Продолжаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки посвященную мерянскому этнофутуризму, защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
4. Современное мерянство в искусстве и культуре
4.1 Этнофутуристические художественные выставки
Данные исследования включают 11 статей о художественных выставках, организованных активистами неомерянского движения (см. Приложение 2). В качестве формы волонтёрской деятельности, мерянские арт-проекты объединяют различные секторы общества. Во-первых, художественные проекты могут осуществляться клубами, когда речь идёт о волонтёрстве в традиционном смысле слова. Во-вторых, профессиональные художники могут организовывать эти проекты безоплатно. В этом случае, речь идёт о серьёзном хобби, в котором значительное личное усилие основано на специально полученном знании, обучении или навыке (Стеббинс 1992, стр. 6). А именно, волонтёрами мерянского движения являются профессиональные художники, и мерянство даёт им источник вдохновения.
Основным художественным видением, или идеей, объединяющей ключевых участников неомерянского движения, является этнофутуризм. В неомерянском движении этнофутуризм проявляется в форме художественных выставок. Выставки составляют важное средство представления мерянского движения, также как и этнофутуризма, широкой публике. К примеру, в декабре 2017 г. двое неомерянских активистов организовали в Санкт-Петербурге художественную выставку под названием "Измерение: Меря". Во время выставки один из них описал этнофутуризм как "универсальный инструмент сохранения культуры нашего народа в условиях жизни в глобальном мире". Таким образом, этнофутуризм обеспечивает прочную базу для самопознания. (Merjamaa, 2 января 2018 г.)
Художественные выставки также служат способом совмещения теории с практикой. К примеру, в мае 2014 г. один из неомерянских активистов (Андрей Малышев-Мерянин) представил арт-выставку в рамках "Ночи музеев", мероприятия, организованного Художественным музеем Ивановской области. Целью выставки было "понять сакральную символику Верхневолжского региона, оставленную мерянским народом, хорошо известным из летописей и хроник". (Merjamaa,19 мая 2014 г.) Сакральная символика мерян связана с культурными архетипами, играющими важную роль в этнофутуризме.
Согласно Э.М.Колчевой, культурный архетип - это "эффективный аналитический инструментарий этнонационального искусства, отражающий в себе этнокультурные процессы". В значительной степени архетип состоит из завершённых и репрезентативных культурных форм и символов, сформировавшихся с течением истории. В народном искусстве этнокультурный архетип в первую очередь сохраняет фундаментальные элементы. Следовательно, культурные архетипы проявляют своё содержание в знаковой, иллюстративной форме. По Колчевой, архетипы могут быть актуализированы путём их встраивания в новые исторические реалии. (Колчева 2015, стр. 254).
Цель встраивания архетипов в новые реалии можно было наблюдать на художественной выставке "Lege artis", которая открылась в Череповецком художественном музее в сентябре 2018 г. На этой выставке, археологи, дизайнеры и художники представили как древние, так и современные ювелирные украшения, которые носили жители Верхневолжья. Согласно статье, опубликованной на портале Merjamaa, "Lege artis" предложила "новый формат коммуникации с археологическими коллекциями - через искусство и универсальный язык моды". (Merjamaa, 23 сентября 2018 г.) Речь идёт о культурном воспроизводстве.
4.2 Воспроизведение мерянского наследия
Художественные выставки тесно связаны с краеведческой деятельностью неомерянского движения. Краеведение служит методом сбора информации о мерянской культуре. В особенности, тематическая категория "Представление места или региона" включает в себя статьи о локальных культурных чертах Центральной России. Эти культурные черты могут быть воспроизведены посредством современного искусства.
Хорошим примером служит проект "Владимир интернациональный", проведённый во Владимирской областной молодёжной библиотеке в 2015 г. В конце сентября в рамках проекта была организована "Неделя финно-угорской культуры". В мероприятиях тематической недели принимал участие владимирский клуб исторической реконструкции "Рарог". Этот клуб специализируется на реконструкции мерянских и муромских элементов раннего средневековья. Во время события члены клуба предоставили посетителям возможность увидеть реконструкции древней одежды и украшений. (Merjamaa, 6 октября 2015 г.)
Мерянские арт-проекты радикально относятся к локальному или коренному. Устоявшиеся нормы культурной репрезентации критикуются в статье, опубликованной на портале Merjamaa в июне 2014 г. Статья основывается на предыдущей статье, опубликованной в научном журнале. В этой статье, философ-культуролог представляет своё мнение насчёт отсутствия локальной культурной памяти в "историческом ядре России". Согласно ему, парадоксальной особенностью России является то, что культура небольшого городка отсутствует как локальная сущность. Российская действительность - это "пассивное воспроизводство советской ситуации". Согласно философу, советский культурный проект был основан на идее рационально организованной культуры, и даже сегодня, по той же советской схеме, всё начинается сверху. (Merjamaa, 25 июня 2014 г.)
