Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.
Кусь - река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций «чудского» (прибалтийского или пермяцкого) происхождения.
В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества.
Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако, основная часть той старинной волости обрела имя Чудь. Название «Кусская» сохранилось лишь за частью прежней территории волости.
Верховья Куси оставались в пределах Галичского уезда. Здесь в старину были известны станы: Чудце-и-Шаслов, Атыев, Тепринов. В XIX - нач.XX вв. - Воскресенская и Сретенская волости. Кусская и Чудская волости продолжали существовать до 1924 года, когда были присоединены к соседним волостям.
В восточной части бывшей Чудской волости в 1920-е - 1960-е годы существовал Ново-Чудский сельсовет. В 1965 году выделен Низ-Кусьинский сельсовет. В 2005 г. он был преобразован в муниципальное "сельское поселение". В 2009 году произошло его объединение с соседним "поселением". С этого времени названия на основе Чудь и Кусь исчезли с административной карты Кусско-Чудского края.
Значительно в бассейне реки Кусь присутствие меряно-чудских названий.
Реки: Кусь («елевая», поросшая елями?), Саха, Яхренка (что значит «озёрная»: вытекает из озера). Деревни, сёла, урочища: Троица-Чудцы, Атыево (Атово), Кикиморино, Панькино, село Чудь (ныне Михайловское), Синдяково, Новая Чудь, Саунино.
Любопытны так же названия: Ивачево, Ивонино, Искино, Анцеимово, Костенёво, Корякино, Култышы, Мелюшево, Мулино, Мурино, Бутырино, Семёшево, Чаглово, Лом, Легитово, Хорново, Олонино, Симанково, Степурино, Скорлываново, Соцевино, Шейна, Шарик, Кизляки, Перечи, Ярунино.
Вроде бы по-русски, но явно на каком-то забытом (русско-мерянском?) диалекте.
Мочалова гора
Эхо древних битв.
Вдоль реки Кусь в старину пролегала легендарная Галицкая дорога на Казань. По ней в обе стороны шли купеческие караваны. По ней же в лихие годы совершали набеги татары.
Не одну жестокую сечу помнят Кусские берега. Одна из них произошла на Мочаловой горе что у деревни Рубеж. Т.е. у подножия шла рубка на мечах и топорах. А на самой горе уже полное мочилово устроили. До сих пор на той горе находят наконечники стрел...
Где-то на Куси же в 1433 году костромичи с галичанами - во главе с Дмитрием Шемякой и Василием Косым - наголову разбили вторгшийся в пределы Галич-Мерьской земли отряд московского воеводы Юрия Патрикеевича.
Не отсюда ли пошло выражение "Накося, выкуси!"? По мне, так тут каламбур. Подтекст: "На Кося? - выКуси!" То есть: "На брата нашего Косого пошёл? Куси горький вкус отведай!".
Да и оттенок смысла в выражении "Я вам покажу куськину мать!" не просто как ругательство, а как обещание неотвратимой беды, не с этим ли же эпизодом связан?
К тем же временам восходит строительство крепостей на реке Кусь.
У деревни Панькино заметен земляной крепостной вал. Над городищем частенько бьют молнии - значит, в земле есть железо. Принадлежность городища не установлена.
Крепостной вал и камни с различными письменами и знаками и до сих пор можно найти в зарослях у села Боговское (в старину - Никола-острог). Принадлежность этого городища проблематична. Официальная наука приписывает его московитам. Костромские краеведы видят в нём пограничную крепость Галич-Мерьского княжества. А среди местных жителей жива легенда, что тут «татары стояли ордой». Но что это были за татары, да и татары ли вообще?!
«Золотой» мальчик.
«Татарская» тема не оставляла чудскую Кусь вплоть до новейшего времени.
Вот не легенда, а быль.
В конце XIX в. местной барыне подкинули мальчика. Когда раскрыли пелёнки, то оказалось, что ребёнок весь «усыпан золотом» - золотыми червонцами. Такое «приданое» указывало на непростое происхождение мальчика, и барыня воспитала его достойно. Когда юноша достиг совершеннолетия, вдруг объявились некие "татары" и выкупили для него немалые земли у некоторых местных обедневших помещиков. Молодой человек завёл на земле, что называется, «правильное хозяйство»: разбил сад, возвёл фермы, закупил сеялки, жатки и молотилки. Построил дегтярный завод. Короче, начал преобразовывать Кусской край всем на благо и себе на доброе имя.
После революции всё отобрали. Однако не сломался, остался на родине, и детей с внуками успел воспитать с крепким внутренним стержнем. Сын, защищая родную Кусь, отдал жизнь в битве под Москвой. А внук всю жизнь трудился, был кузнецом. И тоже большую семью поднял, и в люди вывел. В деревне конца 1940-х - 1950-х гг. это было неимоверно трудно. Под конец жизни иссох, только руки так и остались огромными, мощными.
Что послужило началом этой неординарной истории? Тайна любовной связи? Какой-то трагический случай в неком «благородном семействе»? Или же за всем этим стоит старинная, почти забытая интрига? Быть может, этот мальчик - потомок тех, кто некогда правил этой землёй, но вынужден был её покинуть? Но не оставлял надежды когда-нибудь вернуться... И может, вот таким необычным способом его «внедрили», что бы восстановить былую сакральную связь его рода с их родной землёй?
на Мочаловой горе
воздвижение креста на месте древней битвы
Прекрасные лица наших предков:
И современников:
Топонимы:
Кусские верховья: Чудцы.
погост Атыев (Атуево, Атово)
урочища Саунино, Мулино
Селения в среднем течении Куси. Село Михайловское до 18 века называлось Чудь. Боговское в старину называлось Никола-острог. Там была церковь Никола-Чудо, центр местного культа Николы, образ которого был наиболее близок потомкам мери и чуди.
Кусской край
Автор: Василий Малышев. Кохма.
Использованы фото автора, а так же фото из социальных сетей.
|