Исследование началось с решения частной задачи – определить этимологию названия села Исады Рязанской области, расположенного на реке Оке, в 7 км восточнее городища на месте древней столицы Рязанского княжества (ныне село Старая Рязань), возможные исторические корни возникновения этого села. В июле 2017г. оно отпраздновало свой 800-летний юбилей появления в летописных источниках и является старейшим из сёл Рязанской земли. Для решения была проведена попытка рассмотреть вопрос с привлечением широкого круга исторических материалов по всем селениям и урочищам, носящим схожие названия, существующим и исчезнувшим. Все Исады были нанесены на карту, что выявило достаточно связную картину их расположения и дало повод считать появление всех селений и (реже) урочищ с таким названием исторически связанными между собой.
- Удалось выявить более 30 мест Русской равнины с названием Исады (Иссад).
- Все расположены на водных путях, крупных реках, иногда вблизи волоков.
- Большая часть – в пределах Ростово-Суздальской земли XII-XIII в.
Название, объяснённое В.И.Далем в своём словаре, как место высаживания на берег («изсаживания»), пристани, объясняет привязанность Исад к водным путям, а также расположение некоторых из них в 6-7 км от крупных древних городов: Ростова, Суздаля, Рязани. Уточнение документальных и археологических сведений о всех известных Исадах позволило выделить хронологические слои в появлении селений. Был дан ответ на вопрос, «откуда есть пошли» Исады? Наиболее ранние из них в XII – нач. XIII в. (возможно, с конца XIв.) выстроились вдоль главного водного пути Ростовской земли (и близко к нему): Нерль Волжская – Нерль Клязьминская - Клязьма и далее на юг из района Владимира по рекам Поль и Пра на Оку, к Старой Рязани (по карте-схеме точки: 7 – 3 – (2) – 4 -1). Рязанское княжество в конце XII века попало под сильное политическое влияние Владимиро-Суздальского. Вероятно, с этим следует связывать появление северного названия вблизи столичной Рязани. Позднейшее распространение Исад также шло от «первоначальной прародины» в ярославском течении Волги далее по этой реке и её притокам на запад, север и северо-восток.
Описанным выше коридором в средние века двигались товары, войска, продвигаются топонимы, вдоль него сосредоточены наиболее ранние древнерусские археологические памятники. Недавние работы С.З.Чернова по новгородским древностям (свинцовым печатям кон. XI – кон. XII в.) с Шерна-городка (Могутово) доказывают особое участие Новгорода в работе проходившего вблизи городка водно-волокового пути к рязанской лесостепи. [2] Из истории хорошо известно, что главным товаром, в котором жизненно нуждался Новгород всё время своего существования – хлеб.
Известны многочисленные блокады движения хлеба по ярославско-тверскому участку Волги ростово-суздальскими князьями, приводившими Новгород к губительному голоду. Этот путь из Переславля (Ростова) на юг по реке Шерна до Клязьмы и далее через волок (современный город Орехово-Зуево), р.Нерскую, реку Москву и Оку назван для простоты изложения «Ростовским путём». (См. также работу ногинского краеведа А.Ю.Симонова «Древние пути восточного Подмосковья».) Совершенно очевидно, что для Новгорода он был важен тем, что соединялся с «Нерльским путём», приводившим к его землям. О движении хлеба от Средней Оки к Новгороду писал более полувека назад А.Л.Монгайт в своей монографии «Рязанская земля».
Было ли движение хлеба с юга на север односторонним?
В XII в. для Залесской Руси не известны места соледобычи южнее Переславля и Ростова. Между тем, необходимая для человека соль на юг должна была откуда-то поступать. Очевидно ожидать, что она шла встречным потоком к южному хлебу. Более позднее распространение Исад на север, в бассейн реки Сухоны и далее к Северной Двине и Предуралью, сопоставимое во времени с освоением здесь новых соляных разработок после уничтожения независимости Новгорода, также косвенно доказывает, что с севера на юг шла скорее всего соль.
Предположение некоторых авторов, что источником хлеба для Новгорода, продвигавшегося по Волге, являлось Суздальское Ополье не имеют основания. Даже с точки зрения современной площади пахотных земель, которая почти на порядок меньше обжитых ещё в древности земель южнее Оки, по её притокам, а также с точки зрения плодородного качества суздальских серых лесных почв в сравнении с заокскими аналогами и чернозёмами, Ополье вряд ли могло произвести существенный излишек хлеба для поставки в новгородские земли.