Неомерянский подход к локальной культуре прямо противоположен подходу "сверху вниз". Дизайн-проекты, направленные на создание новых брендов центральнороссийских городков и городов, являются хорошим примером. Статья, опубликованная на портале Merjamaa в феврале 2012 г., например, рассказывает об "арт-проекте дизайнеров, свободно собравшихся на facebook". Согласно статье, этот проект "дал жизнь целому набору логотипов, отражающих бренд и значение названия Москва". Один из дизайнеров-участников проекта отметил, что для создания символа города необходимо найти его "ядро". Для этого дизайнера таким ядром стал "мерянский городок". (Merjamaa, 15 февраля 2012 г.)/
Похожим образом, фотохудожественный проект "Ярославль" в Ярославле представил "работу, стиль жизни, свободное время, мышление и мировоззрение мерянского общества и мерянского индивида". Согласно статье о проекте (Merjamaa, 17 сентября 2013 г.), культурное понимание дизайнерской и художественной фокусировки на городской среде чрезвычайно важно и включает не только планировку существующих и будущих объектов. Важно также проанализировать процессы, связанные с комплексным влиянием городской среды на индивида, живущего в её социокультурной сфере.
Статья подчёркивает культурное понимание дизайна и искусства. Это понимание локальных или мерянских архетипов и символов является ключевым вопросом в передаче мерянского наследия широкой публике посредством искусства. Вопрос в передаче символических благ, которые, согласно Пьеру Бурдье, являются "двуликой реальностью, товаром и символическим объектом" (Бурдье 1984, стр. 3).
Согласно Бурдье, поле производства символических благ обязано своей структурой оппозиции между полем ограниченного производства и полем широкомасштабного культурного производства. Поле ограниченного производства - это система, производящая культурные блага для аудитории производителей, в то время как поле широкомасштабного культурного производства - это поле производства культурных благ, предназначенных для не-производителей данных благ, "широкой публики". (Бурдье 1984, стр. 4).
Неомерянское движение, нацеленное на продвижение мерянской проблематики, имеет дело с обоими полями. Как отмечается в статье "Культурная археология Мерянского Мифа", мерянская идентичность предусматривает "встраивание древних мифов в пространство современной культуры". Статья оставляет эту задачу "реконструкции и манифестации" мерянского мифа философам, краеведам, историкам и людям искусства. (Merjamaa, 27 декабря 2011 г.) Их задача - превратить знаки обратно в символы, связанные с мифическим началом. С одной стороны, для этого требуется сделать древнюю мерянскую культуру понятной широкой публике, а с другой - для понимания "логики региональной мерянской культуры" (там же) необходим определённый объём инсайдерского знания, делающего возможным контакт с мерянским прошлым. Здесь важную роль играют фестивали.
4.3 Фестивали и выступления (перформанс)
Данные исследования включают шесть статей, связанных с фестивалями или выступлениями (см. Приложение 2). Все эти фестивали и выступления основаны на волонтёрской деятельности. Фестивали служат инструментом привлечения волонтёров. Таким образом, они могут быть событиями-аттракторами, предназначенными для привлечения внимания и краткосрочного вовлечения большего количества волонтёров (МакКерли, Линч, Джексон 2012, стр. 126).
Для неомерянского движения это преимущественно способствует росту интереса к мерянской проблематике. Основываясь на слабо структурированной деятельности гетерогенной группы активистов, фестивали являются способом объединения групп сверстников. Речь идет о наборе волонтёров через посредничество, при котором усилия по привлечению активизируются за счет связи с другими группами, предоставляющими волонтёров для общественных усилий (там же, стр. 117). Следовательно, пример этих групп может вдохновить новых потенциальных волонтёров.
Фестивали служат способом сбора социального капитала, необходимого для поддержки и развития неомерянского движения. Социальный капитал связан с принадлежностью к группе, объединённой постоянными и выгодными связями (Бурдье 1980, стр. 2). Однако главным вызовом для движения является презентация мерянских тем, особенно этнографического толка, широкой публике в значимой и понятной форме. Речь идёт о репрезентации. Фестивали можно рассматривать как живые этнографические музеи. Как пишет Генриетта Лидчи, этнографические музеи "производят определённые виды репрезентаций и мобилизуют отчётливые системы классификации в рамках антропологической теории и этнографических исследований". Таким образом, физическое присутствие объектов и их значение смешиваются. (Лидчи 1997, стр. 161 - 162.)
Производство мерянских репрезентаций требует креативности. Это объясняется тем, что меряне были финно-угорским народом, а понятие "финно-угорский" довольно-таки нечёткое. Как считает Илдико Лехтинен, финно-угризм существует как видение, как воображаемая действительность, так как финно-угорские народы всегда жили в многонациональной среде. Следовательно, финно-угризм - это социальная репрезентация, включающая интерпретации мира самого сообщества. Таким образом, репрезентации интерпретируют социальную память. (там же, стр. 172.)
Согласно Лехтинен, язык, коллективная память, традиция и история общего происхождения являются главными критериями национальной культуры. Традиция присутствует в постмодерном мире. Однако традиция изменяется, и ей необходима продолжительность. (стр. 175.) Неомерянскому движению также нужен способ сохранить традицию живой. Вот почему на помощь приходят фестивали. Фестиваль как деятельность живёт и меняется, а также присутствует в действии постмодерного времени. (там же, стр. 175).
