Суббота, 16.11.2024, 00:31 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 1 » Алексей Федорченко: "Меря - синоним заветного в каждом из нас"
11:51
Алексей Федорченко: "Меря - синоним заветного в каждом из нас"
http://merjamaa.ucoz.ru/foto/ofsjanki_2.jpg

Из интервью: "Меря - синоним заветного в каждом из нас". Так и есть. Русское из глубины = мерянское
.

На Венецианском кинофестивале, который начинается 1 сентября, Россию в основном конкурсе будет представлять фильм Алексея Федорченко "Овсянки"

— Ваш новый фильм очень красивый, словно его снял не российский режиссер. Но самое любопытное в нем — это история. Директор целлюлозного комбината везет тело своей жены, чтобы похоронить ее там, где они когда-то провели вместе медовый месяц. Это было на самом деле?

— Это чисто игровая картина, которая рассказывает о взаимоотношениях двух мужчин и одной женщины, которые считают себя представителями народа Меря. Хотя Меря здесь — это, скорее, синоним заветного в каждом из нас, это мы — внутренние, самые глубокие и искренние. Такой финно-угорский народ действительно когда-то существовал и населял территорию Поволжья, но полностью ассимилировался еще в XVI веке, сегодня сохранились лишь археологические артефакты, свидетельствующие о том, что он существовал. Мы со сценаристом Денисом Осокиным постарались реконструировать некоторые обряды и верования этого народа, но фактически создали мир, которого нет и не было. В воссозданной нами жизни люди-Меря намного больше, чем мы с вами, дорожат своими близкими, потому что не верят в жизнь после смерти и прощаются навсегда. От этого им горше, но от этого в их жизни больше любви. А "красоту" фильма сделали замечательный оператор Михаил Кричман, художники Андрей Панкратов и Алексей Потапов. Ну и, конечно, природа Северного Поволжья, Коми и Урала.

— Кто финансировал "Овсянок"?

— Государство не вложило в этот фильм ни копейки. Он был сделан только благодаря усилиям генерального продюсера "Овсянок" Игоря Мишина, который влюбился в эту историю, поверил мне как режиссеру и профинансировал все производство картины.

— А что вы вообще думаете о госфинансировании кино? Помогает такое вот избирательное финансирование развитию отечественного кино или нет?

— Вопрос о госфинансировании простой: если госфинансирование у тебя есть, то это хорошо и помогает отечественному кинематографу. А если нет — то плохо и не помогает!

— Некоторые режиссеры годами ждут приглашений на проекты, которые были бы им близки, но вы выбрали другой путь: создали свою кинокомпанию и занимаетесь теми проектами, которые нравятся.

— Да. После успеха фильма "Первые на Луне" мы с Дмитрием Воробьевым, продюсером всех моих фильмов, создали маленькую кинокомпанию "29 февраля". Здесь мы вместе сняли "Железную дорогу", потом сериал "Похищение воробья" — наивный детектив об агентстве по розыску пропавших животных, несколько документальных фильмов, несколько анимационных. И вот "Овсянки"... Но времена для кино сейчас действительно очень тяжелые.

— Знаю, что в "Похищении воробья" снималась ваша дочка Варя. Готовите дочь в актрисы?

— Варваре сейчас восемь, и она хочет быть изобретателем. Читает одну-две толстые книги в день. Отличница. Она снялась в эпизоде в сериале "Похищение воробья", но сниматься совершенно не хотела. Я ей говорю: "Ну, еще один-два дубля!" Она: "Хорошо, я выбираю — один!" А по ковровой дорожке и на сцену ей выходить, конечно, нравится.

— Поскольку у вас уже есть награда Венецианского фестиваля за фильм "Первые на Луне", в Венеции вы уже свой, и я слышала, что вас теперь приглашают туда вместе с дочкой?

— Да, мы уже ездили вместе с ней в Венецию. А вчера ей пришло личное приглашение на Венецианский фестиваль, подписанное самим Марко Мюллером!

— Некоторые режиссеры снимают в фильмах своих жен...

— Моя жена не актриса, она главный экономист банка.

— Когда не снимаете кино, то чем занимаетесь?


