Как бы кому-то не хотелось, идентичность не последняя характеристика сегодняшнего, во многом «космополитичного» мира. Как и кем ощущает себя современный обыватель, зажатый в тиски государственной идеологии? В каких мировозренческих парадигмах ищет себя? В политической плоскости все просто, день ко дню этноплюрализм набирает вес, тем самым создавая платформу к описанной Аленом де Бенуа «Европе тысячи флагов». Каталонцы и шотландцы – первые птахи новой, региональной Европы. Значительно интересней культуртрегерские движения, которые не настаивают на потребности в политической составляющей. Их идеология – смесь народного искусства, анархо-краеведенья, метафизического туризма и других, концептуально отличных, новых трендов – способ познания и реконструкции реальности «здесь и сейчас», без отрыва от среды проживания. По большому счету речь идет о точке отсчета в развитии новой, народнической идеологии, аполитичной и глубинной.
Вашему вниманию представляется интервью Андрея Малышева (Андю Мерянин, Костромская область, живет в Москве) – профессионального художника, члена Творческого Союза художников России, ведущего идеолога неомерянского этнофутуризма в России, данное им информационно-аналитическому порталу Страйк
Добрый день, Андрей. Для начала предлагаю определиться, скажем так, в дефинициях истины. Что такое этнофутуризм, Ваша версия?
Здравствуйте. Вкратце основы нео-мерянского этнофутуризма можно обозначить так: это способ выживания традиционной культуры, которая находится сейчас в России в глубочайшем кризисе.
Возникновение и развитие этнофутуризма это в какой-то степени подтверждение кризиса ставшей традиционной этнической самоидентификации, который имеет место быть в России. Он является отражением страха наших людей раствориться в массовой глобальной культуре.
У нео-мерян, с самого начала, этнофутуризм стал чем-то большим, нежели течением в современном искусстве. Для нас это целая жизненная философия, миропонимание.
А лично для меня этнофутуризм кардинально новый взгляд на нашу великорусскую историю. Ни с права, ни слева, ни со стороны, а глубинно, изнутри. Попытка понять в первую очередь самого себя, и если угодно - историческую судьбу собственного народа.
Своё ощущение современного мира нео-меряне видят в возврате «к корням», но не в виде лубочного православия, или городского «родноверия», а в доскональном изучении региональной истории, верований «народного православия» и, конечно же, этнографии и археологии финно-угорских народов, населявших земли центральной России.
Насколько я понимаю, этнофутуризм достаточно молодое явление. Расскажите о его происхождении и современном состоянии?
Прежде всего, как художественное явление, переросшее затем в мировоззрение, этнофутуризм сформировался в Удмуртии, лет 15 назад. Удмуртские художники-концептуалисты, озабоченные ретрансляцией традиционной народной культуры в российскую современность, воспользовались идеями, которые сформулировали эстонские художники на рубеже 80-90 годов.
Поэтому Удмуртия по праву считается родиной российского этнофутуризма.
На сегодняшний момент это достаточно развитое художественное движение с центрами в Ижевске, Йошкар-Оле, Сыктывкаре. Ежегодно проводятся крупные этнофутуристические фестивали, такие как «Kamwa» в Перми Великой, «Одо Маран» в Удмуртии, «Аванарт» в Чувашии.
Эти фестивали – гремучая смесь традиционной финно-угорской культуры и современного искусства всегда производят сильное эмоциональное воздействие как на гостей праздников, так и на самих участников.
Каким статусом по состоянию на сегодня обладает течение? Есть официальное признание или, все-таки, периферия мира выставок и галерей?
Фраза «официальное признание» у любого россиянина вызовет целый сонм ассоциаций: ток-шоу на ТВ, награждение в Кремлевском дворце и тд. Нет, такого признания у этнофутуризма нет, и думаю, оно ему не нужно. Это течение абсолютно самодостаточно, оно существует в своей альтернативной плоскости.
Какие области искусства покорены этнофутуризмом: живопись? Литература? Кино? Может другие?
Как особая идейно-мировоззренческая система этнофутуризм объективируется в различных формах, наиболее выразительными из которых являются идеология, повседневная городская культура и искусство, живопись, кино, перформанс.
Кто занимается продвижением этнофутуризма в России?
Продвижением этнофутуризма в России занимаются отдельные мыслители и художники и их неформальные сообщества.
Есть ли в Украине последователи данного течения?
Про последователей этнофутуризма в Украине я не слышал.
С каким религиозным направлением наиболее связан этнофутуризм?
Этнофутуризм связан с народными культами. Для современных финно-угров это их сохранившееся, традиционное язычество, шаманизм, для пост-финно-угорских русских это народное православие в котором очень силен языческий, архетипический пласт.
Чьи и какие работы для Вас образец, условно «классического этнофутуризма»?
В кинематографе и литературе это безусловно Алексей Федорченко и Денис Осокин с их «Овсянками», «Небесными жёнами луговых мари». В живописи мариец Юрий Таныгин.
Можно ли воспринимать этнофутуризм в качестве политической идеологии? История знает примеры – те же ситуационисты.
На уровне идеологии этнофутуризм, в первую очередь, обладает чертами «новой» мифологии. Эта «новая» мифология сконструирована интеллектуальной элитой из таких идей, как например, обретение «метафизической и конкретной земной родины», «подлинной истории». Об этом с самого начала было заявлено на первых выступлениях этнофутуристов в Тарту, а позднее – в России.
В 2000-х годах идеологию в этнофутуристическом мировоззрении дополняет развитие обыденно-повседневной культуры. Это происходит на уровне повседневности. Например, на макро-уровне (городская среда) и микро-уровне (пространство артефактов). Так же очень важна гиперреальная среда (масс-медийное пространство, Интернет).
Этнофутуризм имеет такие важнейшие свойства, сближающие его с постмодернизмом как: интертекстуальность, текстовую природу, ризоморфность, заключающуюся в наличии множества альтернатив выбора, что предопределяется современным научно-техническим прогрессом, парадоксальность, мифологическо-иррациональное начало, плюралистичность, принцип игры.
Наиболее адекватными для репрезентации данных свойств этнофутуризма являются пространство города и Интернет.
Особенно следует выделить варианты праздничной реализации этнофутуризма. Это авангардные этнонациональные проекты, перформансы, национальные тематические праздники, фестивали и конкурсы.
Главными качествами этнофутуристической культуры можно считать событийность, интерактивность, акционность, воздействие на бессознательное, массовый характер.
Самый главный вопрос – перспективы развития?
В современном мире, на фоне активных процессов глобализации, стандартизации и унификации культуры особо острыми являются проблемы не только выживания и сохранения этносов, но и дальнейшего развития их культур. Это относится не только к традиционным культурам т.н. «малых народов» России, но и к самим русским, потерявшим к началу 21 века почти всякую этничность.
Именно этим объясняется обращение творческой интеллигенции народов России и зарубежных стран к собственному этническому прошлому, к истинным корням.
По этому, мне видится, перспективы развития у этнофутуризма большие. В современном культурном пространстве этнофутуризм представляет собой ответ на глобализацию, всеобщее смешение. Это способ сохранения традиционных духовных ценностей, качественно новый этап в развитии национальных культур.
Примечание:
Согласно с данными Википедии «Ме́ря, меря́не — древнее финно-угорское племя, проживавшее на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, северной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей Российской Федерации. А также общее название финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия н. э».
|