Суббота, 21.12.2024, 17:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2024 » Октябрь » 24 » Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: IV Часть. Мерянское краеведение
02:12
Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: IV Часть. Мерянское краеведение

6.1 Индивидуальная природа краеведческой деятельности

Тематические категории "Представление места или региона" (104 ед.) и "Представление текущей проблемы" данных исследования предоставляют информацию о мерянской краеведческой деятельности. Подкатегории "Краеведческие экскурсии" (26 ед.) и "Автомобильные туры" (6 ед.) последней категории связаны с краеведением (см. Приложение 2). Данные исследования в целом содержат 136 статей по теме.

Большая часть (108) статей, посвящённых местам или регионам, основана на материале, собранном неомерянскими активистами, единолично или же в небольших группах краеведов-энтузиастов. Таким образом, речь идёт об индивидуальном волонтёрстве, совершаемом лицом без принимающей организации или же коллективной инициативой (Эллис Пэйн, Хилл, Рочестер 2010, стр. 19). Это отражает индивидуальный и демократический характер краеведческой деятельности. По мере того как общество становится всё более индивидуалистским, люди желают проводить свои собственные исследования (Рейд, Мэкэфи 2007, стр. 127 - 128).

Неомерянские активисты, ответившие на вопросы данного исследования, также подтвердили индивидуальный характер краеведческой деятельности. Двое из них отметили, что мерянская активность основана на личных инициативах (комментарий от 5 марта 2019 г., комментарий от 24 апреля 2019 г.). Двое других активистов открыто не упоминали частные инициативы в неомерянской деятельности, однако подчеркнули важность обмена личными наблюдениями в социальных сетях и на других информационных платформах (комментарий от 25 апреля 2019 г., комментарий от 29 апреля 2019 г.). Все четверо активистов упомянули краеведческие экскурсии или этнографические экспедиции в качестве форм неомерянской деятельности. 

В случае активистов волонтёрство носит характер серьёзного досуга, в котором энтузиасты обязаны вовлекаться в собственные занятия больше, чем их менее серьёзные коллеги (Стеббинс 1992, стр. 5). В этом смысле неомерянские активисты отличаются от туристов, организовывающих краеведческие экскурсии. В сумме девять статей, посвящённых таким экскурсиям, связаны с туризмом. Три из них изначально были опубликованы в блоге о путешествиях (см. Приложение 3). Например, статья, размещённая на портале Merjamaa в июне 2014 г., была написана "главным редактором и по совместительству краеведом и путешественницей". Статья также содержит ссылку на туристический блог, который ведёт журналистка. (Merjamaa, 25 июня 2014.) Этот блог, со своей стороны, ставит своей целью "угостить читателя путевыми заметками и позвать его в автопутешествие" (За гранью будней). 

Более того, шесть статей, опубликованных на портале Merjamaa, были посвящены автомобильным турам (см. Приложение 2). К примеру, в ноябре 2011 г. на портале появилась статья о путешествии на внедорожниках. Тур был организован клубом "Там в России", цель которого - "возродить интерес к исторически значимым местам и памятникам нашей старины, донести информацию о них до широких слоев общественности и, тем самым, способствовать их популяризации, исследованию и возможному восстановлению" (Merjamaa, 11 ноября 2011).

Волонтёрство может иметь концептуальное значение досуга. Следовательно, считается, что волонтёры вовлекаются в дело из собственного интереса и концентрируются на "удовлетворении, которое волонтёры получают от собственного вовлечения". (Эллис Пэйн, Хилл, Рочестер 2010, стр. 28.) Однако даже туры на внедорожниках и статьи о путешествиях могут иметь далеко идущие культурные или общественные задачи. Клуб "Там в России", как показывает пример, ставит целью распространение информации о памятниках культуры. Более того, как отмечает Генри (2006, стр. 218), некоторые российские зелёные низовые организации желают развивать экотуризм. Также и Каунов в своей работе о неомерянском движении рассматривает современное мерянство как способ привлечения туристов в регионы Центральной России (Каунов 2017, стр. 83).

В сумме семь статей, посвящённых краеведению, являются научными статьями (см. Приложение 3). Также учёные и студенты могут участвовать в краеведческих экскурсиях. Летом 2015 г., например, в Верхневолжье была организована "интегрированная межрегиональная археологическая и научно-познавательная экспедиция". В ходе экспедиции учёные, студенты и аспиранты провели археологическое и экологическое исследование региона, а также отметили биологическое разнообразие его обитателей. (Merjamaa, 6 августа 2015 г.)

