27
июня в доме-музее в деревне Шаблово Кологривского района Костромской
области прошёл ежегодный день памяти Ефима Честнякова – костромского сказочника и поэта,
художника, учителя, провидца и народного целителя.
Гостям
было предложено настоящее мерянское пиво, рассыпчатые деревенские
пироги. На открытой сцене у крестьянской избы прошло театрализованное
представление по произведениям Е.В. Честнякова «Наш фестиваль», где
приняли участие фольклорный коллектив «Деревенские забавы», дети
Илешевской школы, сотрудники дома-музея, коллектив духовной и народной
песни под руководством Е. В. Ярыгиной.
Кажется,
что имя художника Ефима Честнякова пришло из глубины веков. Трудно
определить, в каком веке, в какой стране живут персонажи его картин. Но
оказывается, он был почти нашим современником: он оставил этот мир в
1961 году 87-летним старцем.
Всю
жизнь Честняков прожил в Костромской области, в глухой деревне Шаблово.
Он не нашел своего места ни в Петербурге, в среде мирискусников, с
которыми общался, ни в Кологриве – среди художников, сотрудничавших с
новой советской властью.
Он создал свою сказочную страну Ефимию, в
которой жил и творил, посвящая всего себя детям.
В
начале 1960-х годов молодой директор Костромского музея изобразительных
искусств В. Я. Игнатьев привез из Кологривского района в Кострому
картины и записные книжки забытого художника. Почти все полотна
подлежали реставрации. Сначала решили реставрировать «Город Всеобщего
Благоденствия».
Реставраторы В.Танеев и С.Галушкин, расстелив на полу
музея пять больших кусков, сшили их. Работали по двенадцать часов в
сутки и всего за полмесяца придали картине первоначальный вид. Полотно
еще лежало на полу, просыхали краски, а Игнатьев и все, кто к нему
заходил в то время – художники, реставраторы, искусствоведы,– поняли,
что перед ними огромный, неведомый, загадочный мир…
Еще не были
прочитаны все записные книжки Честнякова, но уже было ясно, что не
только Костроме – всей мерянской земле возвращается художник, поэт и
мыслитель, не признанный при жизни.
В скором времени около сорока картин
Ефима Честнякова поехали на выставки в Москву, Ленинград. Потом следуют
одна за другой выставки в Париже, Турине, Флоренции…
Честняков
пережил две мировые войны, гражданскую войну, коллективизацию и
раскулачивание. Но никакого отпечатка тяжёлого смутного времени и
собственной непростой судьбы мы не увидим в творчестве Честнякова: с его
картин смотрят на нас по-детски доверчивые старики и дети с мудрым
взглядом.
В его творчестве – покой, тишина и всеобщее благоденствие.
Благоденствие, основанное на не материальных, а на духовных ценностях. Не
этим ли и запоминаются прежде всего его картины, его стихи, сказки,
театральные постановки и рукописные книги?
С течением времени, находятся
всё новые и новые уникальные материалы, которые раскрывают сложный
духовный мир великого Учителя и Мастера. И перед нами уже не только
замечательный художник, но человек мира – философ, мыслитель, педагог.
А
для односельчан Честняков – мудрый советчик, провидец и целитель. Таким
его помнят современники.
Так кто же он, Самойлонь Евфимий, и почему мы
вспоминаем о нем сегодня? Прежде всего потому, что России сегодня нужны
люди, которые не завязаны на личную выгоду. Нужны люди, у которых
сжимается сердце при виде того, что творится с нашей страной в наше
время.
Он
сочинял сам и собирал сказки и песни, поведанные мерянскими
старожилами, изобретал музыкальные инструменты. Он делал, на манер
средневековья, рукописные книги с рисунками. Ходил в соседние деревни
«устраивать театр», где в качестве персонажей выступали глиняные куклы.
Ефим устроил детский сад в собственной избе. И бывшие его воспитанники,
ныне глубокие старики, вспоминают, как он водил их слушать ручей, учил
понимать, о чем говорит природа. Учил молчать и растворяться в
окружающем мире.
Ещё
не изданы многие литературные труды Честнякова: роман, повести, сказки,
пьесы. Еще ничего почти не известно о последнем тридцатилетнем периоде
жизни художника. Недавно ничтожно малым тиражом вышел сборник поэзии
Ефима Честнякова. И сразу же будто яркий цветной луч осветил его
картины, и еще заметнее стало, что лирика его и живопись вдохновлялись
огнем сердечного знания.
Он
был известен в округе как ведун и целитель. «В войну, когда девчонкой
была, – рассказывала одна из жительниц деревни, – все к нему ходили. Он
детей лечил, у него обо всем спрашивали. Помню, бабка к нему пришла:
«Ефим, скажи правду мне, придет дочка с войны?» А он «иди» да «иди», в
спину выталкивает. Она вышла, а по дороге дочка её на костылях идет».
До
сих пор показывают Ефимов ключ, где, как утверждают старые местные
крестьянки, «происходит с человеком что-то чудное. Случались такие
чудеса и с самим Ефимом. Не зря же он, неуемный, все хаживал к своему
ключу.
И днем, и вечером, а то и глубокой ночью». «Его
советы все не мимо шли», – до сих пор говорят о Честнякове земляки.
Рассказывают, что Ефима Васильевича хоронили несколько тысяч человек.
Все пять километров до большого кладбища несли его на руках, из всех
деревень люди собрались... На могиле установили крест с надписью: «Спи
спокойно, наш учитель».
Именно учителем Добра стал этот необыкновенный
человек не только для детей, которым посчастливилось общаться с ним, но и
всем, кто познакомился с его удивительными картинами, рисунками,
скульптурами.
