Поговорим еще раз о коньковых финно-угорских украшениях Верхнего Поволжья. Вот он, наш любимый муромско-мерянско-весский XVII тип украшений, красивые наборные или имитирующие наборную технику элементы женского убора, распространенные в IX-XI вв от мордовских земель до Белого озера. Что о них известно, какую семантическую нагрузку они несли, или, проще говоря, что значили?
Они упоминаются у Леониллы Анатольевны Голубевой в своде "Зооморфные украшения финно-угров" (САИ, вып. Е1-59). Москва: "Наука”, 1979) с ссылками на Рыбакова про бронзовый век, про Андреевский курган, и про солярные и аграрные культы и связь с плодородием. Все это верно (в целом), но как-то очень общо.
Потом у нее же сказано про то, что в IX в. у коньковых подвесок появляются привески-утиные лапки, и это должно символизировать связь с священной водной птицей финно-угорских народов - уткой и с водой. И что с развитием земледелия культ коня у поволжских финнов усилился.
Отметим насчет лапок - так же часто у коньковых подвесок встречаются и обычные трапециевидные привески и бубенчики. Так что важен был все же шум, а не только и не столько указание на стихию воды.
Еще видится важным то, что в вепском языке сохранилось название радуги jumalanheboine. То есть, буквально, "божья лошадка", "лошадь бога Юмала", (Юму). Бог этот ведал небом, погодой и погодными явлениями. Причем у соседних финнов его место занял Укко. У марийцев тоже был верховный бог Кугу-Юмо. Так что, вероятнее всего, у мери, расположенной между марийцами и весью, верховный бог назывался так же. Если посмотреть на дошедших до нас лошадок - видно, что все они украшены продольными орнаментальными полосами, да и форма их - плавно изогнутая с обеих сторон вниз - позволяет сопоставить их с изображениями радуги.
Другие свойства того же бога, отмеченные И.Ю. Винокуровой: g'umalangüru - гром (букв. «божий грохот»), g'umalansä - гроза (букв. «божья погода»), у шимозерских вепсов: «G'umou g'ureidab i lamin iškeb» - букв. «Бог (гром) гремит и высекает молнию». С функциями Юмала-громовника можно связать шумящие - "грохочущие" - привески, которыми можно было "гурандать" и "каландать" (от вепс.) - греметь и побрякивать.