Научный проект наподобие этого не обязательно подразумевает волонтёрскую деятельность. Однако существуют волонтёры, время от времени участвующие в "научно-познавательных" экспедициях, проводимых учёными. Статья, опубликованная в ноябре 2018 г., к примеру, рассказывает о "межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой археологическим раскопкам на городище Унорож". Согласно статье, проект раскопок включал образовательную программу, и научное сообщество, студенты и волонтёры заинтересовались им. (Merjamaa, 6 ноября 2018 г.) Другая статья о раскопках в Унороже (Merjamaa, 5 сентября 2018 г.) упоминает, что в проекте участвовали двадцать волонтёров, приехавших из большого количества российских городов.

Стоит отметить, что краеведение может также быть профессиональной деятельностью. Восемь статей, связанных с местами и регионами, были впервые опубликованы на медиа-ресурсах, а пять - на информационных каналах публичных учреждений (см. Приложение 3). Здесь речь не идёт о волонтёрстве. Однако добровольный краеведческий энтузиазм может повлиять на другие секторы общества. Например, в 2014 г. государственный телеканал "Культура" пообщался с мерянскими активистами с целью создания документального телефильма о движении (комментарий от 5 марта 2019 г.). Это показывает, что краеведение как форма деятельности способно собирать социальный капитал.

6.2 Тематический подход к краеведческим экскурсиям

Материал исследования, связанный с местами и регионами, даёт мало конкретной информации о краеведении как форме волонтёрства. Однако существует возможность рассмотреть волонтёрство с тематической перспективы, проанализировав темы, появляющиеся в статьях, посвящённых местам и регионам. Собственно, этот подход отражает видение мерянской деятельности самими мерянскими волонтёрами, как в следующем комментарии одного из неомерянских активистов:

"Волонтёрская деятельность - то, что возникает из свободной воли. Идёт от сердца к сердцу, передаётся легко и продолжается без особых усилий. Это некий внутренний духовный импульс, объединяющий людей. Это желание знать больше о земле, на которой ты живёшь, о людях, живших здесь до тебя, о том, чем они занимались, во что верили. Понять знания и опыт, собранные ими, и использовать их в повседневной жизни." (комментарий от 25 апреля 2019 г.)

Активист считает волонтёрство "внутренним духовным импульсом", который "продолжается без особых усилий". Более того, для него волонтёрская деятельность означает "желание знать больше о земле", на которой живёт индивид. Таким образом, почву можно рассматривать как зеркало стремления человека к волонтёрству. Эта идея происходит из долгой традиции. Согласно Елене Хеллберг-Хирн, русская самоидентификация имеет два первичных источника: тело и территория. Эти два понятия также являются главными метафорами. Сфера тела включает как русский фольклор, так и область духовного, в которую входят язык, искусство и православное христианство. Территория, в свою очередь - это общая земля, закалённая постоянным использованием. (Хеллберг-Хирн 1998, стр. 6 - 7.)

Западные определения филантропии часто подчёркивают понимание, в котором индивид через собственные добровольные поступки вносит вклад в своё сообщество. Следовательно, "филантропическая деятельность предполагает выбор относительно того, как присоединиться к общественным нуждам с частными обязательствами таким способом, который был бы одновременно полезен для других и удовлетворителен для дающего" (Фрумкин 2006, стр. 81). Неомерянское видение волонтёрства переворачивает это понимание с ног на голову. Речь идёт не о волонтёре, помогающем своему сообществу через свою деятельность, а о сообществе, вносящем вклад в деятельность через волонтёров. И в этом случае сообщество не может существовать без Мерямаа, мерянской земли.

6.3 Определение тематических категорий

Согласно Питеру Х. Рейду и Кэролайн Мэкэфи, в краеведении существуют три важнейших фактора: запутанность источников, сложность исследований и энтузиазм пользователей. Исследования часто мультидисциплинарны и включают ряд различных подходов. Следовательно, краеведческие исследования "могут охватывать любые изменения темы, места или времени". (Рейд, Мэкэфи 2007, стр. 128, 130.)

В отличие от других текстов, опубликованных на портале Merjamaa, статьи, сфокусированные на каком-либо месте или регионе, включают множество тем. Потому эти статьи сложно классифицировать по их главной теме. По этой причине к статьям, посвящённым местам или регионам, был применён другой метод классификации. Каждый текст был внимательно прочитан с целью выявления всех содержащихся в нём тем. После чего данные темы были значимым образом классифицированы и маркированы. В результате мы выделили пятнадцать тематических категорий:

1. История (57 ед.)
2. Священные места (54 ед.)
3. Регион (38 ед.)
4. Лингвистика (36 ед.)
5. Религия или культ (30 ед.)
6. Исторические памятники (28 ед.)
7. Археология (27 ед.)
8. Деревни и племенные центры (27 ед.)
9. Легенды и поверья (25 ед.)
10. Города малые и большие (20 ед.)
11. Архитектура (19 ед.)
12. Образ жизни (16 ед.)
13. Культурная эра (15 ед.)
14. Средства к существованию (15 ед.)
15. Локальные события (9 ед.)