- Путь вдоль Нерли Волжской
Необходимо отметить, что сухопутные дороги в Северо-Восточной Руси отсутствовали вплоть до XV-XVI в., все пути проходили по рекам. Использовались как водные пути передвижения в судах, так и движение по льду зимой. На пространствах, покрытых лесами, речная поверхность предоставляла удобство беспрепятственного продвижения, будучи свободной от деревьев. Она также давала сведения о направлении движения, служила своего рода картой. Наиболее ранние дороги по суше чаще всего повторяли направления движения рек – дорог древних, проходили недалеко от них по удобным возвышенностям. Такие связанные пары можно и сегодня наблюдать повсеместно, дороги – крайне устойчивые во времени объекты.
Вдоль Нерли Волжской в XI – нач. XIII в. проходил путь от новгородского города Кснятина (завоёван Ростово-Суздальским княжеством, вероятно, к сер. XIIв.) к Переславлю и Ростову. Анализируя по карте походы новгородских о ростовских войск навстречу друг другу в этом микрорегионе, достаточно однозначно можно реконструировать точное движение полков вдоль рек. Примечательно, что оно лишь частично совпадает с течением Нерли. Дополнив карту расположением в данной местности наиболее ранних монастырей, известных, как правило, с более позднего времени, удалось установить, что их местоположение также соответствует древним водным путям, а их появление не случайно. Далее кратко приведены документальные основания для реконструкции отдельных участков пути, для удобства – в обратном хронологическом порядке.
- 1215 (март – апрель) – путь к Липицкой битве
Важной точкой пути, местом встречи полков, обозначена Святая Марина на реке Саре. Местоположение исчезнувшего монастыря Святой Марии (Марины) точно установлено трудами ростовских краеведов и археологов в недавнее время - урочище Марья Святая, южнее с.Филимоново, Ростовский район, на правом бер. р.Сара, 36 км ю.-з. Ростова. Найдены следы укреплённого городища, курганного могильника, селищ. [3, 4, 5, 6]
1215 г. Ярослав Всеволодович занял Торжок и не пускал к Новгороду хлеба, чем усугубил в неурожайный год рост цен в 2 раза и голод. Люди ели сосновую кору, липовый лист и мох. Вече в Новгороде, 1 марта Мстислав из Новгорода пошёл на зятя Ярослава. На Вазузе к новгородцам присоединились смоленские полки. Владимир Мстиславич Псковский взял Кснятин по пути к Переславлю (на Липицкую битву).
«… и наехаша на Яруна сторожи за Тьхверью Ярославли; и пособи Бог Яруну, и многы побиша… и поиидоша по Волзе воююче, и пожгоша Шешю, и Дубну, и Коснятинь, и все Поволжье. И устрете Еремеи от князя Костянтина с любовью и с поколоном; поидоша к Переяславлю воююце. И быша на Городищи, на реце Сарре, у святеи Марине, в великую субботу, месяца апреля, в 9; приде князь Костянтин с Ростовьци, хрест целоваша.»
(ПСРЛ. Т. 3. Новгородская I летопись. — СПб. 1841, с. 34.)
В Троицкой летописи те же события изложены более подробно. Любопытно описание способа движения войск, встречаемое также, например, в изложении событий похода Всеволода Большое Гнездо в 1183 г. на Волжскую Булгарию, его же похода 1208 на Рязань и Пронск, происходивших во время летней навигации, когда суда с обозом становились лагерем на Волге (Оке), оставлялся охранный полк, а дальнейшее движение войска происходило налегке. В зимнем походе 1215г., подойдя по Волге к определённому месту (по всем косвенным данным, городу Кснятину), здесь под охраной были оставлены обозные возы, дальше войско пошло налегке, на конях.
