Четверг, 19.09.2024, 04:33 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2024 » Сентябрь » 12 » Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: II Часть. Современное мерянство в искусстве и культуре
18:52
Аапо Кихланки. В поисках Мерямаа: II Часть. Современное мерянство в искусстве и культуре

Продолжаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки посвященную мерянскому этнофутуризму, защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.

4. Современное мерянство в искусстве и культуре

4.1 Этнофутуристические художественные выставки

Данные исследования включают 11 статей о художественных выставках, организованных активистами неомерянского движения (см. Приложение 2). В качестве формы волонтёрской деятельности, мерянские арт-проекты объединяют различные секторы общества. Во-первых, художественные проекты могут осуществляться клубами, когда речь идёт о волонтёрстве в традиционном смысле слова. Во-вторых, профессиональные художники могут организовывать эти проекты безоплатно. В этом случае, речь идёт о серьёзном хобби, в котором значительное личное усилие основано на специально полученном знании, обучении или навыке (Стеббинс 1992, стр. 6). А именно, волонтёрами мерянского движения являются профессиональные художники, и мерянство даёт им источник вдохновения.

Основным художественным видением, или идеей, объединяющей ключевых участников неомерянского движения, является этнофутуризм. В неомерянском движении этнофутуризм проявляется в форме художественных выставок. Выставки составляют важное средство представления мерянского движения, также как и этнофутуризма, широкой публике. К примеру, в декабре 2017 г. двое неомерянских активистов организовали в Санкт-Петербурге художественную выставку под названием "Измерение: Меря". Во время выставки один из них описал этнофутуризм как "универсальный инструмент сохранения культуры нашего народа в условиях жизни в глобальном мире". Таким образом, этнофутуризм обеспечивает прочную базу для самопознания. (Merjamaa, 2 января 2018 г.)

Художественные выставки также служат способом совмещения теории с практикой. К примеру, в мае 2014 г. один из неомерянских активистов (Андрей Малышев-Мерянин) представил арт-выставку в рамках "Ночи музеев", мероприятия, организованного Художественным музеем Ивановской области. Целью выставки было "понять сакральную символику Верхневолжского региона, оставленную мерянским народом, хорошо известным из летописей и хроник". (Merjamaa,19 мая 2014 г.) Сакральная символика мерян связана с культурными архетипами, играющими важную роль в этнофутуризме.

Согласно Э.М.Колчевой, культурный архетип - это "эффективный аналитический инструментарий этнонационального искусства, отражающий в себе этнокультурные процессы". В значительной степени архетип состоит из завершённых и репрезентативных культурных форм и символов, сформировавшихся с течением истории. В народном искусстве этнокультурный архетип в первую очередь сохраняет фундаментальные элементы. Следовательно, культурные архетипы проявляют своё содержание в знаковой, иллюстративной форме. По Колчевой, архетипы могут быть актуализированы путём их встраивания в новые исторические реалии. (Колчева 2015, стр. 254).

Цель встраивания архетипов в новые реалии можно было наблюдать на художественной выставке "Lege artis", которая открылась в Череповецком художественном музее в сентябре 2018 г. На этой выставке, археологи, дизайнеры и художники представили как древние, так и современные ювелирные украшения, которые носили жители Верхневолжья. Согласно статье, опубликованной на портале Merjamaa, "Lege artis" предложила "новый формат коммуникации с археологическими коллекциями - через искусство и универсальный язык моды". (Merjamaa, 23 сентября 2018 г.) Речь идёт о культурном воспроизводстве.

4.2 Воспроизведение мерянского наследия 

Художественные выставки тесно связаны с краеведческой деятельностью неомерянского движения. Краеведение служит методом сбора информации о мерянской культуре. В особенности, тематическая категория "Представление места или региона" включает в себя статьи о локальных культурных чертах Центральной России. Эти культурные черты могут быть воспроизведены посредством современного искусства.

