимы. Разумеется, в рамках мифологической традиции.
Недалеко от Одошнура, как ехать к реке Пижме, есть
священная роща, принадлежавшая уже несуществующему селению
Верхопижемское. Небольшая, но красивая и светлая, с огромными старыми
деревьями, в которых живут души уже умерших и еще на родившихся. Туда и
сейчас ходят, например, если свадьба — благословиться на счастливую
семейную жизнь. Известна эта роща тем, что в незапамятные времена над
ней открывались небесные врата и бог через них спускался на землю —
прямо на дорогу, по которой сейчас из деревни на речку ходят купаться.
Место это помнят до сих пор. Что это было за небесное явление? Когда? Но
то, что что-то было, сомневаться не приходится. Народные предания
хранят память о реальных событиях, только интерпретируют их порой иначе,
объясняя сложные явления через мифологические образы.
Верхопижемская роща, над которой открывалась небесная калитка, до сих пор сохраняет прямоугольную форму.
Эти образы вплетены в ежедневную жизнь. «Здесь сейчас
осторожнее, нехорошее место будет. За речкой чертова дорога пересекает
человеческую, — предупреждает меня наш провожатый, — то и дело машины
бьются». И точно, шоссе делает крутой вираж, выходит на узкий мост через
Ширтюшку, сразу за которым подряд два трамплина на дуге. Действительно,
нехорошее место. Особенно, если подвеска раздолбанная и со скоростью
перебрать. Вспоминаю окрестности и прицельно спрашиваю: «А как на
Кувербу с шоссе ехать, там маленький мостик прогнутый над ручейком, —
тоже наверное с чертовой дорогой пересечение?» — «Да, и там тоже народ
бьется»… Улететь оттуда еще проще, особенно ночью: в свете фар прогиба
не видно вообще, подбрасывает там похлеще, а на легковушке можно и вовсе
без поддона двигателя остаться.
Так же, в мифологических рамках заданы и объяснены
для человека правила поведения, к примеру, в том же лесу. Здесь нельзя
громко кричать, ругаться матом, мусорить, а то лес ничего из своих даров
не даст. А то и вовсе Млит или Ате-Малакай — марийский леший — заведет в
чащу: будешь плутать, ходя кругами по одному и тому же месту. Хотя если
Млит за тобой погнался, и молитва со святым крестом не помогли, есть
другой верный способ: смело повернись к нему лицом и обложи крепким
отборным матюком, чтобы мало не показалось. Отстанет. Скажете —
глупость? Ни разу. Вы много грибов наберете, носясь по лесу с воплями? И
вообще сильные эмоции в этом деле вредны — отвлекают от главного. А вот
если вдруг страх безотчетный нашел, так тут другое дело — надо
эмоционально себя встряхнуть и мозги поставить на место. С точки зрения
психологии, все логично и функционально. Так же как предупреждения, что
не желательно лазить в бурелом, в солнечный полдень стоять посреди поля
или нырять в речной водоворот. Иначе можно встретиться с нечистью. Такая
вот техника безопасности.
Береза
— важное сырье для экономики Тоншаевского района. Слева — фабрика по
производству черенков для лопат в селе Ромачи. Сушка готовой продукции.
Справа — производство березового дёгтя в поселке Пижма.
Благодарение высших сил за дары леса тоже полезно для
мировоззрения. Опасно все-таки быть повелителем природы — слишком
большая ответственность, с которой самонадеянное человечество, увы, не
справляется. Гораздо лучше и безопаснее для всех быть просто ее частью.
Природа без человека сколько миллионов лет обходилась? Вот и не надо ей
мешать. Она сама справится, равновесие удержит, а заодно накормит,
согреет и всю необходимую информацию выдаст. Надо только уметь это
правильно взять, чтобы еще и потомкам хватило. А то, что к тебе не
относится, не трогай. Слишком велик риск непоправимо навредить.
В Заветлужье мы отправились вскоре после урагана,
пронесшегося над центральными областями России как раз в день ее
независимости. Дров он наломал немало — мы ехали по его следу и по обеим
сторонам дороги нам то и дело открывались целыми полянами вывернутые с
корнем или сломанные напополам огромные сосны, ели, березы… Зрелище
жутковатое. Среди причин погодного катаклизма специалисты назвали
попытку повлиять на погоду в столице на время праздничных мероприятий…
Да уж, повлияли. Но, что удивительно, ураган пронесся мимо Заветлужья,
почти не оставив следов, тогда как по соседству — в Костромской области и
других районах Нижегородской, бед натворил немало. Ни одного известного
почитаемого дерева, как нам рассказали, в этот раз не упало. Пожалуй,
самым заметным следом стихии был согнутый вниз крест на Никольской
церкви посреди Тоншаева. «Очень плохой знак?» — поинтересовался я у
местных. — «Да нет. Это все потому, что сюда много колдунов ходит грехи
свои отмаливать. Вот крест и не выдержал такой тяжести». Так что все в
этом мире взаимосвязано гораздо сложнее, чем может показаться на первый
взгляд. А вы говорите — дерево…
19 августа 2010
За научные консультации при подготовке материала благодарим Дмитрия Доронина.
Текст: Евгений Константинов
Фото: Ирина Константинова
Подробности: http://www.all-road.ru
|