«И послаша на Торжокъ Ярославу о миру, а сами сташя на Холохне. Ярослав же отвѣтъ да: «Мира не хочю, пошли естя, поидѣте же, нони сту нас достанется одинъ вас». И ркошя промеж себе князи: «Ты, Ярославе, съ силою, а мы съ крестом». Ярославли же мужи изчиниша твердь, а пути от Новаграда засѣкошя, и рѣку Тферцу. И ркошя новгородци князем: «Поидем к Торжку». И князи ркоша: «Аще поидем к Торжку, то попустошимъ Новгородскую власть». И поидоша къ Тфери, начашя имати села и жечи, а на Ярослава не бѣ вѣсти, в Торжку ли или въ Тфери. И Ярославъ слышав, оже емлют села, еха ис Тръжку въ Тферь, поимав с собою старѣйшии боляре и Новгородци, и молодых избором, а Новоторжьци вси. И посла 100 мужь избранных в сторожу, они же выехавше за 15 верстъ от града явишась, ту бо стали бяху князи наши, поставльше полкы, творяху рать велику. И посласта Яруна с молодыми людми, и наехавше на Новоторжьци Ярославли, и пособи Богъ Яруну, изымаша сторожев Ярославлих 30 и 3, а 7 их убишя, а иныz убѣжаша въ Тферь, то же бысть первая побѣда на них на Благовещенье. И бѣ вѣсть у тѣх, что Ярославъ въ Тфери, и тако ездяху в зажитие не боящеся. И оттолѣ послаша Яволода, боарина Володимеря, ко князю Костянтину Всеволодичю в Ростов, а Володимера Пьсковьского со Пьсковичи и Смолнян на рубежь послаша проводити. А сами с Новгородци поидоша по Волзѣ воюючи, и пожгошу Шешу и Дубну. А Володимеръ со Пьсковичи и со Смолняны взяшя город Костянтин и пожгоша и́ и все Поволжье. И срѣте воевода Еремей от князя Костянтина из Ростова, наших князей, и рече: «Князь Костянтин кланяется вамъ и азъ рад, слышав приездъ вашь; се вам от мене в помочь 500 мужь, да пришлета ко мнѣ съ всѣми рѣчми Всеволода, шурина моего.» И ту и отрядиста Всеволода съ вои многими, и послаша ко князю Костянтину, а сами поидоша по Волзѣ въ низъ, и ту пометаша возы, а на кони полѣзоша и поидоша къ Переяславлю воюючи. И быша на Городищѣ на рѣцѣ Саррѣ у Святой Марины, апрѣля 9, на Велик день; и ту приеха Констянтин с Ростовци. И възрадовашася видѣвшеся, и крестъ цѣловаша, и отрядиша князя Володимера Пьсковьскаго с дружиною в Ростов, а сами, пришедше с полкы, сташа противу Переяславлю в Фомину неделю. И ехавше ис полковъ под город, яша человека, и испыташа, оже князя Ярослава в городѣ нѣту: пошел бо бише ко князю Юрью с полкы, с Новгородци и с новоторжьци.»
(ПСРЛ. Т. 1. Троицкая летопись. — СПб. 1846, с. 211-212.)
- 1181 (зима) – противостояние у реки Вьлены (Вълены)
1181 г. Святослав Всеволодович Черниговский, княживший тогда в Киеве, пошёл на Всеволода Юрьевича («том же лете, на зиму»), соединился с новгородцами в устье Тверцы.
«И положиша всю Волгу пусту и городы все пожгоша; и не дошедше Переяславля за 40 вёрст, у Вьлене, у реце, ту ся воротиша. Ту бо бяху вышли Суждальци полком и угошили около себе твердь, и не смеша дати полку, а князь с Новгородци посылаху к ним, просяще полку, н Бог, своею милостью, боле крови не пролья крестьянстеи…»
(ПСРЛ. Т. 3. Новгородская I летопись. — СПб. 1841, с. 17.)
М.Н.Тихомиров (историк) дал весьма загадочное и не терпящее возражений отождествление летописной реки Вьлены (или Вълены – в другом написании, причём буква «ъ» передаёт в древнерусском краткий звук «о», сравни: «мълвити», «България», «Къснятин» - «город Константина») с рекой Веля, притоком р.Дубны в пределах современного Талдомского района. Впоследствии это утверждение повсеместно бездоказательно копировалось. При использовании современных карт становится понятным, что в нашем микрорегионе существует единственная речка, которую можно соотнести с летописным названием. Это р.Волинка (приток р.Сабля – приток р.Нерль – приток р.Волга). Река длиной всего 11 км, рядом с ней находятся селения Старое Волино, Новое Волино, Кудринка (Переяславский р-н). На расстоянии менее 2 км от устья р.Волинка расположено устье р.Сольба - также притока р.Сабля. Расстояние до Переяславля около 42 км от перекрёстка дорог, что совпадает с летописным источником.