Хорошим примером служит проект "Владимир интернациональный", проведённый во Владимирской областной молодёжной библиотеке в 2015 г. В конце сентября в рамках проекта была организована "Неделя финно-угорской культуры". В мероприятиях тематической недели принимал участие владимирский клуб исторической реконструкции "Рарог". Этот клуб специализируется на реконструкции мерянских и муромских элементов раннего средневековья. Во время события члены клуба предоставили посетителям возможность увидеть реконструкции древней одежды и украшений. (Merjamaa, 6 октября 2015 г.)

Мерянские арт-проекты радикально относятся к локальному или коренному. Устоявшиеся нормы культурной репрезентации критикуются в статье, опубликованной на портале Merjamaa в июне 2014 г. Статья основывается на предыдущей статье, опубликованной в научном журнале. В этой статье, философ-культуролог представляет своё мнение насчёт отсутствия локальной культурной памяти в "историческом ядре России". Согласно ему, парадоксальной особенностью России является то, что культура небольшого городка отсутствует как локальная сущность. Российская действительность - это "пассивное воспроизводство советской ситуации". Согласно философу, советский культурный проект был основан на идее рационально организованной культуры, и даже сегодня, по той же советской схеме, всё начинается сверху. (Merjamaa, 25 июня 2014 г.)

Неомерянский подход к локальной культуре прямо противоположен подходу "сверху вниз". Дизайн-проекты, направленные на создание новых брендов центральнороссийских городков и городов, являются хорошим примером. Статья, опубликованная на портале Merjamaa в феврале 2012 г., например, рассказывает об "арт-проекте дизайнеров, свободно собравшихся на facebook". Согласно статье, этот проект "дал жизнь целому набору логотипов, отражающих бренд и значение названия Москва". Один из дизайнеров-участников проекта отметил, что для создания символа города необходимо найти его "ядро". Для этого дизайнера таким ядром стал "мерянский городок". (Merjamaa, 15 февраля 2012 г.)/

Похожим образом, фотохудожественный проект "Ярославль" в Ярославле представил "работу, стиль жизни, свободное время, мышление и мировоззрение мерянского общества и мерянского индивида". Согласно статье о проекте (Merjamaa, 17 сентября 2013 г.), культурное понимание дизайнерской и художественной фокусировки на городской среде чрезвычайно важно и включает не только планировку существующих и будущих объектов. Важно также проанализировать процессы, связанные с комплексным влиянием городской среды на индивида, живущего в её социокультурной сфере.

Статья подчёркивает культурное понимание дизайна и искусства. Это понимание локальных или мерянских архетипов и символов является ключевым вопросом в передаче мерянского наследия широкой публике посредством искусства. Вопрос в передаче символических благ, которые, согласно Пьеру Бурдье, являются "двуликой реальностью, товаром и символическим объектом" (Бурдье 1984, стр. 3).

Согласно Бурдье, поле производства символических благ обязано своей структурой оппозиции между полем ограниченного производства и полем широкомасштабного культурного производства. Поле ограниченного производства - это система, производящая культурные блага для аудитории производителей, в то время как поле широкомасштабного культурного производства - это поле производства культурных благ, предназначенных для не-производителей данных благ, "широкой публики". (Бурдье 1984, стр. 4).

Неомерянское движение, нацеленное на продвижение мерянской проблематики, имеет дело с обоими полями. Как отмечается в статье "Культурная археология Мерянского Мифа", мерянская идентичность предусматривает "встраивание древних мифов в пространство современной культуры". Статья оставляет эту задачу "реконструкции и манифестации" мерянского мифа философам, краеведам, историкам и людям искусства. (Merjamaa, 27 декабря 2011 г.) Их задача - превратить знаки обратно в символы, связанные с мифическим началом. С одной стороны, для этого требуется сделать древнюю мерянскую культуру понятной широкой публике, а с другой - для понимания "логики региональной мерянской культуры" (там же) необходим определённый объём инсайдерского знания, делающего возможным контакт с мерянским прошлым. Здесь важную роль играют фестивали.

