Чудь заволочская (весь и меря) была этносом языческим. Система ее верований глубоко еще не исследована, но достоверно известно, что у них были специальные святилища - места языческих жертвоприношений ее главному богу - Йомалю-Юмалу. Сведения о таких местах есть в скандинавских сагах. В книге исландца Снорре Стурлесона, в которой излагаются события экспедиции в Биармию норвежца Торера Собаки, говорится, что Торер и его спутники, продав в Биармии свои товары, ночью тайно пошли в ближайший от поселка лес и обнаружили там курган, обнесенный деревянной оградой. Курган состоял из земли, наполовину смешанной с золотыми и серебряными монетами. На кургане стояла деревянная статуя бога Йомаля, который был изображен в виде сидящего на пне старика. На шее статуи висело золотое ожерелье, на коленях стояла серебряная чаша, наполненная монетами. Торер и его спутники забрали все эти драгоценности и насыпали в свои плащи земли с кургана, сколько могли унести.
Роща-Куст в Тарногском районе Вологодской области.
В наши дни в Кокшеньге есть несколько рощей-Кустов, состоящих из огромных елей, которые являются остатками древних чудских мольбищ. Такие кусты есть в Шебеньге (Афоновский, Тиуновский), в Раменье, Ярасенков на Илезе, куст около деревни Березник (Самойловской) в Ромашеве, куст в Долговицах. Есть деревня Подкуст и речка Кустовка в Верховье. Само слово «куст», явно не славянского корня, а марийского (мерянского): кÿсото - мольбище.
Сотрудник Вологодского областного краеведческого музея И. Ф. Никитинский в 80-е годы XX века выявил 14 кустов в бассейне Кокшеньги и один в бассейне Сухоны. Некоторые из них изучены и описаны им.
Тиуновская священная роща. В ней похоронены те, кто создавал святилище и кто им пользовался.
Особый интерес представляет чудское Тиуновское святилище, расположенное в трех километрах к северо-востоку от деревни Тиуновской в Шебеньге.
Оно открыто им в 1985 году. Святилище представляет собой два крупных камня, лежащих рядом на склоне моренной гряды среди сосен. Меньший камень - плоская плита с округленными углами. Большой имеет куполообразный верх. На нем с четырех сторон и сверху нанесены рисунки, отражающие, по мнению археолога, мифологическое понимание мира чудью: мировое дерево, трехчастное вертикальное и четырехстороннее горизонтальное устройство вселенной, четыре антропоморфных бога, солнце в зените и на закате, небесный корабль, лестница на небо, вторая - под землю. На восточной стороне камня - богиня с ветвью в руке; в юго-западном углу бог с веточкой на голове; на западной - бог на олене. На вершине камня изображен бог-громовик.
В корнях мирового дерева имеется надпись из четырех знаков, пока не расшифрованных. Есть на плите еще один сюжетный рисунок и надпись под ним, сделанная кириллицей XIV-XV века - «орьям», что в переводе на русский с западнофинских языков означает «рабам». В раскопе вокруг камня на площади 60 кв. м прослежены следы ритуалов, связанных с огнем.
Есть мнение, что одинокие почитаемые деревья (которые не редкость на севере) - это остатки от кустов-рощ, хотя подтверждений этому мы не встречаем. Есть сведения о чудодейственной силе, которая распространяется на оставшиеся от деревьев пни. Здесь происходит контаминация образов. Поэтому нельзя отрицать цепочку «роща-дерево-пень».
Среди культовых деревьев предпочтение всегда отдается хвойным деревьям - соснам. Все они занимают в ситуационном плане приоритетные высотные отметки, сами сосны выделяются своим долголетием, массивностью, высотой, густой кроной с иссиня-зеленой окраской. Цвет хвои придает избыток кремня. Возможно, деревья растут на кремнеземных песках. Это также придает и твердость древесине, благодаря чему появилось мнение, что деревья не поддаются воздействию со стороны человека.
Есть сообщения, что в стволах деревьев находили кремневые орудия, но я не думаю, что эти предметы могли повлиять на изменение цвета хвои и твердость древесины. В действительности это, скорее всего, связано с охотничьей магией.
Сведения о культовых деревьях и рощах встречаются и в других районах Севера. Сведения о них неполны и ограниченны. Очевидно, имеет смысл обозначить эти объекты как памятники природы и истории и как можно полнее зафиксировать и запаспортизировать их. Актуально более подробно сопоставить сведения по культу дерева с археологическими данными. Однозначно можно сказать, что сбор и тщательная фиксация сведений помогут в решении более крупных этнокультурных вопросов этнической нашей истории.
По материалам: Угрюмов А. А. Кокшеньга: Историко-этнографические очерки.
Использованы фото:
fignusha, Mainstream,
genamikheev