Статья "Былинный Берег. «Меря» молодая" (Merjamaa, 5 августа 2013 г.) даёт хорошее описание фестиваля как постмодернистского способа передачи культурных традиций будущим поколениям. Статья рассказывает о фестивале "Былинный Берег - 2013", организованный в Кимрах в июле 2013 г. Речь идёт о международном фестивале раннесредневековой исторической реконструкции. Главными темами фестиваля были культура и традиции древнерусской земли, а также финские, балтские, славянские и скандинавские народы IX - XI вв. В фестивале приняли участие около 600 реконструкторов.
Программа фестиваля была развлекательной и интерактивной. Она включала показательные выступления, презентации реконструкторов, мастер-классы ремесленников, популярные лекции по археологии и рыцарский турнир клубов исторической реконструкции (там же.). Следует отметить, что сила фестивалей заключается в возможности взаимодействия и участия. Обращаясь ко всем органам чувств, фестивали, особенно фольклорные, составляют достойную альтернативу музеям, так как музеи апеллируют лишь к зрительному чувству (Лехтинен 2008, стр. 176.)
Фестивали обеспечивают репрезентацию мерянства, однако для становления мерянства как правдоподобной идентичности в современном постмодерном мире необходимо нечто большее. Этническая идентичность - это измерение символического капитала, наблюдаемая форма бытия (Бурдье 1998, стр. 167). Потенциальной мерянской идентичности нужно подражать, и здесь перформансы, организованные неомерянскими активистами, предлагают потенциальное решение.
12 июня 2013 г. "Братство леса" (ассоциация "Metsa Kunnta") организовало в Твери перформанс, посвящённый Дню России. Выступление было организовано совместно с ассоциациями "Твержа" и "Вятичский лес". Согласно статье "Этнофутуризм - это патриотично" (Merjamaa, 13 июня 2013 г.), "творческая молодёжь" из Твери, Шатуры, Костромы, Калуги и Рязани приняла участие в представлении, чтобы "напомнить о древних племенах, ставших основой Российского государства". Частью представления стали девять духов-масок, символизировавших девять племён Древней Руси.
Ритуальные маски играют важную роль в неомерянских представлениях и фестивалях. К примеру, статья "Мерянские этнофутуристы из Москвы перевоплотились в Духов в Латвии" (Merjamaa, 14 февраля 2013) рассказывает об участии ассоциации "Metsa Kunnta" в Международном фестивале традиции масок в Латвии. Этот ежегодный фестиваль организован Латвийской ассоциацией фольклористов и имеет целью популяризацию восточноевропейских традиционных масок. Во время фестиваля члены ассоциации "Metsa Kunnta" представили "интерактивную лекцию и видеошоу на тему "Традиция обрядовых масок в Верхнем Поволжье".
Согласно прочитанной на фестивале лекции, у каждого человека в жизни есть роль. Однако эта роль - лишь часть мира. Каждый выбирает себе определённую роль, но не может совмещать много ролей одновременно. Однако человеку хочется побывать в роли другого, и чувствуя это в себе надличностно, индивид становится глубже, богаче и способен умножить свои силы. (там же.)
Как концепт, "маска" кристаллизирует главную черту неомерянского движения, а именно - "маску" можно рассмотреть как символ репрезентации. С одной стороны, она может служить надличностным порталом, предоставляя возможность перехода от одной идентичности к другой. С другой стороны, как показывает комментарий одного из неомерянских активистов к вопросам исследования, принадлежность к конкретной социальной, национальной, профессиональной, языковой, политической, религиозной или расовой группе предполагает ношение маски, в то время как истинная личность остаётся скрытой (комментарий 25 апреля 2019). Неомерянская волонтёрская деятельность в основном относится к серьёзному досугу, для которого характерны "самоактуализация, самообогащение, самовыражение, отдых и обновление" (Стеббинс 1992, стр. 7).
Согласно Пьеру Бурдье, социальный мир может быть представлен как пространство, сконструированное на основе принципов дифференциации и дистрибуции. Агенты и группы агентов определяются по их относительным позициям внутри этого пространства, и одно и то же лицо не может занимать две его противоположных зоны. Бурдье отмечает, что агенты конструируют социальный мир посредством конструирования его видения. Это происходит через репрезентацию. Таким образом, агенты непрерывно действуют с целью утверждения своего мировоззрения и позиции в мире. Согласно Бурдье, эта позиция и является их идентичностью. (Бурдье 1985, стр. 723 - 724, 727.)
Поддержка мерянской идентичности требует постоянной репрезентации. Неомерянская деятельность, согласно с взглядами Бурдье, конструирует социальный мир посредством конструирования его видения. Однако это включает не только художественные выставки и представления, но также и опредёленный стиль жизни в целом. Здесь главным способом дифференциации и дистрибуции является мерянское волонтёрство.
Продолжение следует.
Автор: Аапо Кихланки. Кентский университет, Великобритания.
Магистерская диссертация в рамках Школы социальной политики, социологии и социальных исследований Факультета социальных наук.
Перевод с английского: Оли Шепиш. Merjamaa.
I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России
|