4.3 Фестивали и выступления (перформанс)

Данные исследования включают шесть статей, связанных с фестивалями или выступлениями (см. Приложение 2). Все эти фестивали и выступления основаны на волонтёрской деятельности. Фестивали служат инструментом привлечения волонтёров. Таким образом, они могут быть событиями-аттракторами, предназначенными для привлечения внимания и краткосрочного вовлечения большего количества волонтёров (МакКерли, Линч, Джексон 2012, стр. 126).

Для неомерянского движения это преимущественно способствует росту интереса к мерянской проблематике. Основываясь на слабо структурированной деятельности гетерогенной группы активистов, фестивали являются способом объединения групп сверстников. Речь идет о наборе волонтёров через посредничество, при котором усилия по привлечению активизируются за счет связи с другими группами, предоставляющими волонтёров для общественных усилий (там же, стр. 117). Следовательно, пример этих групп может вдохновить новых потенциальных волонтёров.

Фестивали служат способом сбора социального капитала, необходимого для поддержки и развития неомерянского движения. Социальный капитал связан с принадлежностью к группе, объединённой постоянными и выгодными связями (Бурдье 1980, стр. 2). Однако главным вызовом для движения является презентация мерянских тем, особенно этнографического толка, широкой публике в значимой и понятной форме. Речь идёт о репрезентации. Фестивали можно рассматривать как живые этнографические музеи. Как пишет Генриетта Лидчи, этнографические музеи "производят определённые виды репрезентаций и мобилизуют отчётливые системы классификации в рамках антропологической теории и этнографических исследований". Таким образом, физическое присутствие объектов и их значение смешиваются. (Лидчи 1997, стр. 161 - 162.)

Производство мерянских репрезентаций требует креативности. Это объясняется тем, что меряне были финно-угорским народом, а понятие "финно-угорский" довольно-таки нечёткое. Как считает Илдико Лехтинен, финно-угризм существует как видение, как воображаемая действительность, так как финно-угорские народы всегда жили в многонациональной среде. Следовательно, финно-угризм - это социальная репрезентация, включающая интерпретации мира самого сообщества. Таким образом, репрезентации интерпретируют социальную память. (там же, стр. 172.)

Согласно Лехтинен, язык, коллективная память, традиция и история общего происхождения являются главными критериями национальной культуры. Традиция присутствует в постмодерном мире. Однако традиция изменяется, и ей необходима продолжительность. (стр. 175.) Неомерянскому движению также нужен способ сохранить традицию живой. Вот почему на помощь приходят фестивали. Фестиваль как деятельность живёт и меняется, а также присутствует в действии постмодерного времени. (там же, стр. 175).

Статья "Былинный Берег. «Меря» молодая" (Merjamaa, 5 августа 2013 г.) даёт хорошее описание фестиваля как постмодернистского способа передачи культурных традиций будущим поколениям. Статья рассказывает о фестивале "Былинный Берег - 2013", организованный в Кимрах в июле 2013 г. Речь идёт о международном фестивале раннесредневековой исторической реконструкции. Главными темами фестиваля были культура и традиции древнерусской земли, а также финские, балтские, славянские и скандинавские народы IX - XI вв. В фестивале приняли участие около 600 реконструкторов.

Программа фестиваля была развлекательной и интерактивной. Она включала показательные выступления, презентации реконструкторов, мастер-классы ремесленников, популярные лекции по археологии и рыцарский турнир клубов исторической реконструкции (там же.). Следует отметить, что сила фестивалей заключается в возможности взаимодействия и участия. Обращаясь ко всем органам чувств, фестивали, особенно фольклорные, составляют достойную альтернативу музеям, так как музеи апеллируют лишь к зрительному чувству (Лехтинен 2008, стр. 176.)

Фестивали обеспечивают репрезентацию мерянства, однако для становления мерянства как правдоподобной идентичности в современном постмодерном мире необходимо нечто большее. Этническая идентичность - это измерение символического капитала, наблюдаемая форма бытия (Бурдье 1998, стр. 167). Потенциальной мерянской идентичности нужно подражать, и здесь перформансы, организованные неомерянскими активистами, предлагают потенциальное решение.

12 июня 2013 г. "Братство леса" (ассоциация "Metsa Kunnta") организовало в Твери перформанс, посвящённый Дню России. Выступление было организовано совместно с ассоциациями "Твержа" и "Вятичский лес". Согласно статье "Этнофутуризм - это патриотично" (Merjamaa, 13 июня 2013 г.), "творческая молодёжь" из Твери, Шатуры, Костромы, Калуги и Рязани приняла участие в представлении, чтобы "напомнить о древних племенах, ставших основой Российского государства". Частью представления стали девять духов-масок, символизировавших девять племён Древней Руси.

Ритуальные маски играют важную роль в неомерянских представлениях и фестивалях. К примеру, статья "Мерянские этнофутуристы из Москвы перевоплотились в Духов в Латвии" (Merjamaa, 14 февраля 2013) рассказывает об участии ассоциации "Metsa Kunnta" в Международном фестивале традиции масок в Латвии. Этот ежегодный фестиваль организован Латвийской ассоциацией фольклористов и имеет целью популяризацию восточноевропейских традиционных масок. Во время фестиваля члены ассоциации "Metsa Kunnta" представили "интерактивную лекцию и видеошоу на тему "Традиция обрядовых масок в Верхнем Поволжье".

Согласно прочитанной на фестивале лекции, у каждого человека в жизни есть роль. Однако эта роль - лишь часть мира. Каждый выбирает себе определённую роль, но не может совмещать много ролей одновременно. Однако человеку хочется побывать в роли другого, и чувствуя это в себе надличностно, индивид становится глубже, богаче и способен умножить свои силы. (там же.)

Как концепт, "маска" кристаллизирует главную черту неомерянского движения, а именно - "маску" можно рассмотреть как символ репрезентации. С одной стороны, она может служить надличностным порталом, предоставляя возможность перехода от одной идентичности к другой. С другой стороны, как показывает комментарий одного из неомерянских активистов к вопросам исследования, принадлежность к конкретной социальной, национальной, профессиональной, языковой, политической, религиозной или расовой группе предполагает ношение маски, в то время как истинная личность остаётся скрытой (комментарий 25 апреля 2019). Неомерянская волонтёрская деятельность в основном относится к серьёзному досугу, для которого характерны "самоактуализация, самообогащение, самовыражение, отдых и обновление" (Стеббинс 1992, стр. 7).

Согласно Пьеру Бурдье, социальный мир может быть представлен как пространство, сконструированное на основе принципов дифференциации и дистрибуции. Агенты и группы агентов определяются по их относительным позициям внутри этого пространства, и одно и то же лицо не может занимать две его противоположных зоны. Бурдье отмечает, что агенты конструируют социальный мир посредством конструирования его видения. Это происходит через репрезентацию. Таким образом, агенты непрерывно действуют с целью утверждения своего мировоззрения и позиции в мире. Согласно Бурдье, эта позиция и является их идентичностью. (Бурдье 1985, стр. 723 - 724, 727.)

Поддержка мерянской идентичности требует постоянной репрезентации. Неомерянская деятельность, согласно с взглядами Бурдье, конструирует социальный мир посредством конструирования его видения. Однако это включает не только художественные выставки и представления, но также и опредёленный стиль жизни в целом. Здесь главным способом дифференциации и дистрибуции является мерянское волонтёрство. 

Продолжение следует.

Автор: Аапо Кихланки. Кентский университет, Великобритания.

Магистерская диссертация в рамках Школы социальной политики, социологии и социальных исследований Факультета социальных наук.

Перевод с английского: Оли Шепиш. Merjamaa.

I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 208 | Добавил: merja | Теги: Социология, меря, неомеряне, Идентичность, краеведение, этнофутуризм | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика