Пятница, 11.10.2024, 07:26 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2024 » Октябрь » 6 » Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: III Часть. Распространение информации.
23:04
Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: III Часть. Распространение информации.

5.1 Публикации

Создание и публикация материалов на мерянскую тему являются, возможно, самым важным видом волонтёрской деятельности неомерянского движения. Это движение как таковое отражает изменения, произошедшие в сфере краеведения за последние десятилетия. Вследствие развития инструментов web 2.0, библиотекари-краеведы осознали их потенциал и возможность создания заинтересованности даже мирового уровня в том, что длительное время "держали замкнутым в картотеках или витринах" (Мак Ритчи 2011, стр. 89). Неомерянское движение задействует несколько интернет-медиаканалов, включая порталы Merjamaa и "Меря Мир", а также аккаунты Vkontakte. Более того, многие неомерянские активисты имеют собственные блоги, посвящённые мерянской проблематике.

Публикация материалов мерянской тематики происходит через многие каналы. Самым продуктивным из них является портал Merjamaa, на котором новые тексты появляются на регулярной основе. Однако более объёмные тексты также публикуются в интернет-библиотеке, действующей наряду с порталом Merjamaa. Данные исследования совокупно включают 7 текстов, опубликованных в электронной форме в интернет-библиотеке Merjamaa, и один текст, опубликованный в другой интернет-библиотеке. К порталу также прикреплён интернет-магазин Pajwa, в котором можно приобрести печатные книги. Данные исследования включают два объявления о книге, доступной в  Pajwa. Кроме того, есть ещё одно объявление о печатной книге, которую можно приобрести у физического лица. И, наконец, ещё одну книгу можно купить в книжном магазине, специализирующемся на продаже самиздата или малотиражных книг.

Многие из издательских проектов очень амбициозны по своей природе. Материал исследования включает две статьи о печатных книгах, изданных "Меря-пресс" (название, данное мерянскими активистами собственным издательским проектам). "Меря-пресс" означает современный самиздат.

5.2 Самиздат

Хорошее описание современного самиздата даёт Е.В.Савенко (2016). Савенко определяет самиздат как "незарегистрированное, добровольное, некоммерческое, малотиражное периодическое издание". Согласно Савенко, самиздат сохранился в постсоветской России, несмотря на расширенную сферу информации. Реформы ранних 1990-х привели к изменениям в издательском деле, и государственная монополия на эту деятельность была отменена. Однако лишь те издательские структуры, которые получали экономическую поддержку, смогли выжить в новых условиях. Таким образом, экономическая независимость является существенным ограничением свободы печати. (Савенко 2016, стр. 89.)

Согласно Савенко, разочарование в официальных масс-медиа является причиной того, что самиздат продолжает существовать. Интеллектуалов привлекает к самиздату потребность в самовыражении, которую официальная издательская деятельность не может удовлетворить. Тем не менее, в отличие от своего предшественника, самиздат XXI века не проявляется как значительное общественное явление, а вместо этого ограничивается локальным кругом читателей. (там же, стр. 89 - 90.)

Неомерянская издательская деятельность также имеет отношение к самовыражению. Это можно заметить в статье, представляющей мерянский словарь (Merjamaa, 27 марта 2013). Согласно статье, общество Metsa Kunnta смогло выпустить "мерянский толковый словарь максимальной полноты" после трехгодичной работы. Словарь включает топонимы и ономастикон Верхневолжского региона и мерянские слова из русских диалектов и тайных языков, на которых разговаривают жители Костромской, Владимирской, Ивановской и Ярославской областей. 

Словарь рассматривает мерянский язык через призму топонимов и диалектов. Бесспорное финно-угорское влияние отмечается в диалектах и топонимах Центральной и Северной России (Алквист 1992, стр. 1). Однако проблемы реконструкции мерянской лексической системы связаны с определением границ между мерянскими и другими финно-угорскими словами (Ткаченко 2007, стр. 89.) Попытка возрождения мерянского языка является довольно-таки амбициозной, а обратная связь, данная новому словарю, не была полностью положительной. Согласно статье, опубликованной на портале Merjamaa в 2014 г., профессиональные лингвисты проигнорировали изданный "Меря-пресс" словарь. Однако участников проекта это не расстроило. А именно - мерянский словарь стал настолько популярным "среди любителей региональной истории и культуры", что его общий тираж превысил первоначальный в 30 раз. (Merjamaa, 31 декабря 2014.)

Добровольная издательская деятельность может служить способом распространения символического капитала. Согласно Пьеру Бурдье, символический капитал - это любое качество, становящееся символически эффективным. Это требует участия социальных субъектов с подходящими категориями наблюдения и оценки. (Бурдье 1998, стр. 165.) Как показывает пример, среди "любителей истории и культуры" существовал запрос на мерянский словарь, хоть профессиональные лингвисты и не были в состоянии его оценить. Таким образом, самиздат можно рассматривать как протест против официальной академической науки, не способной оценить мерянскую тему по достоинству.

Более того, выпуск и распространение книг альтернативного характера можно рассматривать в качестве протеста против превалирующей ситуации на российском книжном рынке. Здесь добровольная издательская деятельность и частный коммерческий сектор могут плодотворно сотрудничать. Это можно заметить на примере бизнес-идеи альтернативного московского книжного магазина, в котором можно купить книгу о мещёрской истории. Статья, рассказывающая об этой книге (Merjamaa, 30 августа 2011), содержит ссылку на веб-сайт данного книжного магазина, специализирующегося на продаже "редкой и малотиражной литературы, столичных и провинциальных изданий, неформальной литературы различных направлений" (Русская деревня, 2011).

Бизнес-идея этого книжного магазина является идеологической. Согласно ей, основная проблема распространения редких малотиражных книг заключается в том, что такие книги нечасто попадают в магазины. Кроме того, эта идея раскрывает ситуацию на современном книжном рынке:

"Какова же ценность книг и как она соотносится с их стоимостью? Если с помощью поисковой системы найти цену любой не слишком редкой книги, вы без труда заметите, что наша цена ниже, чем средняя по московскому рынку. Главная причина этого в том, что московский рынок не свободен. Экстремально высокие цены (мешающие нормальной продаже книг) сформировались и продолжают формироваться в результате "особых" взаимоотношений между оптовиками и крупнейшими розничными магазинами." (Русская деревня, 2011.)

Данная бизнес-идея отражает проблему российского издательского дела, описанную Савенко: экономическая независимость является ограничением свободы печати (Савенко 2016, стр. 89). Однако здесь возникает ещё одна проблема - монопольный статус, превалирующий на российском книжном рынке. Бывшая государственная монополия советской эпохи была замещена новой, поддерживаемой частным рынком. Таким образом, самиздат может создать альтернативную сферу, в которой друг с другом встречаются волонтёры и альтернативные частные предприятия. Вопрос в социальном капитале. Здесь принадлежность к какой-либо группе вытекает из взаимоотношений, основанных на экономических и символических обменах (Бурдье 1980, стр. 2). Характер этих обменов можно проследить в способах финансирования самиздата.

5.3 Финансирование самиздата

Самиздат предполагает не одни лишь интеллектуальные вызовы. Независимые публикации также требуют денег. В случае с мерянским словарём, тираж составлял сто копий, и автор словаря занимался этим проектом за собственный счёт. Цена словаря составила 300 рублей, и его можно было приобрести в интернет-магазине Pajwa. (Finugor.)

Данные исследования не указывают на существование каких-либо систематических моделей сбора средств, применяемых мерянскими организациями. Интернет-портал Merjamaa не содержит ни номера банковского счёта для пожертвований, ни призыва к ним. К тому же на портале отсутствует упоминание о членских взносах. В этом смысле общество Metsa Kunnta, например, является типичной российской низовой организацией. Эти организации в своей деятельности не полагаются на членские взносы (Генри 2006, стр. 214).

Согласно Лауре А. Генри, низовым группам требуется меньше финансовой поддержки, чем профессиональным или группам, аффилированным с правительственными структурами, так как у них нет потребности в офисных помещениях, сотрудниках или технологиях. Вместо этого, жизнедеятельность низовых организаций обеспечивают работники-волонтёры и пожертвования в натуральной форме, а также спорадические небольшие гранты и финансирование со стороны городских и региональных администраций. (Генри 2006b, стр. 114.) Данные исследования в целом подтверждают наблюдения Генри. Неомерянские организации применяют похожие методы в финансировании своей деятельности. Хорошим примером является функциональный принцип интернет-магазина Pajwa, который принадлежит сообществу Metsa Kunnta.

Статья "Обереги Pajwa - Северная этника" представляет читателям Pajwa, "первый балто-финский магазин". Согласно статье, цель Pajwa - "собирание и систематизация археологических, культурных, исторических, этнографических материалов по двум древним соседям и самым крупным этносам Восточной Европы - финно-уграм и балтам, заселявшим в эпоху железного века и средневековья значительные пространства Восточной Европы". (Merjamaa, 8 апреля 2013.) Кроме того, статья объясняет ценовую политику магазина следующим образом:

"Наша основная цель - не торговля. Главная задача - рассказать людям о древней культуре их предков. Поэтому мы постарались сделать цены максимально низкими. Ценовая политика «Pajwa» направлена на то, чтобы покупки были приятны и доступны каждому, кто интересуется наследием своих предков." (там же.)

Согласно Якобсону, Мерсияновой и Ефремову, российское законодательство не требует от неприбыльных организаций наличия попечительского совета. Более того, оно не называет границ ответственности такого совета. Организации обязаны отчитываться о своей работе перед государственными органами, однако публичные отчёты - не обязательны. Якобсон, Мерсиянова и Ефремов отмечают, что более четверти подобных организаций, публикуя отчёты о своей работе, не включают в них информацию об источниках финансирования. Организации, занимающиеся культурой и развлечениями, реже всех предоставляют отчёты о финансовых источниках. (Якобсон, Мерсиянова, Ефремов, 2012, стр. 8, 10.)

Не будет ошибкой предположить, что доходы, получаемые от продажи товаров через магазин Pajwa, покрывают лишь стоимость их производства. Однако подобный способ сбора пожертвований требует от активистов серьёзной ответственности. Поэтому, как отмечают Якобсон, Мерсиянова и Ефремов, если речь заходит о злоупотреблении или неправомерном поведении в неприбыльной организации, "это не только нарушение закона, но и игнорирование миссии организации, и корыстное поведение". Таким образом, соблазн превращения неприбыльной организации в прибыльную сдерживается личной ответственностью лидера перед собственной совестью и коллегами. (там же, стр. 12.)

Продолжение следует.

Автор: Аапо Кихланки. Кентский университет, Великобритания.

Магистерская диссертация в рамках Школы социальной политики, социологии и социальных исследований Факультета социальных наук.

Перевод с английского: Оли Шепиш. Merjamaa.

I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России
II Часть. Современное мерянство в искусстве и культуре

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 84 | Добавил: merja | Теги: неомеряне, Идентичность, Социология, этнофутуризм, меря, краеведение | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика