Камень "Кумушка Кума"
Когда пересекаешь
подмосковную реку Нерская, пейзаж изменяется.
Частые деревни и поля исчезают, вдоль
дороги встает густой хвойный лес. Мы
оказываемся в Мещере, большая часть которой
и сейчас занята лесом и многочисленными
болотами, реками, озерами.
Мещера уникальна –
здесь самая южная точка северного типа
заселения. На мореных островах среди
мещёрских болот и ручьев-протоков селились
небольшими родовыми деревушками финно-угорские
охотники,
более плотными группами на больших озерах
проживали их сородичи рыболовы – в точности так, как
это повсеместно происходило на финно-угорском Севере
России.
Две тысячи
лет назад предки летописной мещеры,
известные под именем людей Рязано-Окской
археологической культуры, селились на Оке.
Это были суровые финно-угорские воины. В их
мужских и женских захоронениях часто
встречается военная амуниция. Но на рубеже тысячелетий рязано-окцы
уходят с Оки. Есть предположение, что они
входили в состав союза протовенгерских
племён и ушли от сюда на Дунай. Но не все,
часть рязано-окцев ушли за Оку в южную тайгу,
названную позже Мещёрой. Почти
одновременно с этим событием в бывшие
охотничьи и рыболовецкие угодья рязано-окцев
хлынул поток переселенцев с юга. Они
принесли с собой яркую поволжско-финскую
материальную культуру. Это были предки
современных эрзян.
Мещёрские древности 11-12 веков из могильников Жабки и Парыкино. Егорьевский район.
Первое
упоминание о мещёре в древнерусских
летописях содержится в «Повести временных
лет» (XI век), где это племя называется вместе
с мерей и муромой в качестве данников
киевских князей. Впоследствии мещерские
земли располагались на границах трех
могущественных русских княжеств:
Владимирского, Московского и Рязанского.
Мещера
встречается и в более поздних русских
документах XIII – XV веков, во времена
похода Ивана Грозного на Казань князь
Андрей Курбский прямо указывает на
существование «мордовского языка» в
Мещерской земле. Вполне вероятно, что князь Курбский имел в
виду мещерский язык, родственный
эрзянскому и мокшанскому.
Мещёрские древности 11-12 веков из могильников Жабки и Парыкино. Егорьевский район.
В
современной Мещёре сохранились уникальные
памятники духовной культуры мещеряков -
святые источники и поклонные камни. По местным поверьям, сам Бог говорит из
камней, но услышать его голос может только
праведный человек. Культ священных камней не очень
характерен для славян, зато финская
исследовательница дославянского наследия
Средней России Арья Альквист указывает на
культ камней как этногенетическую черту
локальных русских культур, вобравших в себя
мощный финно-угорский субстрат.
Лесная дорога к камню
В середине июля члены мерянского краеведческого
общества Metsa Kunnta побывали на одном из таких
священных камней у деревни Лашино. Зовут
его местные жители - "Кумушка Кума". Еще в начале 20-го века рядом лежал еще один валун - Кум, позже вывезенный в неизвестном направлении.
По легенде (записанной в разных
вариантах и у других подобных святилищ) в
этот камень были обращены любовники, по
одной версии (вероятно более поздней)
наказанные богом за свою связь, по другой,
вероятно ранней, языческой, наоборот,
спасенные богом от преследования и навеки
соединенные вместе.
Исследовательница
местных легенд Л.М. Алексеева
приводит разные варианты: "...Кум и
Кума стали сожительствовать друг с другом...
Поскольку церковью это запрещалось, они
окаменели". И второй: "Кум и Кума с
ребенком спасались от погони (на них напали
разбойники), и при этом окаменели". Сюжет
этот, надо отметить "бродячий" и
древний, хорошо известен на всем протяжении
Окского бассейна, и в своеобразной
переработанной форме вошел даже в
древнерусскую "Повесть о Петре и
Февронии". От сожительства Кума и Кумы
родился Ребенок, воплощенный в виде
небольшого выступа на камне Кума.
Интересна деревня Лашино, лежащая
непосредственно рядом с камнем. По местному
преданию, записанному корреспондентами "Орехово-Зуевской
Правды", основателями деревни на этом
месте были два монаха, но со странными
нехристианскими именами - Лашак и Буслак. От
Лашака деревня и получила свое название,
Буслак же стал основателем одной из
лашинских фамилий - Буслаковых. Предание
относит это событие к XII веку. Лашинцы
помнят и другое название деревни - Колдуны...
Вид на деревню Лашино с опушки
леса.
Как сообщила корреспондентам
преподаватель Соболевской школы В.И.
Егорова "Это исстари деревня колдунов".
На вопрос "Есть ли они сейчас?"
Валентина Ивановна ответила утвердительно,
но далее рассказать об этом отказалась. "Кумушка
Кума" лежит на опушке местного леса,
который местные жители называют "Бор",
неподалёку от деревни. Она представляет
собой вытянутый с востока на запад узкий
розовато-серый гранит, около 2 метров в
длину и возвышающейся над землею на 30-40 см.
Большая часть камня находится в земле. По
своей форме "Кумушка Кума" напоминает
лежащего человека, местные при этом
уточняют: " Головой Кума лежит на восток,
ногами - на запад". Верхняя часть камня
ровная. Подрыт он с двух сторон, с лица
меньше, и весьма значительно, примерно по
пояс человека, с противоположной стороны.
Эти две ямы -
явные следы подкопов кладоискателей.
Видимая его поверхность
затемнела до серого цвета и заросла
лишайником.
От предыдущих паломников остались ленты на
деревьях, бусы из ягод, монеты.
Земляника "Кумушки Кумы"
В
древности центром
западно-мещерских земель был погост с
недвусмысленным названием – Мещерский.
Сегодня это урочище Заболотье Егорьевского
района Московской области. По одной из
версий историков, на Мещерском погосте - административно-территориальном
центре волости в конце XIV века
правил последний суверенный мещерский князь Александр
Уккович. В 1380 году он продал свою вотчину
Мещеру во владения московскому князю
Даниилу Донскому. О династии мещерских
володетелей с определенной долей
уверенности можно говорить как о типичных
племенных князьях.
Мещёрская нагрудная бляха 11-12 веков из
могильника Парыкино. Егорьевский район.
Другие княжеские династии на
этот глухой лесной и болотный угол не
покушались, массовых миграций людей сюда тоже не
наблюдалось. Рядом с погостом археологами
найдено несколько финно-угорских
могильников XI-XIII вв. Однозначно можно сказать,
что современное местное русское
население складывалось на основе поволжско-финского
мещерского субстрата. По этому и в начале XXI
века люди помнят о мещерском происхождении
жителей бывшей Мещерской земли.
Сегодня
о финно-угорском происхождении аборигенов
края написано даже на страницах
официального сайта города Егорьевска.
Мещерское наследие не забыто.
Мещёрский стяг
22
июня 2008 года на западной окраине
Мещеры, в деревне с одноименным названием –
Мещеры – национал-краеведы
презентовали мещерский флаг. Концепция флага придумана в 2005 году в Касимове (Рязанская область).
Зеленый цвет поля символизирует дремучие
леса края, в центре изображена стилизованная нагрудная бляха
средневековой Мещеры в виде солнца. Такой
солярный символ носили мещёрские воины
поверх доспехов.
И ныне живет мещерская культура,
а значит живет и память о том, что русские-мещеряки
– потомки старинного поволжско-финского
племени. Не особо афишируя этот факт,
подмосковная Финно-Угрия существует под
боком у космополитичной имперской Москвы и, похоже,
неплохо себя чувствует.
|