Две ложки. Одна найдена на чердаке заброшенного дома в Костромской области, другая куплена в музее Хохломы. О музее пару слов после, а пока о ложках. Обе изготовлены в городе Семенов или его окрестностях с интервалом лет 70-80. До революции Семенов снабжал деревянной посудой страну: в предвоенном 1913 году там были изготовлены умопомрачительные 170 миллионов ложек, изрядное количество которых было расписано под Хохлому - красным и черным по золотому фону. Кстати, сейчас почему-то считается, что хохломская роспись - это тип узора, цветочно-ягодный мотив. А исторически Хохлома - это умение создавать эффект "позолоты" по дереву путем обжига в печи изделия, покрытого специальным составом на основе масла и оловянного порошка.
Так вот, о ложечках. Я их не зря рядом положил, а для сравнения. Обе - предметы массового потребления, но при этом сделаны вручную - одна полностью, а в другой баклуша, конечно, на станке выточена, но расписана мастером. Та, что справа, конечно "побогаче" будет. Но та что, слева, хотя рисунок - примитивнее некуда, намного живее... У человеческого глаза есть свойство - он не переносит идеальных форм и линий, они слишком скучны, на них негде зацепиться. "Душа" вещи прячется для него в шероховатостях заготовки, в асимметрии узора, в патине времени. В левой ложке все это есть, а в правой - только глянец лака.
Теперь о музее. Самое удивительное в нем - это возможность наблюдать упадок способностей человека творить. Хохлома дореволюционная - это простые, немного наивные узоры, никакого блеска и глянца. Предметы утилитарны: ложки, чаши, стульчики, сундучки. Хохлома раннесоветская прекрасна, как Леонид Леонов в молодости. Серпы, молоты и красные звезды прорастают кудрями завитушек по золотому фону, мирно уживаясь с традиционными мотивами. Сталинская Хохлома начинает уходить в китч, рисунки усложняются, наив и традиция исчезают, появляются пионеры и доярки, кубки, вазоны и макеты Кремля. Но вкус все еще присутствует. И так продолжается до середины 60ых. От них начинается Симачевщина, знакомый всем с детства орнамент. Каждый художник где то халтурит, где-то старается, но всегда пытается перекричать другого вычурностью завитушек, а в результате все рисунки сливаются во что-то совершенно одинаковое. Зато предметы, на которые он наносится - на любой, самый бессмысленный вкус: письменные приборы, шахматы, матрешки, часы с кукушкой, самовары, лебеди, глухари, царь-рыбы, царь-ложки и царь-колоколы... Если все собрать в одной комнате, эффект, впрочем, по своему сильный - как от бутылки брюта натощак. Но для того, что производит хохломской завод сейчас, даже такой эффект недостижим - рисунки снова упрощаются, оставаясь при том такими же безвкусными... Можно, пожалуй, без ущерба для качества переходить на 3Д-принтеры.
И если бы только в Хохломе так...
Вот еще находка - буфет из той же брошенной деревни. Опять все скромно, просто и красиво. Сделал его деревенский столяр, для себя или соседа. Сделал его с душой, не отбывая номер. Смотря на этот буфет почти представляешь человека, его смастерившего.... кажется он где-то рядом. Хотя он умер больше полувека назад. А загляните к себе на кухню, или в мебельный... Эх...
Красота, жившая в человеческих сердцах - куда она подевалась?
Андрей Павличенков. https://kopanga.livejournal.com/
|