«Весна в тот год медлила повсюду. А здесь, на вологодском Севере даже и в конце апреля льды реки Юг только еще пропечатались на снегах. Так что ходили по реке из деревни в деревню пока безо всякой опаски. Свежий хлеб привозили из райцентра как обычно к обеду, но народ прибивался к магазину загодя, хоть в Байдарове, хоть в Кожаеве, что бы не спеша душу отвести в разговорах.
Поздняя весна озаботила людей, потому что не знали, как скот додержать до первой травы и потому что запоздалый сев всегда опасен при коротком северном лете. Может быть, посторонний человек, привыкший к благоустройству больших городов, не поймет тревог здешних жителей, да и не каждому вологодскому крестьянину они понятны.
Места ведь особенные. Деревни эти как отрезаны от большой земли. Зимой нехожеными снегами, летом непроезжими болотами, вот и ждут, не дождутся здесь паводка, потому что вместе с ним идет сюда каждый год большой караван судов. Три дальних района по реке Юг Великоустюгский, Кичгородецкий и Никольский, три района и одна беда — бездорожье. Тут в распутицу, можно сказать, от дома к дому хода нет, сливки с ферм вертолетом собирают. Хотя есть и авиалинии и шоссейная дорога от Устюга до Никольска уже на половину асфальтом стелется, все равно главный груз везут по реке…»
Посмотрите этот, потрясающий своими уникальными и уже ушедшими в прошлое деталями, фильм. Пропитайтесь красотами реки Юг, реки с названием типичным для мерянского топонимического ареала - Юг (*jug) – «река». По берегам этой реки, от Никольска до самого Великого Устюга стоят многочисленные деревни с мерянскими названиями, я в рамках своего топонимического проекта насчитал их 35. Некогда, в раннем и позднем средневековье река Юг связывала Вятку, а через нее Меровию и Галич-Мерьский с Севером. По ней из древнемарийского Кокшарова можно было попасть в Кокшарку и далее через Устюг, Сухону, волоками к загадочным кокшарам, хранителям знаменитого Тиуновского святилища и священных рощ «кустов» (привет марийским «кусото»). Всего известно о 16 таких «кустах», большинство из которых сохранились до наших дней почти в первозданном виде. В части из них вологодский археолог Никитинский обнаружил средневековые чудские могильники.
Есть мнение, что такие сакральные локации некогда были характерные и для постмерянской территории Верхневолжья. В этнографии есть глухие намеки на такие объекты, а также известны 3 сохранившиеся локации, две оправославлены - Роща Павла Обнорского в Грязовецком районе Вологодской области и Роща Сильвестра Обнорского в Любимском районе Ярославской области, а третья роща рядом с селом Судай Чухломского района Костромской области, с которой связана легенда о исчезнувшей в ней церкви. Со всеми тремя локациями связан классический мотив запрета вырубки деревьев (нарушившие табу обычно умирают) характерный для марийских «кусото».
"Разговор с деревом." Уруева-Смирнова Т.П. 2014.
Текст: Андрей Мерянин.
Фильм: Творческое объединение «Экран». Гостелерадио СССР. 1982.