— Читаю. Покупаю очень много книг через интернет. Не читать хорошие книги я не могу. А еще я вдруг сам стал пописывать. Ма-а-аленькие рассказики — от двух строчек до трех страниц. Называться книжка будет "Населенные пункты". Может быть, когда-нибудь издам ее. Пока — стесняюсь.

http://merjamaa.ucoz.ru/foto/ofsjanki_1.jpg

— Как вы шли к режиссуре? Ведь начинали-то не с кино.

— Я окончил Уральский политехнический институт, получил специальность инженера-экономиста. По распределению попал в "почтовый ящик". И эта работа, и это место — все это было глубоко не мое. Уволиться было нельзя, надо отрабатывать три года, и я предложил своему начальнику компьютеризировать работу отдела — в обмен на свободу. Компьютеры тогда только-только появились, а у меня была еще одна специальность — программиста. Начальник согласился.

— И?..

— На заводе я рассчитывал трудоемкость антиСОИ — наш ответ на американскую стратегическую оборонную инициативу. Я компьютеризировал все расчеты и получил долгожданную свободу. А через 20 лет администрация нашего завода представила меня к награде "За заслуги перед космонавтикой". Потом я какое-то время занимался поставками на Север каких-то утюгов, телевизоров и шоколадок... Правда, мне это быстро надоело.

— А как вы попали на Свердловскую киностудию?

— Я работал там экономистом объединения хроникально-документальных фильмов, которое тогда только образовалось.

— Говорят, тогда Свердловская киностудия была криминальным местом...

— Студия в тот момент превратилась в обанкротившееся предприятие, которое захватили несколько бандитских группировок. Бизнес-история там была такая: бывший директор, чтобы выправить пошатнувшееся материальное положение студии, решил заняться операциями с нефтью. Набрал кредитов от самых разных структур, купил состав с нефтью и... не смог его вывезти с территории завода, поскольку как раз в то время ввели какое-то лицензирование на торговлю. А те, кто давал деньги, стали его прессовать со всех сторон. Чтобы вернуть долг, ему приходилось брать кредиты на студию под огромные проценты (вместе со штрафами получалось под 900 процентов в год), поскольку тогда деньги стремительно дешевели. А потом у директора случился инфаркт. В счет погашения долгов на студию вошли группировки. Новый директор позвал меня работать своим заместителем. Развал был полный: производство остановлено, полгода не велся бухучет, люди разбегались. А у меня как раз какой-то созидательный драйв был: "диким" бизнесом заниматься уже не хотелось, а хотелось чего-то нового, хотелось попробовать кино делать, и я согласился на это предложение.

— Вы ведь были экономистом, какое кино?

— Тогда я в творческие вопросы не вмешивался, но внимательно смотрел и слушал.

— А как удалось урегулировать ту ситуацию с засильем криминала на студии?

http://merjamaa.ucoz.ru/foto/ofsjanki_3.jpg
В «Овсянках» Федорченко создал мир, которого нет и не было

— Мы с директором стали ездить на "стрелки" с бандитами, договариваться о приемлемых условиях работы. А параллельно шли суды: все эти огромные кредиты, взятые на студию, надо было возвращать банкам. Мы искали разные пути разрешения этой ситуации: заложили часть имущества, несколько раз обращались к Ельцину, и он выделял нам деньги из своего фонда... В общем, крутились-крутились и выкрутились.

— И тогда-то вы решили заняться кино...

— Если бы так! Только киностудия вздохнула более или менее спокойно, как начались проверки: ОБЭП, контрольно-ревизионное управление и т.д. Видимо, был заказ: студия-то находится в центре города — лакомый кусочек, а мы никому продаваться не хотели.

Год я провел, ходя на допросы и очные ставки. И после всего этого во мне произошла какая-то внутренняя перенастройка — я буквально разучился считать, боялся подписывать документы. На самом деле страшно, когда к любой ерунде могут придраться и за любую ерунду тебя могут посадить. Да и к тому времени мне уже очень хотелось делать кино. И я поступил во ВГИК.

— Вы ведь пришли в художественное кино из документалистики, и один из ваших первых фильмов, "Давид", получил много призов: Гран-при Международного кинофестиваля в Стокгольме, Гран-при на фестивале в Люблине, серебряный "Феникс" в Варшаве. Напомните, о чем была эта история?

— "Давид" — это история еврейского мальчика из Минска, Давида Левина, который прошел через пресс государственных машин фашистской Германии, Советского Союза, Англии, Франции, даже Израиля и не сломался, а сохранил свое человеколюбие, доброту к миру.

— Следующие ваши документальные фильмы можно назвать продолжением темы?

— Да, изначально я задумал трилогию о 30-40-х годах, и следующий фильм, который я снял, "Дети Белой могилы", был о том, как целые народы перемалывались в мясорубке государства; о депортации народов в Северный Казахстан — чеченцев, немцев, корейцев, украинцев, поляков. О том, как эти люди, перемолотые государственной машиной, нашли новую родину в степях Северного Казахстана и остались там жить. Третий фильм называется "Банный день". Он о том, как та же государственная машина перемалывает свои собственные детали — своих героев. Это история про старика со старухой, которые прожили вместе 73 года, старик верно служил родине, убивал ее врагов, его жена рожала ему детей, но все они умирали. И не осталось у них ничего, кроме старой баньки, куда приходят попариться люди из их бедной деревеньки.

— Собственно, и ваш художественный фильм "Первые на Луне" тоже про 30-е годы... Кстати, откуда такой сюжет — псевдодокументальная мистификация о том, как мы готовим полет на Луну?

http://merjamaa.ucoz.ru/foto/ofsjanki_4.jpg

— Я снял картину "Банный день", сел за монтаж и вдруг нашел в интернете историю Рамиля Ямалеева и Александра Гоноровского "Первые на Луне". Я почувствовал, что это именно то, что я хотел снять. Про отношения государства и Героев.

— Вообще-то фильм получился не обличающим, а патриотическим: про то, что мы таки были первыми еще в начале прошлого века.

— Мы снимали картину с любовью к тому времени, с любовью к тем людям. Я снимал этот фильм не про полет на Луну. Вместо полета на Луну могло быть что угодно: рытье сверхглубоких шахт, поворот рек, строительство Днепрогэса... Я снимал фильм про поколение титанов, историческую драму.

— Как бы вы коротко определили все свои фильмы?

— Сказки для взрослых.

— Свои последние фильмы, в том числе и "Овсянок", вы делали со сценаристом Денисом Осокиным. Как возник этот союз?

— Еще в 2003 году я однажды прочитал в журнале "Знамя" его повесть "Ангелы и революция". Я понял, что нашел писателя с близким мне взглядом на мир. Мне захотелось познакомиться с ним. И в какой-то момент я просто сел на поезд и поехал в Казань, где он живет. Денис делает этнографические фильмы на Казанском телевидении, он филолог, знаток фольклора коми и соседних народов Поволжья. Он увлек меня этнографической темой, и большинство наших проектов связано с ней. Мы сразу же подружились и с тех пор работаем вместе. Вместе мы сняли уже три фильма: два документальных и "Овсянок". Готовы еще четыре полнометражных сценария.

— Россия, которую вы создаете в фильмах, выглядит фантастической страной с необычными людьми, с особенным бытом. А для вас родина — она какая? Какие ассоциации возникают?

— Ассоциации? На набережной Балаклавы стоит старый кинотеатр "Родина" с заколоченными окнами и с видом на прекрасную Балаклавскую бухту и море. Так, наверное. А если о моей родине судить по моим фильмам, моя родина не имеет особых границ... Я снимал и о несчастном еврейском мальчике, и о советских космолетчиках 30-х, и о марийских жрецах, и о казахских немцах, поляках, татарах, чеченцах, корейцах... И о народе меря — племени, которого нет. Готов сценарий о ненцах. Сейчас мы с Денисом Осокиным пишем сценарий на немецком и испанском языках, действие в котором происходит в Колумбии и Антарктиде... Если бы у меня была возможность, имел бы паспорт, где в графе "Гражданство" значилось бы "Планета Земля", а еще лучше — "Галактика Млечный путь". Меня бы это вполне устроило.

Беседовала Наталья Бондаренко  Журнал «Огонёк»   № 34 (5143) от 30.08.2010   
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4552 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика