Главная » 2022»Сентябрь»15 » Чудца белоглазая. Костромская обл., Буйский район, деревня Анциферово
19:50
Чудца белоглазая. Костромская обл., Буйский район, деревня Анциферово
Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская администрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пением…
Особая репутация чудцы находит выражение в устойчивых стереотипах и речевых формулах, одна из которых – "страна чудес". Местные жители называют себя "чудца белоглазая".
Самоназванию "чудца" может быть два объяснения. Первое – это обрусевшая группа автохтонного финно-угорского населения, известного пришедшим сюда христианам под именем "чудь". Второе объяснение: нынешние жители – потомки христиан, пришедших в эти места и сохранивших имя "Чудца" только как название местности (здешний церковный приход назывался Никола-Чудца).
Говорит Потехина Галина Ивановна, 1921, 4 кл., местная.
#00:00:00-0#
Церковь Николая Чудотворца хотели построить на другом месте, но стройматериалы перенеслись на то место, где сейчас стоит церковь. Ручеек рядом с церковью считается целебным; он течет из-под престола Божьей Матери. Сейчас говорят, что воду из ручейка пить опасно.
По праздникам и по воскресеньям ходили к ручью и пели молитвы.
Поет:
Спаси Господи, люди твоя…
…Верую в образ кротости…
Величаем-величаем…
#00:09:36-1#
Алексеюшка – святой человек. 30 лет лежал парализованный, у него не было пролежней, почесывался серпом. Его считали святым. Земля с его могилы считается целебной.
Алексеюшка говорил, что не переведутся такие люди, как он. После его смерти многие тяжело болели.
#00:18:38-2#
Молитвы в дорогу: «Я иду в пути, Господь впереди, Божья матерь с ним, а я иду за ним. Всем святым встречать, а врагам моим молчать!» (инф-ка узнала ее от мужчины, кот-й жил в монастыре). Путешественникам помогает Николай Чудотворец: «Николай Чудотворец, иди впереди, Божья матерь – иди позади! Ангел мой, хранитель мой, лети надо мной и в трудную минуту закрой меня своей пеленой!»
Перед сном: «Спать ложусь, крестом обложусь, ангела призываю, врага прогоняю! Ангел мой, ложись со мной, а враг Сатана, отойди от меня!»
Самая главная молитва «Отче наш».
На том свете тот, кто не знает молитву «Верую», упадет в реку.
#00:23:18-9#
Раньше учили, что Бога нет, запрещали учить молитвы.
Девяносто песен знаю,
А молитвы ни одной!
Моя милка подавилася
Картофелиной гнилой.
#00:23:53-8#
Жителей Чудцы называли чудцарочка белоглазая. Анциферово называли пьяной деревней; жителей Ферапонтово – Ферапоны подожники (ходили с подогами); жителей чудцы – лапотниками (ходили в лаптях).
#00:27:15-3#
Праздники отмечали по три дня; теперь все праздники нарушены. Дрались деревня на деревню.
Давайте шаечка на шаечку,
Которого побьет?
Наша маленькая шаечка
Большую задерет.
#00:30:51-2#
У Ферапонтово есть камень Баран.
Ферапонт приплыл по реке, основал монастырь.
#00:33:58-4#
Мужчина спал три дня, был на том свете. Говорил, что ругаться матом грех.
На том свете темно, светло бывает только в Пасху.
#00:37:32-2#
В Великоденный четверг жгут четверговую соль.
#00:37:38-7#
На Троицу перед домом ставили чистяковую березу (у кот-й лист светлый и гладкий с обеих сторон; глушина – если лист мохнатый).
#00:38:53-0#
Девочка заикалась; поили девочку из камня с ямкой от Верушки.
Матушка Вера зимой ходила босиком; предсказывала; к ней ходили за благословением. Предсказала женщине, что ее сын будет Божий человек; сын вскоре умер.
#00:46:49-9#
Мы живем в Стране чудес; в деревне остались одни пенсионеры.
Жителей прихода называли чудца белоглазая.
#00:48:30-0#
Алексей Божий человек много знал; на его могилу ходят за исцелением.
Вода из ручья у церкви считается святой.
#00:51:42-8#
Когда разрушали церковь, инф-т принес домой икону из церкви; мать его осудила: божественное нельзя нарушать.
#00:53:14-8#
Рукописные тетради с молитвами (духовными стихами) подарены мужчиной из Буя. Перечисляет молитвы, кот-е поет на службе.
Собиратель зачитывает духовные стихи. Инф-ка читает молитвы.
Из Архива Кабинета фольклора Академической гимназии СПбГУ
шифр КБД 00-08-100-1.