Истоки особого почитания святой Параскевы в народной среде восходят к древнему культу Богини Матери. В образе святой Параскевы у наших предков объединились воспоминания о четырех тезоименных мученицах. Из них особым почитанием пользовалась святая Параскева.
На мерянской земле Костромского заволжья почитание святой великомученицы Параскевы Пятницы получило особое распространение. Тому есть несколько причин. С одной стороны, она была одной из самых чтимых святых в древнем финно-славянском Новгороде, откуда происходит большинство ее известных иконописных изображений XV – XVI веков, а согласно археологическим данным, период XI - XII вв. – время активного культурного взаимодействия костромских меря с новгородцами.
С другой стороны, древнейшая и главная святыня Костромской земли – икона «Богоматерь Феодоровская», относящаяся к XIII столетию, а эта икона, как широко известно, двусторонняя и на обороте помещено поясное изображение святой великомученицы, большинством исследователей, а главное – церковной традицией называемое образом великомученицы Параскевы.
Очевидно, что на земле костромских меря распространялись списки с Феодоровской иконы. Наконец, свою роль сыграло и многообразие помощи великомученицы нашему народу: Параскева Льняница (день ее памяти 28 октября по старому стилю – начало сбора урожая льна), Параскева покровительница невест (с одной стороны это связано с житием святой великомученицы, с юности посвятившей себя служению своему Предвечному Жениху Иисусу, с другой же – конец октября - традиционное время свадеб у наших предков, совпадающее с памятью святой).
Кроме того Параскева – покровительница женского рукоделия, Параскева, охраняющая чистоту вод (не случайно очень многие надколодезные часовни и часовни у ключей освящали в честь св. Параскевы и Параскева – покровительница торговли (поэтому многие ярмарки на устраивались в одну из пятниц). Иконография святой достаточно устойчива, обычно она изображается в синей или сине-зеленой тунике, красном плаще, на голове ее плат, поверх которого корона (корона, особенно в ранних памятниках, крепилась в руках ангелов над головой Параскевы).
Именно из Костромского заволжья, из Галича Мерьского, происходит самый ранний сохранившийся до наших дней резной образ св. Параскевы Пятницы. Скульптура кон. XV – нач. XVI в. Происходит из деревянной Пятницкой церкви Рыбной слободы г. Галича (Считается, что среди профессиональных рыбаков этой слободы дольше всего
сохранялся мерянский язык).
В настоящее время находится на временном хранении в Государственном Русском музее (инв. 1264). Размер 170х95 см. В фондах Костромского музея сохранилась дореволюционная фотография данной скульптуры в уборе, воспроизведенная в книге «Русская деревянная скульптура» Н.Н. Померанцева.
До Великой Отечественной войны вся скульптура и доска были закрыты парчовой ризой, расшитой стеклярусом и перламутровыми плашками, а фон – фольгой. На голове Параскевы был платок. Накладной деревянный нимб был обшит серебряной басмой с характерным для 16 в. орнаментом в виде рыбьей чешуи. В таком виде скульптура воспроизведена А.А. Бобринским в известном альбоме русских деревянных изделий.
Долгое время местонахождение данной скульптуры не удавалось установить. В ноябре 1953 г. она была обнаружена Галиче Мерьском Н.Н. Померанцевым, одним из крупнейших в Советском Союзе специалистов по средневековому искусству.
По настоянию Померанцева скульптура была увезена в Москву на реставрацию, откуда попала в Государственный Русский музей города Санкт-Петербурга, в фондах которого хранится до сих пор.
Копия чудотворного образа святой мученицы Параскевы Пятницы, выполненная резчиками епархиальной мастерской под руководством С.В. Лобкова и расписанная иконописцем С.Н. Соколовым, сейчас установлена в Успенском соборе Паисиево-Галичской женской обители, а после возрождения реставрируемого Троицкого собора бывшего Староторжского монастыря города Галича – будет помещена в этом храме.
На сегодняшний день нам известно 7 костромских деревянных скульптур св. Параскевы Пятницы, реально из них существует 5 запечатлены на фотографиях. В действующих храмах Костромской епархии на сегодняшний день нам неизвестны резные образы ни св. Параскевы, ни каких-либо других святых великомучениц. Самый ранний памятник – конец XV начало XVI в. – самый поздний середина – конец XVIII в.