Часто приходится слышать, что страна, мол, у нас огромная, но все в ней одинаково. Ну есть Сибирь, есть Кавказ. Есть Урал. Есть Европейский Север. А от него и до Кавказа - все одно. Леса, поля, холмы, одинаковые люди, говорят одинаково, живут одинаково и пьют одну ее любимую. Вот там, у них, в Англии или в Италии - проехал 30 километров и говорят уже по другому, и дома по другому выглядят. Полная чушь, конечно.
Культуру сицкарей хранят по большей части пожилые люди. Фото: Из личного архива / Из личного архива Евгения Балагурова. Источник www.yar.aif.ru
Вот взять тверскую деревню Хребтово, что в Краснохолмском районе, километров 250 от Москвы. За нее сказать могу точно - у друзей там дача. Говорят там по карельски, а когда по русски, то вставляют странные карельские словечки; все там рыжие; избы у них не такие как у соседей. А если от Хребтово податься 30 километров на восток, в Ярославскую область, то попадаешь на речку Сить, в страну сицкарей.
Справка Merjamaa: Сицкари относятся к субэтническим группам русских смешанного происхождения, то есть образованным в результате расселения разных этнических групп на одной земле, постепенной ассимиляции автохтонных племён, в процессе чего в разной степени изменяется антропологический облик, складываются своеобразные черты культуры и языковые особенности.
Формирование сицкарей происходило в результате слияния местного финно-угорского населения - весь и переселенцев, двигавшихся двумя потоками на восток из Новгорода (славяно-финны) и на север из ростово-суздальских земель (меря).
Так как оканье языка сицкарей — владимиро-ростовское, а не севернорусское, то можно предполагать, что ростово-суздальские мерянские переселенцы численно преобладали над новгородскими.
После Столбовского мира со Швецией в 1617 году часть карел, переселявшихся в Тверские земли, осталась в Сицком крае. В XVII веке сюда переселилась часть московского населения из центра (из Москвы — ткачи-«хамовники»), а позднее, в XIX веке, — снова карелы из Тверской и Новгородской губерний, впоследствии обрусевшие.
Дома там совсем другие, и язык был свой: сицкари цокали (заменяли Ч и Т на Ц), как на севере, дзякали (ДЗед вместо дед), как в Беларуси, и были настолько сознательны, что в 1917ом году основали собственное государство - Брейтовскую Волостную Республику (по названию волостного центра), со своим учредительным собранием, правительством (ревкомом) и министрами (наркомами).
Язык сицкарей, к сожалению вымер, так и не дождавшись серьезного исследования. Республика просуществовала меньше года. Но страна сицкарей осталась, и она весьма самобытна.
Кроме как родина сицкарей , Сить известна как место одной из двух крупных битв между русскими и войсками Батыя. Первая состоялась под стенами Коломны; потерпев в ней поражение, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, оставив Владимир, бежал на границу своего княжетва с Тверским, в глухие леса вдоль речки Сить. Здесь он ждал подхода своих сыновей и собирал войска для решающего сражения. Разграбив Владимир, монголы узнали о местоположении ставки великого князя и напали на его дружину с двух сторон - совершив форсированный бросок со стороны Углича, через верховья Сити, и снизу со стороны Мологи. И по сей день единственная дорога идет вдоль Сити, а сам край окружен лесами. Таким образом владимирское войско оказалось в ловушке.
Язык сицкарей, к сожалению вымер, так и не дождавшись серьезного исследования. Республика просуществовала меньше года. Но страна сицкарей осталась, и она весьма самобытна.
Кроме как родина сицкарей , Сить известна как место одной из двух крупных битв между русскими и войсками Батыя. Первая состоялась под стенами Коломны; потерпев в ней поражение, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, оставив Владимир, бежал на границу своего княжетва с Тверским, в глухие леса вдоль речки Сить. Здесь он ждал подхода своих сыновей и собирал войска для решающего сражения. Разграбив Владимир, монголы узнали о местоположении ставки великого князя и напали на его дружину с двух сторон - совершив форсированный бросок со стороны Углича, через верховья Сити, и снизу со стороны Мологи. И по сей день единственная дорога идет вдоль Сити, а сам край окружен лесами. Таким образом владимирское войско оказалось в ловушке.
