Автор "Мерянско-русского словаря” Андрей Малышев – о смене эпох в этнокультурном движении в России.
"S.”: Не прошел почти год, как сожгли Алексея Добровольского – Доброслава, которого российские славяноязычники называли своим патриархом. Насколько значимо это событие – уход из жизни патриарха российского славяноязыческого движение?
А.М.: Начну с того, что Доброслав – это весьма неоднозначная фигура в русском движении. Патриарх родноверия, друг эсэсовцев, национал-анархист и экологист. Он в себе всё это органично совмещал. Его уход безусловно значимое событие. Ушёл человек-эпоха.
Что принёс Доброслав в языческое движение конца 1980-х? Каким могло оно быть без него и могло ли без него оно возникнуть вообще?
Не совру, если скажу, что он и придумал на рубеже 80-90-х весь родноверческий дискурс. Он предложил устоявшуюся эмблему родноверов – восьмилучевую свастику. Он начал одним из первых проводить родноверческие праздники.
Само по себе движение могло возникнуть и без него, поскольку к концу 80-х годов уже был заложен мощный фундамент для его развития.
Свастика, "зикхайль”, "русский хер”, битвы полуголой молодёжи на праздники, скинхеды как целевая группа – это установки Доброслава?
Трудно сказать, были ли это сознательные установки… Однозначно, праздники Доброслава всегда притягивали именно скинов. Однако сам Доброслав не ограничивался общением с малолетними неонацистами и всегда общался с левыми, в том числе, по слухам, пытался в последние годы наладить связь с анархо-коммунистами.
Видимо это было связано с его заметным креном в сторону социалки. Можно сказать, что его философия – язычество, экология, социальная справедливость – криво ложилась на российский бонический дискурс с его упором на расизм и ксенофобию.
Российское славяноязыческое движение, одним из родоначальников которого и был Доброслав, – откуда оно черпало себе примеры и стиль мышления? На территории теперешней России есть интереснейшие примеры язычников марийцев, абхазцев…
Российское родноверческое движение выросло из русского шестидесятничества. Из книг Валентина Иванова и Бориса Рыбакова, картин Константина Васильева и Ильи Глазунова, работ теоретиков "русской партии”.
Из той же атмосферы, которая, с одной стороны, породила Евтушенко и Быкова, а с другой – Проханова, который даже пошёл был работать лесником?
Да, совершенно верно. Кроме того, постсоветское русское родноверие больше чем на половину порождение позднего советского антисемитизма. Очень многие деятели этого движения вышли из общества "Память” и её тусовки. Евреи в этой среде всегда рассматривались как антитеза русскости. И поскольку само христианство имеет корни в иудаизме, многих наиболее ретивых оно в конечном счете не устроило. Таким образом, постсоветское родноверие изначально основывалось не на этнических русских ценностях, а на чистой политике и антисемитизме. За последние 20 лет своего развития родноверие так и не смогло избавиться от своего политического стержня и продолжает быть скорее одним из течений русского имперского национализма.
Антисемиты 80-х вышли из атмосферы 60-х? Как происходил этот переход? Что это вообще был за период – 60-е, что он породил таких разных людей?
Сама славянофильская идея – порождение XIX века. Все, надеюсь, помнят спор "западников" и "славянофилов" в Российской империи. Однако новое советское славянофильство – феномен послевоенный, эпохи создания просоветского "Варшавского договора”. Именно в 50-е годы в СССР начинают творить Рыбаков и другие славянофилы-шестидесятники.
Известно, что после смерти Сталина и начала Хрущевской оттепели в культурной и политической жизни страны снова усилилось влияние советских евреев. В пику еврейским культурным деятелям и диссидентам в верхах было решено создать прорусское диссидентское движение – так называемую "русскую партию”, призванную стать противовесом усиливающемуся влиянию детей Авраама. Т.е. в большей степени это был государственный проект.
Увлечение деревенским бытом, русской пасторалью – результат целенаправленной государственной политики в общественно-культурной сфере?
Увлечение деревенским бытом – это только часть целого. Или, скорее, здоровая реакция части национально- или даже этнически-мыслящей русской интеллигенции на направление русского дискурса в нужное для ЦК политическое русло.
Конец 60-х – начало 70-х – это также американские хиппи, студенческие волнения в Париже, советские танки в Праге. На этой волне подняли голову европейские неоязычники – в Великобритании, "Асатру” в Исландии, "Ромува” в Литве… Русское движение в СССР – это часть этого процесса?
Мне думается, что процессы в русском движении в 60-х, 70-х годах также были связаны с общим европейским трендом. Но мощная политическая имперская составляющая не дала появиться группам, подобным латышским и литовским.
Другими словами, Доброслав – человек одного временного среза с литовцем Тринкунасом, исландцем Бейнтейнсоном. Или всё же следует делать некоторые оговорки?
Да. Но выросший и сформировавшийся в других условиях.