В
основе деятельности Честнякова-художника и педагога лежала идея
пробуждения творческого начала в каждом человеке. «Я очень люблю, когда
люди играют, – читаем в одной из его записей. – Мужичок, изуставший над
сохой, при встрече с товарищем пошутит, расскажет побасенку, прибаутку. В
том и красота, чтобы человек возвышался над жизнью в искусстве. Человек
создает красоту жизни, и чем дальше, тем выше ее красота».
Евфимий
мечтал о воспитании гармонически развитой личности. «Начинать надо с
детства человека-то строить, – говорил он. – Крестьянские дети слишком
рано становятся взрослыми. Надо дать им полное детство, чтобы душа их
успела наполниться радостью жизни, сказкой жизни, чтоб успела
пробудиться детская творческая фантазия. Насколько во взрослом человеке
уцелел ребенок, настолько он и личность. Разбудить в детской душе
творческое начало и не дать заснуть этому началу – вот что надо делать!» «В
его детском доме мы учились всему, – рассказывала одна из бывших учениц
Ефима Честнякова, – учились рисовать, мастерить, слушать музыку и
играть на музыкальных инструментах.
Он приобщал нас к литературе, читая
свои «сочинушки», и к театру; мы всегда с нетерпением ждали, когда он
скрутит в трубочку полог, закрывавший сцену, и нам откроется вся эта
несказанная красота... Он учил наблюдать природу, видеть красоту.
Воспитывал в нас лучшие человеческие качества: уважение к родителям и
старшим. Нельзя, говорил он, обижать других, хвастать и браниться,
обманывать и завидовать. Все, что есть во мне хорошего, начиналось там, в
его детском доме».
Вскоре
после ухода из жизни Честнякова, его родное Шаблово. Полуразрушенные
избы, упавшие заборы, заросшие ромашками поля встречали здесь одиноких
путешественников. Почти растворившийся в природе след человеческого
присутствия. Казалось, жизнь ушла отсюда навсегда. Но
еще задолго до того, как люди покинули Шаблово, Ефим Честняков знал,
что они вернутся. И даже называл срок: через сорок лет.
Учитель ушёл в
1961 году. А в 2001-м Шаблово возродилось. Об этом предсказании,
затерявшемся в неопубликованных архивах Честнякова, узнали случайно.
Когда оно уже сбылось.
В
2000 году в урочище Шаблово после долгих лет запустения и безлюдья
приехали Александр Михайлович Матюхин и Руслан Евгеньевич Обухов, чтобы
возродить деревню и воплотить мечты Честнякова в жизни.
В
2001 году из Костромы в Шаблово самостоятельно переезжает приемная
семья Матюхиных. С этого началось основание детской деревни. В
2002 году в Шаблове на Дне Памяти Е.В. Честнякова Руслан Евгеньевич
Обухов призвал собравшихся людей начать сбор денег на строительство
Дома-музея Честнякова.
Была создана инициативная группа. Казначеем
выбрали Зою Ивановну Осипову – кологривского краеведа, которая с детских
лет знала Честнякова. Спустя
некоторое время общественную инициативу поддержали материальными и
финансовыми ресурсами областная и районная администрации (В.А. Шершунов,
И.Т. Шевченко и др.). В 2004 году в деревне Шаблово был торжественно открыт Дом-музей Е.В.Честнякова.
Первым директором стала Марина Юрьевна Матюхина. За 2002 – 2008 гг. население Шаблова постоянно увеличивается. В
2007 году Международный Центр Рерихов (г. Москва) выпустил книгу Е.В.
Честнякова «Сказание о Стафии – Короле Тетеревином», составленную по
авторским рукописным текстам Р.Е. Обуховым. В
2008 году Международный Центр Рерихов выпустил книгу воспоминаний
земляков Е. В. Честнякова под названием «Пути в избах. Трикнижие о
шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове».
Автор и составитель
Р. Е. Обухов. В
январе 2008 года Дом-музей Е. В. Честнякова стал мемориальным отделом
Кологривского краеведческого музея в составе Костромского
государственного историко-архитектурного и художественного музея –
заповедника. Назначен новый директор. Общественная
инициатива и энергия натолкнулись на чиновничье равнодушие и
непонимание особенностей деревенского уклада жизни и заветов Е.В.
Честнякова.
Идею Честнякова об универсальной крестьянской культуре пытаются запереть в «прокрустово ложе» музейных шаблонов и штампов. Но
у музея Честнякова другая цель и иные способы ее достижения. О том не
мешало бы спросить чиновникам от культуры у инициаторов создания этого
Музея.
В июне 2008 года в деревне Шаблово создан «Народный дом Чудесный яблок» (А.М. Матюхин, М.Ю. Матюхина). Поддержим
же тех, кто реальными делами спасает Русь! Вспомним же, что мы –
потомки великого народа, который уважали и которым гордились. Нужно
действовать, тогда лишь поймем, что такое жизнь и смерть, добро и зло,
истина и ложь, свет и тьма. Нужно торопиться. Сделаем все, чтобы наша
древняя земля возродилась и Россия воскресла!
В
настоящее время в Шаблово живут три семьи с приёмными детьми. Открыты
для посетителей дом-музей Честнякова «Чудесное яблоко», музей
«Шабловская игрушка», художественная галерея и музей «Коня
Кологривского».
Почтовый адрес: 157451, Костромская область, Кологривский район, д.Шаблово. На сайте Шаблово – http://newshablovo.narod.ru – указан адрес электронной почты для обратной связи – аntiрovniсk@mаil.ru и телефон (960) 742-81-77.
http://www.erzan.ru