7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показывает, что неомерянское движение - эффективная форма неофициальной некоммерческой активности, и оно способно создавать и выявлять символический, культурный и социальный капитал. Это движение как таковое может вносить полезный вклад в постсоветское российское гражданское общество. Более того, исследование показывает, что подобная деятельность способна создавать эффективные связи между различными секторами общества.
Краеведение составляет основную базу неомерянского движения. Однако это движение отличается от более общих форм краеведения своим художественным измерением. Как показывает раздел 4.2 данного исследования, этнофутуристические художественные выставки и дизайн-проекты ставят целью представить "мерянское ядро" широкой публике. Это ядро можно найти в символах и архетипах, являющихся источником символического капитала для неомерянского движения. Однако, для того чтобы стать символическим капиталом, эти символы и архетипы должны быть поняты в их культурном контексте. Иными словами, им необходимо стать символическими продуктами, которые могут быть доставлены широкой публике. Здесь, как показывает раздел 4.3, важную роль играют фестивали и выступления.
Фестивали обеспечивают способ культурной репрезентации. Посредством репрезентации они составляют интерпретацию общественной памяти, и делают это, конструируя видение мерянского социального мира. Однако это видение невозможно создать без единомышленников. Фестивали предоставляют возможность индивидам и организациям, связанным с мерянской проблематикой, собираться вместе. Речь идёт о социальном капитале.
Неомерянское движение неразрывно связано с социальным капиталом. Несмотря на свою свободную и неоднородную структуру, это движение способно создавать многообещающие связи между различными деятелями культурного сектора. Издательская деятельность, которой посвящён раздел 5.1, служит одним из примеров. Интернет и ставший возможным благодаря ему краеведческий блоггинг позволяют вызвать интерес к меря даже на международном уровне. Более того, как показывает раздел 5.2, самиздат не только способствует созданию альтернативного культурного пространства, но и предлагает путь сотрудничества между волонтёрами и частными культурными организациями.
Количество статей, посвящённых местам и регионам, демонстрирует, что краеведение является самым важным видом деятельности для неомерянского движения. Кроме того, раздел 6.3 данного исследования показывает, что неомерянский подход к Мерямаа, Мерянской земле, включает две главных тематических категории: история и священные места. Как можно увидеть в разделах 6.4.1, 6.4.2 и 6.4.3, язык, города и регионы Мерямаа принадлежат к сфере истории. Особо важную форму культурного капитала составляют топонимы края.
Однако мерянство не ограничивается только историей, так же как и ревитализация мерянского прошлого, проявленного в древнем мерянском языке, не является единственной целью неомерянского движения. Разделы 6.5.2 и 6.5.3, описывающие священные места, отражают интерес неомерянских активистов к местным жителям. Местные жители - это воплощённый культурный капитал. Они переносят прошлое в будущее через свой габитус. Легенды и верования воспроизводят архетипичные локальные культурные черты, и деревни Центральной России представляют континуум мерянства. В то время как города символизируют историчность с привязкой во времени, деревни символизируют вечность.
Интерес к локальному связан с вопросом гражданского общества. Неомерянская низовая деятельность способствует формированию общества, основанного на свободном союзе людей со схожими идеями. Однако реакция публики на идеи неомерянских активистов - это тема, оставляющая пространство для дальнейших исследований. Кроме того, краеведение как форма российской филантропии определённо может служить интересной областью для изучения в будущем.
Автор: Аапо Кихланки. Кентский университет, Великобритания.
Магистерская диссертация в рамках Школы социальной политики, социологии и социальных исследований Факультета социальных наук.
Перевод с английского: Оли Шепиш. Merjamaa.
I Часть. Волонтёрство как способ ревитализации мерянского наследия Центральной России
II Часть. Современное мерянство в искусстве и культуре
III Часть. Распространение информации.
IV Часть. Мерянское краеведение.
V Часть. Священные мерянские места.
|