Переславская
земля находится в самом центре России. Этот край славится своими густыми
лесами, многочисленными озерами, реками и ручьями, разнообразным растительным и
животным миром.
Важнейшим
жизненным центром края всегда было озеро Плещеево (в древности Клещино), которое по своим размерам занимает второе место после ростовского озера
Неро в Ярославском Поволжье. Археологические исследования сообщают, что люди
начали селиться по берегам Плещеева озера с эпохи палеолита (древнего каменного
века). Но массовоезаселение края
происходило в неолите (новом каменном веке). Неолитические стоянки археологи
находят по берегам озер, речек и ручьев, на болотах, которые в ту далекую эпоху
были озерами.
Древние Меряне
В 4 –
начале 10 вв. нашей эры окрестности озера Плещеево были одним из центров
проживания древнего народа Меря, принадлежавшего
к финно-угорской языковой группе племен. Меря жили на большой территории
Верхнего Поволжья, но наибольшей концентрации их поселения, судя по сообщению
древнерусской летописи, достигали на берегах озер Неро и Плещеево. На земле Меря
возник город Ростов, как ее центр.
Племя
Меря отличалось высокой военной организацией и участвовало в завоевательных
походах князей Киевской Руси, в том числе в Византию. Меряне имели достаточно развитое земледелие и были оседлым народом. Их
племена обладали мощной административной структурой, которая позднее была
усвоена русским населением. Многие средневековые Владимиро-Суздальские и далее
Московские станы (административные единицы) в эпоху средневековья имели
мерянские названия, а центры княжеской администрации сажались на месте бывших
родовых центров Мерян.
Александрова гора
Центр клещинской Мери, находившейся в подчинении у Мери ростовской, по
предположению археологов, располагался в районе Александровой горы. Видимо, на
самой горе было укрепленное городище мерян, впоследствии перешедшее славянам.
Синь камень
Объектами
поклонения клещинской Мери легендарно считались крупные камни:Синий камень (на берегу Плещеева озера), Лось-камень (в лесах к западу от озера) и каменная Баба, находившаяся на Берендеевом болоте. В
литературе упоминается также огромный валун, находившийся в самом городе на
берегу р. Трубеж, пущенный на щебень в 1840-х гг. для насыпки шоссе. На Красной
площади Переславля возле Спасо-Преображенского собора и сейчас лежит один из
таких камней. Однако, археолог Е.И.Горюнова, специально исследовавшая культуру
финно-угорского населения Волго-Окского междуречья, пришла к выводу, что для
мерян наиболее характерны были культы медведя, коня, водоплавающей птицы, а
мифологические представления, связанные с камнями, более присущи ранним
славянам.
В период 9-12
вв. формируется так называемый Клещинский археологический комплекс,
состоявший из городища Клещин, прилегавших к нему селища и курганного
могильника, языческого капища и легендарного Синего камня. Одной из важнейших
частей комплекса является Александрова гора (Лысая) — высокий холм с крутыми
откосами на северо-восточном берегу Плещеева озера.
Валы Клещина
В свое время Клещин (по мнению некоторых ученых Переяславль Старый) занимал
выгодное стратегическое положение на важнейших торговых и военных путях. Жизнь
здесь продолжалась и после переноса административного центра в современный
Переславль. В начале 15 в. город Клещин еще указывается в «Списке русских
городов дальних и ближних» между Владимиром и Переславлем-Залесским. Это
означает, что в 13-15 вв. он существовал и был хорошо известен наряду со своим
летописным преемником.
Клещинский археологический комплекс — уникальный исторический объект на
карте центральной России. Здесь сохранились материальные свидетельства
летописных известий, древних легенд и преданий о временах России
изначальной. И, как справедливо заметил археолог, специалист по раннему
русскому средневековью И.В.Дубов: «На примере истории развития Клещинского
комплекса можно воссоздать вертикальный семивековый срез, начиная с 9 в. и до 14-15
столетий» . Клещин, Переяславль Старый Переславль Новый (Залесский), все
они вехи одной Истории.