Однако классифицировать статьи о местах и регионах по данным тематическим категориям недостаточно. Гораздо больше об отношениях волонтёров с локальным говорит то, как эти категории взаимосвязаны между собой (см. Приложение 4). Список тематических категорий показывает, что существуют две объёмные категории: "История" (57 ед.) и "Священные места" (54 ед.). Обе эти категории объединяют свои собственные круги тем. А именно, темы "История" и "Священное место" появляются в одном и том же тексте всего 19 раз. Вместо этого, другие темы показывают тенденцию тяготения к одной из этих главных тематических категорий. Это показывает, что в выбираемых авторами подходах к концепту локальности существуют различия.

Таким образом, была отмечена взаимосвязь различных тематических категорий (см. Приложение 4). Это было сделано путём отслеживания того, какие темы присутствовали в одной и той же статье одновременно. В первую очередь мы уделили внимание количеству взаимосвязанных категорий. Среднее значение тематической взаимосвязи было 5,14, а стандартное отклонение - 5,06. Следовательно, случаи тематической взаимосвязи, превышающей определённый стандартным отклонением интервал, мы посчитали выдающимися примерами тематической взаимосвязи. В подобных случаях одна тема появлялась в одном и том же тексте наряду с другой темой более 10 раз.

Однако также учитывалась доля, которую данная тематическая взаимосвязь имела в другой тематической категории. Средняя доля была 19,03%, а стандартное отклонение - 15,56%. Таким образом, если случай тематической взаимосвязи имел долю 35 или больше процентов данной тематической категории, речь шла о выдающемся примере тематической взаимосвязи. Самые очевидные случаи тематической взаимосвязи были выбраны для анализа. Более того, четырёхшаговая модель краеведения Майкла П. Марино и Маргарет Смит-Крокко (2012) обеспечила методологическую базу для анализа таких случаев.

6.4.1 Сфера истории и лингвистики

Тематическая категория "История" чаще всего взаимосвязана с категорией "Лингвистика". Эти две темы появлялись в одном и том же тексте всего 22 раза. Хорошим примером связи между историей и лингвистикой является статья, опубликованная на портале Merjamaa в декабре 2010 г. Статья знакомит читателей с городом Галичем Костромской обл., подробно описывая его историю. Согласно статье, учёные считают городище Унорож, расположенное к северо-западу от современного Галича, административным центром местных мерян вплоть до Х в. В статье говорится, что мерянский язык бытовал в этой местности до XVIII в. Помимо этого, галичские рыбаки использовали профессиональный социолект, содержавший мерянскую лексику, до ХХ в., а также в Галиче и сегодня существует ряд мерянских топонимов. (Merjamaa, 6 декабря 2010 г.)

Мерянские топонимы и слова местного социолекта - это свидетели мерянской истории Галича. Следовательно, топонимы можно рассматривать как объективную форму культурного капитала. В своей объективной форме культурный капитал может быть передан в его материальном обрамлении (Бурдье 1979, стр. 5). Таким образом, одного лишь взгляда на топоним на карте достаточно, чтобы раскрыть мерянское происхождение Галича.

Однако символическое запечатление этой объективированной формы требует культурного капитала (там же, стр. 5). Как форма культурного капитала, топонимы могут быть измерены с точки зрения их культурной связи с теми условиями, в которых они возникают и используются (Нэш 2013, стр. 120).

Этот подход присутствует в статье, опубликованной на портале Merjamaa в ноябре 2010 г. Статья рассказывает о мерянской истории города Костромы. Согласно статье, "Костромская сторона давно стала символом русской патриархальности и вечного покоя". К сожалению, "советский утюг прошелся по городу во всех направлениях", и текущая внутренняя политика Москвы превращает местных жителей в серую массу. Таким образом, тому, кто желает узнать "потаённую правду о России", следует начать поиски с Костромы, являющейся частью древних мерянских земель. В статье отмечается, что название "Кострома" может, по аналогии с современным марийским языком,  быть интерпретировано как "Кус-ото-ма", что означает "земля священных рощ". Более того, если посмотреть на карту костромско-ярославского пограничья, можно найти много деревень с мерянскими названиями. (Merjamaa, 29 ноября 2010 г.)

