Камень во дворе музея в с. Учма Это небольшой валун, т.н. «с желобом» светло-серого цвета. На боковой грани его имеются петроглифы. Изначально камень находился в лесу в Бабьей выгороде. Рядом раньше было, село Бабино Село древнее, упоминается в писцовых книгах нач. XVII в.
Камень вывезен в 2009 г. лесником и директором музея В.Г. Смирновым из молодого соснового леса. При вытрелёвывании леса, погрузчикам помешали два крупных камня. Рабочие их отодвинули в сторону на просеку, где внимание на один из них обратил местный лесник. Валун прямоугольной формы: длина камня – 144 см, ширина – 78 см, высота – 57 см. В боковом сечении имеет практически правильную треугольную форму. Порода камня – кварцит светло серого, почти белого цвета. Платформа-основание камня плоская со следами искусственной обработки.
"Бабий камень" в музее истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни.
Учма. Фото Андрей Мерянин.2012.
Верхняя часть камня имеет длинный тщательно выполненный желоб, идущий вдоль всей верхней поверхности камня от края до края. Длина желоба – 112 см, ширина колеблется от 17 до 20 см, глубина стенок желоба везде равномерна – 17 см. Желоб имеет небольшой уклон от верхнего края вниз. Таким образом, несмотря на его значительную глубину, основная масса дождевой воды в нем не застаивается, а стекает вниз по передней грани камня. В тоже время, небольшая остаточная часть воды в камне стоит достаточно долго и пересыхает только в случае длительного отсутствия дождя.
Антропоморфное граффити на "Бабьем камене" в музее истории Кассиановой
Пустыни и судьбы русской деревни. Учма. Фото Андрей Мерянин.2012.
В ходе обследования в августе 2011 г. в верхней части одной из боковых сторон камня, являющейся внешней стенкой жёлоба, были обнаружены несколько петроглифов объединенных, по всей видимости, единым сюжетом. По характеру технологии нанесения изображения рисунки скорее напоминают древние граффити, т. к. они примитивно процарапаны в теле камня острым более твёрдым (возможно металлическим) предметом.
Площадь нанесенных рисунков составляет 35×12 см. В центральной части композиции явно просматривается примитивное антропоморфное изображение человека с неким предметом в руках. По обеим сторонам от него имеются схематичные изображения птиц, выполненных в виде простой «галочки», солярный знак и некое подобие «косых» крестов, в виде двух пересекающихся черточек. Область в районе левой руки фигуры человека имеет следы механического повреждения.
"Бабий камень" в музее истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни.
Учма. Фото Андрей Мерянин.2012.
Камень в с. Учма – очень интересный объект, обладающий сразу двумя индикаторами сакральности.
Во-первых, это наличие граффити на камне. Во-вторых, безусловно, это сам желоб. Среди культовых валунов, распространенных в северных районах России, камни с желобами выделяются в особую категорию каменных сакральных объектов. Для этих камней характерно наличие на верхней поверхности камня вырубленного желоба, идущего от края до края, либо от вершины камня по одной из граней.
Глубина и размеры желобов варьируются. Данная группа артефактов практически не изучена, поскольку такие памятники крайне немногочисленные и исследований по ним очень мало. Все известные, до настоящего времени, камни сосредоточены преимущественно в районе Ленинградской и Псковской областей.
Одним из базовых вопросов в исследовании валунов с выбитыми желобами является вопрос о функциональном предназначении желобов. В связи с этим, находка такого камня на севере Ярославского Поволжья, безусловно, представляется очень интересной и важной. Тем более, что валун в с. Учма, помимо жёлоба имеет на своей поверхности ещё и петроглифы. В отношении камней с желобами на территории Ленинградской области исследователями был сделан однозначный вывод о пространственной привязке этих объектов к конкретной территории. В связи с этим, особого внимания заслуживает местное название участка леса, где непосредственно и был обнаружен учемский камень – т.н. «Бабинская выгорода». А так же старое название близлежащей д. Нижние Плостки – Бабино.
Нельзя также не обратить внимания на внешнюю схожесть желоба этого камня, как, впрочем, и всех камней этой группы, с нарочито гипертрофированным изображением женских половых органов. Любопытным представляется и «смысловое» совпадение учемского камня с однотипным объектом в Гатчинском районе Ленинградской области, который среди местного населения именуется не иначе как – «Мамин камень».
"Мамин камень". Гатчинский район, Ленинградская область. Фото: ezdy.ru
Желоб, по всей видимости, был вырублен в верхней части камня специально, с учетом возможности накопления и стока дождевой воды, и дальнейшего использования её в неких ритуальных целях. Можно предположить, что в обрядовых действиях особую роль играла именно движущаяся, т.е. живая вода. Обращает на себя внимание и такой факт: среди местного населения до сих пор считается, что на участке леса, где первоначально располагался камень, людей «водит».
Очень интересным представляется и сам топоним «Бабинская выгорода». Городьбою в старину называли любую деревянную ограду, частокол или просто плетень. Слово «выгорода» В. Далем интерпретируется, как «отделение городьбою… от остального места, …устранение от напасти». При этом у В. Даля подчеркивается, что «городьба», имеет именно круглый характер, т.е. расположена кругом, вокруг чего-то. Возможно, что в данном случае мы имеем дело с артефактами (сам камень) и очень скудными отголосками преданий о неком святилище, существовавшем в древности в р-не местности «Бабинская выгорода». Скорее всего, что это святилище было посвящено женскому божеству (богине).
Говорить о предполагаемом возрасте этого сакрального центра и о том – кому именно было посвящено, сейчас, без проведения дополнительных археологических и этнографических изысканий – не представляется возможным. Но, связь этого божества с водой, причём с водой «живой», т.е. движущейся, представляется нам очевидной. Косвенным образом в пользу женской персонификации сакрального центра говорит и тот факт, что первый христианский храм, построенный в непосредственной близости от «выгороды» был посвящен именно Богородице. Здесь на высоком мысу, образованном при впадении в Волгу небольшой р. Учемки, во второй половине XV в. преподобным Кассианом Греком была основана Кассианова Учемская пустынь (мужская). Первый деревянный храм монастыря был возведён в честь Успения Божией Матери.
Источник: «Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья». Ерохин. В.И., Курдюков Ю.В., Чернецова С.Б. История и культура Ростовской земли 2011 год.
Фото: Андрей Мерянин. 2012.
"Бабий камень" в лесу на своем старом месте на "Бабьей выгороде". Фото Дмитрий P.
PS: По информации Дмитрия P из Ярославля, одного из участников «Мерянского чата» в телеграме, до недавнего времени этот «Бабий камень» находился в музее Учмы, но его владельцы, после того как к камню началось массовое паломничество женщин, вернули его от «греха подальше» на «Бабью выгороду» в лес, на то место где он находился до своего перемещения в музей. Местные жители в беседе с Дмитрием, посетившим эту лесную локацию, рассказали что по легенде эту «бабьюу выгороду» любил посещать известный местный святой Кассиан Учемский. Был на ней особый «каменный стул Касьяна» на котором тот молился - и многие местные женщины и бабушки ходили к нему «пока он в землю не ушёл и не забылся окончательно». Всё это полузабытые пережитки древней мерянской и постмерянской сакральности.
|