"Прииде же си вѣсть къ великому князю Юрию на рѣку Сить, сущу ему тамо, а мѣсяцю февралю уже исходящу, яко «Володимеръ взятъ бысть и сущаа въ немъ вся взята, люди вся, и епископь, и княгыни твоя, и сынове, и снохы вся избыти, а къ тебѣ идетъ». Онъ же бысть въ велицѣ тузѣ, яко себе не видѣти, о церковномъ разорению и о погыбели христианской. И посла Дорожа въ просокы въ трехъ тысящахъ пытаты татаръ. Онъ же прибѣже, глаголя: «Господине, княже, уже обошли суть на насъ татарове». Онъ же съ братомъ Святославомъ, и съ сыновци своими, Василкомъ, и Всеволодомъ, и Володимеромъ, и съ полки исполчившеся, и поидоша противу ихъ, и постави полки около себе, но не успѣша ничто же. А татарове пришедше къ нимъ на Сить, и бысть сѣча зла, и побѣдиша рускыхъ князей. Ту же убиенъ бысть князь великий Юрий Всеволодичь, внукь Юриевь Долгорукого, сына Манамахова, и мнози вои его избиени быша."
Историки до сих пор спорят о точном месте поля битвы, но памятник ей поставили рядом с деревней Лопатино (здесь же заканчивается на сегодняшний день асфальт со стороны Некоуза). Многометровая стелла стоит на холме на задворках деревни - к ней с асфальта ведет несколько сот метров проселка.
Если ехать на Сить со стороны Москвы, то кратчайший путь лежит через Углич, плотину электростанции и райцентр Некоуз. За несколько километров до Некоуза - старое село Архангельское с Троицкой церковью конца 18 века.
Сам храм весьма симпатичный, но интереснее всего интерьеры.
Внутри - два храма, верхний и нижний, оба со сногсшибательными фресками начала 19 века. К сожалению, состояние ужасное. В верхний храм можно попасть только с риском для жизни - крыльцо и лестница обвалились, балки сгнили.
Но в нижнем храме тоже есть на что посмотреть (там где потолок еще не обвалился).
Ангелы полны задумий о бренности своего ангельского бытия...Недолог их век в русских храмах.
А эти ангелы в алтарной части вряд ли переживут следующую зиму - потолок вокруг них рушится на глазах. Церковь передана РПЦ, но средств на реставрацию пока нет. В любом случае большинство фресок будет утеряно - либо пропадут в ожидании реставрации, либо в процессе ее - штукатурка положена в основном по сгнившим деревянным перекрытиям.
Рядом с церковью - бывшая церковно-приходская, а теперь просто бывшая школа. Закрылась похоже несколько лет назад.
Внутри все на удивление чисто, все ценное аккуратно демонтировано и вывезено, полы подметены. В одном из классов в ряд составлены парты, лежит пакет с пластиковой посудой - похоже здесь собирались на закрытие школы.
На кабинетах остались аккуратные таблички...
Все равно, хоть здесь и нет обычного дестроя, испытываешь ужасное чувство, гуляя первого сентября по пустым корридорам заброшенной деревенской школы.
Из Архангельского проезжаем без остановки Некоуз и добираемся до Лопатино на Сити. Здесь садимся на велосипеды, чтобы объехать несколько окрестных деревень. Вскоре начинаются такие пейзажи - высокие берега, между которыми в узкой долине бежит речка. По берегам густо-гсуто посажены деревни, которые как бы переговариваются друг с другом через изгибы Сити.
Лет 100 назад эти берега были ухоженными полями, лугами и огродами. Тогда, наверно, виды были совсем пасторальными, не хуже чем во Франции.
"Таинственная река Сить" Ярославцев А.И. Источник: artru.info
Теперь все потихоньку зарастает кустами у бурьяном. Колхозы обанкротились уже лет двадцать как; местное население, как и почти везде в Нечерноземье живет исключительно лесом.
Сицкари всегда славились домовой резьбой, и в окрестных деревнях ее сохранилось немало. Вот замечательный и вполне ухоженный домик в деревне Топорищево, с типичными ситскими наличниками и резьбой на пилястрах.
А вот типичная ситская изба, вид сзади. Коньки кровель избы и повети высоко подняты, и образуют букву Т, поэтому крыша всей постройки получается сложной, с большим количеством плоскостей.