Статья высказывается против московской политики централизации, которая, так же как и советский период, деструктивно влияет на Кострому. Но мерянская история города отражается в топонимах: не только в названии  самого города, но и в именах соседних деревень. Таким образом, Костромская земля составляет экосистему, с которой мерянские топонимы образовывают культурную связь. Отсюда происходит их культурный капитал. 

6.4.2 История и города

Как показывают вышеприведённые примеры, города - это та сфера, где можно заметить взаимосвязь между историей и лингвистикой. Тематическая категория "История" связана с категорией "Города малые и большие" даже в более общем плане. Эти категории появляются в одном и том же тексте всего 16 раз.

Статья "Неславянская жизнь Московского посада" (Merjamaa, 14 сентября 2015 г.) предлагает "увлекательное путешествие по финно-угорской Москве". Согласно статье, Москва как поселение появилась задолго до 1147 г. Археологи нашли в Кремле финно-угорское городище. Две сотни жителей укрепления были людьми Дьяковской культуры. В отличие от индоевропейцев, они умели топить железо. Таким образом, представители Фатьяновской культуры "бились своими каменными и бронзовыми топорами" против финно-угорских, сделанных из железа. (там же.)

Статья уделяет много внимания действию. Благодаря своей технической продвинутости, древние финно-угры могли побеждать врагов. Статья использует краеведческий подход "это произошло здесь", согласно которому крупным историческим событиям даётся локальный или региональный контекст (Марино, Смит-Крокко 2012, стр. 234). Однако, несмотря на свои бесспорные преимущества, древние меряне не смогли противостоять экспансии Руси, свидетелем которой является основание города Москвы в 1147 г.

Подход "это произошло здесь" к краеведению является относительно базовым и не призывает использовать мышление более высокого порядка или практиковать навыки, связанные с историческим исследованием (Марино, Смит-Крокко 2012, стр. 235). Однако статья принимает этот факт во внимание. Согласно ей, исследователи-краеведы, исследователи топонимов и историки делают историю российской столицы более понятной широкой публике (Merjamaa, 14 сентября 2015 г.). Следовательно, педагогические аспекты играют важную роль в краеведении. Краеведение как наука существует лишь тогда, когда широкая общественность участвует в нём и понимает его (Лихачёв 2007, стр. 159).

6.4.3 История и регион 

Статьи о местах и регионах показывают сильную взаимосвязь между темами "История" и "Регион". Эти темы появляются вместе в одной и той же статье 17 раз. Изучение истории в связи с регионом означает тематический подход к краеведению, в котором исторические темы и понятия дают ключ к пониманию более обширных факторов, сформировавших и определивших жизнь (Марино, Смит-Крокко 2012, стр. 235). Хорошим примером данного подхода является статья, опубликованная на портале Merjamaa в феврале 2018 г. Она посвящена монастырской колонизации Центральной России. Статья написана учёным, но текст содержит несколько комментариев неомерянского активиста. 

Согласно статье, монастырская колонизация "Мерямаа" произошла после монгольского вторжения 1237-1240 гг. Монастыри основывались на важных водных путях. Помимо этого, они были защищены стенами из частокола, необходимыми для военных операций. Согласно комментарию неомерянского активиста, эти операции были частью колонизационных процессов. В своём комментарии к тексту активист утверждает, что самое большое количество монастырей и церквей в Центральной России находится именно в той зоне, где жили исчезнувшие народы, такие как меря. Однако эти народы составили "базис великорусского этноса". Таким образом, активист цитирует Ф.М. Достоевского: "русский - значит православный", и напоминает, что православие является культурообразующей, или этнической, религией в истории российского государства (Merjamaa, 6 февраля 2018 г.).

Статья представляет православие как маркер русской этнической идентичности, так как православие является этнической и культурной религией. Этническая идентичность - это наблюдаемая форма бытия, работающая как позитивный либо негативный символический капитал (Бурдье 1998, стр. 167). В данном случае речь идёт о негативном символическом капитале. Православная миссия была частью колонизации, а укреплённые монастыри - напоминание о милитаризме. Колонизация была отрицательным процессом, длившимся веками. Это обширная тема, посредством которой индивид может сфокусироваться на общей картине и поразмыслить о том, как исторические события повлияли на его собственную жизнь (см. Марино, Смит-Крокко 2012, стр. 236).

Продолжение следует.

Автор: Аапо Кихланки. Кентский университет, Великобритания.

Магистерская диссертация в рамках Школы социальной политики, социологии и социальных исследований Факультета социальных наук.

Перевод с английского: Оли Шепиш. Merjamaa.

I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России
II Часть. Современное мерянство в искусстве и культуре

III Часть. Распространение информации.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 548 | Добавил: merja | Теги: неомеряне, меря, Идентичность, краеведение, этнофутуризм, Социология | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика