1 сентября 2009г.
игумен Костромской епархии отец Димитрий (Нетесин) с несколькими
прихожанами побывали на реке Мера в пределах поселка
Островское (Островский район нашей области).
По информации, которую
сообщили отцу Димитрию археологи из Костромы, недалеко от деревни
Сокерино
находятся очень интересные культовые камни с выбитыми на них ликами
Богородицы и Христа. Это валуны весьма больших
размеров.
Для начала скажу о
самом
Островском. Поселок переименован из села
Семеновского-Лапотного в честь великого русского драматурга А.Н.Островского,
жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе
Щелыково.
Семеновское-Лапотное — одно из
древнейших поселений Костромской Мерянии. Входило в средние века в
волость Немда известную по летописям с 1505 г., когда московский великий
князь Василий
Иванович эту волость пожаловал в кормление Федору Максимовичу Горину.
Уже в те времена волость Немда была плотно заселена.
По преданию, село было
известно еще при
московском великом князе
Симеоне Ивановиче Гордом и названо по его имени. Эпитет Лапотное село
получило за обширную торговлю лаптями — основной обувью костромских
мерян.
В 1622 г. Семеновское с
деревнями в которых
стояло 250
крестьянских дворов, было пожаловано окольничему Никите Васильевичу
Годунову за его участие в обороне Арбатских ворот в Москве от войск
королевича Жечи Посполитой Владислава.
Сохранилось
описание семеновской вотчины, сделанное в 1645 г.: «В
селе церковь Знамения, да двор боярский, да на дворе строения горница с
комнатой, да горница столовая, да повалуша, да двор конюшенный, да двор
скотский, а на дворе 6 изб людских, поварня, мшаник, бражница, амбар,
две житницы огороженные в остроге и три житницы на дворе, да двор
приказчика, а на дворе две избы, да две клети, да сенник. В селе два
двора поповых, дьячка и 10 дворов бобыльских». Усадьба Годунова в
Семеновском была огорожена забором из остроконечного
тына.
Семеновское с древности было
торговым селом на
древнем тракте из Костромы
через Галич Мерский на Тотьму. В селе стояли поставленные в ряд лавки —
прототип
торговых (гостиных) рядов. Но бич лесного края — пожары — коснулся и
Семеновского, в 1912 г. оно сгорело. Село увековечил на многих своих
картинах художник Борис
Кустодиев, живший по соседству. В селе открыт мемориальный
музей Б.М.Кустодиева.
И так
вернемся к нашим камням. Всего камней, которые
осмотрел отец Димитрий с прихожанами, было
четыре.
Один
из них находился в овраге рядом с рекой Мера, недалеко у нежилой ныне
деревни Сокерино.
Камень имеет практически круглую форму и достигает в размерах: длина –
0,99м.; ширина – 0,96м.; доступная глубина камня – 0,71м. Далее камень
уходит под землю. На лицевой стороне камня имеется изображение креста,
поверх которого надпись, которую можно прочитать на фото.
На камне имеются
и другие надписи, уходящие по
окружности вниз. Имеется также дата 1958. Но определенно, эта дата не
имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология
нанесения всех надписей и изображения и способ нанесения даты отличны
друг от друга. Можно предположить, что дата была выбита в то время,
когда камень был обнаружен в овраге, где и находится на данный момент.
Однако, это лишь предположение отца Дмитрия. Размер шрифта по всему
камню
примерно одинаков. Высота букв составляет 60мм., наименьшее расстояние
между буквами равно 15мм., наибольшее – 30мм. Расстояние между строк
30-40мм.
Вверху камня есть
множественные отверстия явно рукотворного характера сделанные скорее
всего до нанесения креста и надписей. Таким образом мне видится, что это
типичный культовый камень-чашечник или пальцевик поклонение которому
уходит в седую языческую древность.
Три других
камня, находятся в населенном пункте, под
названием Волкоуша, который является пригородом районного центра
Островское. Хранятся они во дворе частного дома.
Село
Семеновское-Лапотное торговые ряды.
Фотография П. Павлова. 1912 г.
История их такова - Рассказывает местный житель
Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:
К
истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков,
который
родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой
или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих
каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.
Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних
деревенек Русово и
Брусово (последнее было хуторком). Располагались они чуть
далее
Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в
полутора – двух
километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил
Сергей.
Далась
перетаска непросто. Как и полагается, участники пели «Дубинушку»,
нахлестывали лошадей, которые волочили камни. Сколько самогонки было
выпито! Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной
часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века.
Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды
местных жителей.
С камнями связано несколько преданий:
Первое
повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет
назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко
от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом,
камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из
него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так
и не успел до смерти закончить обработку камня.
Во втором говорится, что
Волкоуша
страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не
помогало. И лишь когда перетащили камени в деревню и поставили над ним
часовню, пожары и эпидемии якобы прекратились.
И так, на двух камнях вырезан образ Иисуса и
содержатся
цитаты из библии, например, в одном месте читается притча о трех хлебах,
которыми Христос накормил народ, и хлеба эти даже изображены. О чем,
как не о еде и утолении самой насущной потребности - в пище, могли
думать наши предки! На большом же камне, или вернее, на его плоской
поверхности, во всю длину (более двух метров) высечена фигура
Богоматери. Как я не исхитрялся ее запечатлеть на фотопленку,
контрастность освещения под деревьями не позволила это качественно
сделать.
Наибольший из
камней имеет длину - 3,4м., ширину -
1,5м. и глубину камня - 0,55м. На камне имеется ростовое изображение
Божией Матери. Высота изображения от венчика до ног, составляет 2,6м.
Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от
Сокеринского камня, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах
шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, автор
придерживался принципа свободного места. Где оно позволяло, там буквы
больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность
букв уменьшается.
Третий же
камень, был привезен из другого ныне не
существующего села, отцом хозяина дома, который нашел его в лесу,
погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез его домой. Этот камень имеет
размеры: длина – 1,18м., ширина - 0,85м., глубина - 0,1м. Лик Спасителя
находится внутри креста и со всех сторон окружен
надписями.
Четвертый
камень, имеет размеры: длина - 1,62м.,
ширина – 1м., глубина – 0,7м. На камне также изображен Лик Христа,
только на полотне. Манера изображения Лика идентична камню, описанному
выше. По всему камню имеются надписи, на тыльной стороне которого и
изображена дата перенесения – 1888г. На верхней части камня есть
изображение круга. Сергей (хозяин дома) уверяет, что на закате, когда
солнце падает под другим углом, на камне очень четко виден круг и купол
храма. Круг мы действительно видели, а купол храма никому из нас при
ярком солнечном свете рассмотреть не удалось.
Сокеринский
камень ранней весной
Долина
реки Мера
Автор Ivan
Merichev-
Меричъ.
Вохма, Костромская область, Российская Федерация
В подготовке материала использованы: "Островские
каменные Лики" краеведческие записки игумена Костромской епархии отца
Димитрия Нетесина , "Деревни и села Костромского края" Дмитрия
Федоровича Белорукова и замечательные фотографии костромского фотографа
Дмитрия BID в его фотогалерее вы можете посмотреть на прекрасные виды
Костромского края http://bid.fotoplex.ru/