Название города было женского рода и писалось «Суждаль». Что же касается переводов - их более 10 - неясно, даже слово это славянское или угрофинское. Версии разные: «Волчье логово», «Су-зи-даль» - «богато родящая земля» - вспоминая о нашем Ополье, или имя забытого князя; место судилища или отглагольное существительное от слова «созидать»...И начало истории Суздаля теряется в глуби веков. Ещё до нашей эры здесь жило фино-угорское племя Меря, а в IX в. началась мирная славянская колонизация словен и кривичей, среди которых меряне со временем растворились, оставив, однако, после себя многие названия: Нерль, Москва, Кидекша.Судя по раскопкам, на месте Суздаля уже в IX - X вв. было мерянское городище. Находилось оно в северо-западной части современного Кремля. Первые упоминания города в письменных документах это: 982 г. - Татищев, правда, не ссылаясь на источник, пишет, что Владимир Святой «град Суздаль утвердил»; 990 г. - согласно Степенной книге, князь Владимир крестит Суздаль; 1024 г. - «антифеодальное и антихристианское восстание», подавленное Ярославом Мудрым.
Суздальское ополье в VI-XI вв.
Суздальское ополье – особая природная зона с плодородными почвами и разнообразием ландшафтов. Это обусловило интенсивное освоение края еще в раннем железном веке. С I тыс. до н.э. в Суздальском ополье обитали племена дъяковской культуры, занимавшиеся скотоводством, охотой, рыболовством и земледелием, умевшие добывать из болотной руды железо. Племена дъяковской культуры принято считать предками финно-угорского племени Меря. Меряне в Суздальском ополье по археологическим данным появились в 7 веке. В это время здесь возникают крупные неукрепленные поселения – селища – площадью в несколько гектаров. Особенно большим был Мерянский поселок у с. Кибол, протянувшийся вдоль берега р.Каменки почти на 1 км.
Украшения Мерян из могильников Суздальского ополья.
Меряне были скотоводами, рыболовами, охотниками и земледельцами. Высокого уровня развития достигли кузнечное дело и обработка цветных металлов. Бронзовые украшения являлись непременной деталью женского костюма. Для мерян очень характерны зооморфные украшения в виде коньков и птичек с шумящими привесками, подвески в виде утиных лапок. В Х в. началась славянизация Суздальского ополья пришлыми киевскими князьями и христианскими монахами. Они шли со стороны коренной Киевской Руси. В материальной культуре мерян стало ощущаться древнерусское влияние: появились новые типы украшений и керамики, изменился погребальный обряд (захоронения под курганными насыпями). Таким образом мерянские селища и города продолжили своё существование в новом качестве. Земли Мерянии, становятся основой Владимиро-Суздальского княжества и позднее Московии.
|