Сегодня, буквально несколько часов назад, умер великий русский актер Игорь Сергеев сыгравший Аиста Сергеева в культовом мерянском фильме Алексея Федорченко и Дениса Осокина "Овсянки".
Российский кинорежиссер и сценарист Николай Шептулин написал в своем фэйсбуке -
"То, что это был актер по-настоящему грандиозного, величайшего дара - никто не сомневается. Он был, бесспорно, одним из самых выдающийся актеров в отечественном кино нашего времени и, как это часто бывает, к сожалению, его крайне мало снимали, крайне мало - учитывая поистине гигантский масштаб его дарования, но те его работы, что остались, запоминаются навсегда - прежде всего Игоря помнят по его небольшим, но поистине блистательным и глубоким ролям в фильмах Андрея Звягинцева - это, во-первых, изумительная роль Виктора в знаменитом "Изгнании", где даже на фоне потрясающе сильного актерского состава Игорь настолько ярко и мощно выделялся, что его фантастическое исполнение невозможно было забыть, во-вторых, это роль частного детектива в пятиминутной прекрасной короткометражке "Тайна", являющейся частью проекта "Эксперимент 5IVE", объединившего короткие метры наряду со Звягинцевым, таких режиссеров, как Буслов, Велединский, Волошин и Попогребский, и, конечно, это роль священника, излагающего главному герою в исполнении Серебрякова притчу об Иове в "Левиафане" - фильме, который стал настоящим мировым кинособытием 2014 года.
Несмотря на то, что роль эта была невелика по количеству экранного времени, она была так тонко и так сильно воплощена Игорем, который даже эпизод мог всегда превратить в шедевр подлинного актерского искусства, что трудно себе представить этот фильм без его участия.
Но главная и самая крупная его роль в кино, роль сделавшая его знаменитым в поистине мировом масштабе - это роль писателя Аиста Сергеева в известнейших "Овсянках" Алексея Федорченко - фильме, который триумфально прошел по всему миру и который, бесспорно, является одним из главных достижений нашего кино не только новейшего времени, но и всего российского кинематографа вообще.
Именно в этом фильме, играя в паре с Юрием Цурило, Игорь достигает невероятных высот, превращая своего героя в одного их самых ярких и глубоких характеров, что появлялись в наших фильмах за последние двадцать лет.
Игорю, так незаслуженно мало снимавшемуся, удалось, тем не менее, сыграть в самых выдающихся картинах отечественного кино, каждая из которых по-настоящему является гордостью российского кинематографа и представляет собой достижение мирового значения. То, что Игорь был по совершенно непонятным причинам так мало востребован, говорит только о том нездоровом положении в нашем кино, где из фильма в фильм кочуют одни и те же 15-20 актеров, а также о той идиотской политике в отношении кастинга как такового, когда режиссер зачастую отдает все на откуп кастинг-директорам, не сильно вникая в суть вещей, а те, в свою очередь, предлагают свой излюбленный, обкатанный ассортимент из одних и тех же имен, в результате действительно выдающиеся актеры остаются зачастую просто где-то на периферии внимания.
Но даже при таком неадекватно малом количестве сыгранных ролей Игорь Сергеев, без всякого сомнения, останется навсегда как один из наших крупнейших, действительно великих исполнителей, и то, что практически ни один из важнейших фильмов последних лет не обошелся без его участия - тому только лишнее подтверждение.
Особенно тяжело это все осознавать именно в тот момент, когда ведется работа над запуском в производство фильма, где у Игоря, наконец, была бы большая, по-настоящему объемная, сложная и глубокая роль, каковой он не знал со времен "Овсянок", и ясно, что никто даже близко не сможет заменить его - как в этом фильме, так и во всем нашем кино. Величину этой невосполнимой утраты пока еще даже трудно осознать - ему было 56, и самые главные его работы его только ждали впереди. Но и того, что он оставил, хватило бы на десятерых - и каждая его блестящая, невероятно мощно и глубоко исполненная роль останется как образец величайшего актерского мастерства, подлинного искусства по самой высшей шкале требований.
Остается только недоумевать, что же все-таки происходит с нашим кинематографом, если актеры такого дара и масштаба, как Игорь, то и дело остаются за кадром, а ведь именно они делают историю нашего кино, историю, которая на века, а не на ближайший викэнд. Теперь вот в очередной раз поздно. Что ж, как это у нас всегда: что имеем - не храним, потерявши - плачем..."
|