Вот домик поновее - лесничество Ульяново, построенное в 60ых а может и в 70ых годах. Но резьба вполне традиционная, с типичными наличниками, резным полотном на пилястрах и жар-птицами по бокам светелки.
Вообще ситская сторона оставляет впечатление патриархальной глуши. На завалинках сидят бабушки в платочках, по дороге встречаются местные мужики в кепочках и с рюкзаками-колобками. Говорят, конечно, не на сицкарском диалекте, но не похоже на соседние районы, и тем более на Москву. Тот случай, когда встречные бабушки при разговоре переспрашивают по несколько раз не потому, что глуховаты, а потому что не понимают московский акцент.
Ну а местами сохранились вот такие артефакты, которые мало где теперь встретишь - деревенская пожарная каланча постройки 20ых годов в деревне Копань.
В Покровском пересекаем Сить по мосту и движемся обратно, в сторону Лопатино. Времени всго на день, а то бы съездили в Брейтово, где есть интересный краеведческий музей с экспозицией про сицкарей и Брейтовскую республику.
По правому берегу Сити дорог меньше, места глуше и избы старее. Вот резной пилястр с избы конца 19 века, а может и постарше.
Деревня Панкратово, где есть мост обратно на левый берег, почти вымерла. Здесь нам попалась самая красивая резьба за весь маршрут- с журавликами и коньками.
Эх, жалко что домику недолго осталось.
Смеркается. Речка Сить, как и тысячу лет назад, неспешно петляет между холмов и туманов. Вода ее, когда то багряная от крови, теперь разлита вечерним серебром.
Сицкари всегда славились домовой резьбой, и в окрестных деревнях ее сохранилось немало. Вот замечательный и вполне ухоженный домик в деревне Топорищево, с типичными ситскими наличниками и резьбой на пилястрах.
А вот типичная ситская изба, вид сзади. Коньки кровель избы и повети высоко подняты, и образуют букву Т, поэтому крыша всей постройки получается сложной, с большим количеством плоскостей.
Вот домик поновее - лесничество Ульяново, построенное в 60ых а может и в 70ых годах. Но резьба вполне традиционная, с типичными наличниками, резным полотном на пилястрах и жар-птицами по бокам светелки.
Вообще ситская сторона оставляет впечатление патриархальной глуши. На завалинках сидят бабушки в платочках, по дороге встречаются местные мужики в кепочках и с рюкзаками-колобками. Говорят, конечно, не на сицкарском диалекте, но не похоже на соседние районы, и тем более на Москву. Тот случай, когда встречные бабушки при разговоре переспрашивают по несколько раз не потому, что глуховаты, а потому что не понимают московский акцент.
Ну а местами сохранились вот такие артефакты, которые мало где теперь встретишь - деревенская пожарная каланча постройки 20ых годов в деревне Копань.
В Покровском пересекаем Сить по мосту и движемся обратно, в сторону Лопатино. Времени всго на день, а то бы съездили в Брейтово, где есть интересный краеведческий музей с экспозицией про сицкарей и Брейтовскую республику.
По правому берегу Сити дорог меньше, места глуше и избы старее. Вот резной пилястр с избы конца 19 века, а может и постарше.
Деревня Панкратово, где есть мост обратно на левый берег, почти вымерла. Здесь нам попалась самая красивая резьба за весь маршрут- с журавликами и коньками.
Эх, жалко что домику недолго осталось.
Смеркается. Речка Сить, как и тысячу лет назад, неспешно петляет между холмов и туманов. Вода ее, когда то багряная от крови, теперь разлита вечерним серебром.
По берегам же вновь запустение, но в этот раз не от монгольских полчищ.
В воздухе разлит аромат увядающих полевых цветов, аромат светлой грусти.
В воздухе разлит аромат увядающих полевых цветов, аромат светлой грусти.
Автор текста и фотографий: Андрей Павличенков http://kopanga.livejournal.com
Фото страны Сицкарей
Дом сицкаря
Окно работы плотника-сицкаря
Часовня в честь святого князя Георгия (Юрия) Всеволодвича Ситского в д.Юрьевское
Штендер у деревни Юрьевское. Берег реки Сить
Семёновское городище.
курган на реке Сить