- 1148-1149 (зима) – поход на Коснятин, Углече поле, Мологу и Ярославль
Нужно упомянуть и этот поход новгородцев, который закончился на Волге, но также происходил недалеко от пределов «Нерльского пути».
- 1134 (декабрь – январь) – битва на Ждани-горе
1134 г. «Почаша молвити о Суждальстеи воине Новгородци… Том же лете ходи Всеволод с Новгородьци, хотя брата своего посадити Суждали, и воротишася на Дубне опять и на том же пути отъяша посадницьство у Петрила и даша Иванку Павловицю. А Изяслав иде Кыеву, и раздьрася вся земля Русьская. В то же лето, на зиму, иде Всеволод на Суждаль ратью и вся Новгородьская область месяця декабря в 31. И сташа денье зли, мраз, вьялиця, страшно зело. И бишася на Ждани горе, и много ся зла створи; и убиша посадника Новгородьскаго Иванка, мужа храбра зело, месяця генваря в 26, и Петрила Микулциця, и много добрых мужь, а Суждальць боле. И створше мир, придоше опять…»
(ПСРЛ. Т. 3. Новгородская I летопись. — СПб. 1841, с. 6.)
Местонахождение урочища Ждань-гора ещё менее основательно полагалось Кучкиным где-то на реке Кубрь. Никаких топонимических или исторических данных для этого не существует. Имеющиеся сведения от краеведов, находящих в том районе некие «горы» и весьма туманные объяснения от одного из жителей о происходивших некогда войнах, явно не выдерживают проверки на прочность.
Опираясь на современную карту микрорегиона, находим единственный топоним, который может быть связан со Ждань-горой – село Жданово Переславского района, если допустить древность происхождения названия. Село расположено неподалёку от вышеупомянутого места слияния рек Сольба и Сабля, на длинной, вытянутой на 4 - 5 км с запада на восток естественной возвышенности, разделяющей реки. У западной оконечности «горы» находится устье Сольбы. В паре километров восточнее расположено с.Загорье. Место точно ложится на реконструируемый «Нерльский путь».
Монастырь Св.Марии (Марины) стоял на перекрёстке дорог из Кснятина (по Нерли Волжской и Сольбе к монастырю) и дороги Ростов - Переславль (от монастыря к Ростову - по р.Сарре, а в сторону Переславля - по Нерли Клязьминской). Кроме того, ещё два монастыря находились в ключевых местах этой части «Нерльского пути». Вероятно, они выполняли задачи укреплённых сторожевых острогов, как и во многих других местах.
Первые упоминания о Николо-Сольбинском монастыре относят ко 2-й половине XV в. Трудно предположить продолжительное существование столь крупного и богатого монастыря вне связи с его местоположением на важном торговом пути.
Монастырь Троицкий на Нерли существовал до начала XVII века на месте села Нерль. Был окружён деревянными стенами. При монастыре находилась торговая слобода, получившая название от монастыря — Троица-Нерльская. В 1609 году монастырь был сожжён поляками.
«Монастырь Живоначальные Троицы что на реке на Нерле а на монастре церковь Живоначальные Троицы да предел великии Чюдотворец Сергей да теплая церковь Чюдотворец Никан. А в церквах: деисусы и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строенье монастырское да на монастыре ж келья игуменская келья брацкая да келья пустая а около монастыря ограда заметом а в заметах ворота святые да у монастыря же слободка а в слободке двор монастырской коровей да бобылей.»
(Список с Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 г.г., письма и
меры Андрея Загряжскаго (М.А.М.Ю. № 877), л.225-227, № 545.)
Литература:
1. Степашкин М.В. Исады – рождённые в плеске волн. М., Буки Веди, 2017.
2. Чернов С.З. Сфрагистический комплекс из Могутово…
3. Описание документов и бумаг хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Книга вторая. СП-б, 1872. С. 134.
4. Леонтьев А.Е. Гора святой Марии // Сообщения Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 218-230.
5. Официальный сайт департамента культуры Ярославской области // Объекты культурного наследия
6. Купцов И.В., Каретников А.Л. Разведки в Ростовском и Гаврилов-Ямском районах Ярославской области // Археологические открытия 2006 г. М., 2009. С. 221-222.
By Александр Морозов на декабря 18, 2017 Отправить по электронной почтеНаписать об этом в блогеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookПоделиться в Pinterest
Источник: Исады, Степашкин М.В.
|