Длительное время участвуя в мерянском движении и наблюдая за неомерянами, что называется изнутри и снаружи, читая концепты, дискуссии, рассуждения последователей, оппонентов, академических ученых, просто неравнодушных и «залетных» людей на просторах "телеги", зафиксировала много интересных мыслей в философском ключе. Постараюсь изложить их.
Первое время, в начале 2010-х годов, на этапе возникновения некой общности, мерятусовки, мерянисты относили свое течение к этнофутуризму. Здесь стоит остановиться и выяснить, что понимается под этим термином. Например, Ю.А. Лазунина в своей работе «Этнофутуризм как взаимодействие этноархаики и инноваций информационной культуры» пишет, что этнофутуризм одновременно и стар, и молод, поскольку включает в себя два взаимоисключающих понятия. Личность и ее национальная самоидентичность в универсализированном мире — главный смысловой узел этого направления, придающий ему актуальность и вместе с тем отличающий его от традиционного фольклора, смысловой единицей которого всегда служило коллективное.
Здесь я соглашусь с Лазуниной, что этнофутуризм — соединение несоединимого, по сути, оксюморон. Давно думаю о том, что философский и арт-меряконцепт должен был изначально строиться не на основе данного явления, он не должен был выбирать позицию «между» — между прошлым и будущим, чтобы не стать только мигом. Меряконцепт, обретающий сейчас новую форму и наполнение — меряфутуризм, должен стать вечностью, вневременным и понятным каждому мифом, новым мифом нашей земли.
Напомню, об этнофутуризме начали говорить в эпоху взаимопроникновения постмодерна и метомодерна. Так, может быть, мерянам свой меряфутуризм следует идентифицировать как этномодернизм, этнопостмодернизм или даже этнометамодернизм?
Если заглянуть в анналы научной мысли, можно встретить интересные определения модерности.
Первым философом модерности по праву считается Декарт, утверждавший, что модерность начинается с разумного человека, со способности индивида мыслить. А ключом к пониманию модерности мы можем смело считать «Капитал» Маркса. Модерность проявляется тогда, когда появляются новые способы производства, города, товарные отношения, а также когда традиционное общество со своим понятием цикличности истории трансформируется в общество динамичное, имеющее идею спасения. О динамично развивающемся новом обществе говорил уже другой мыслитель современности — С. Айзенштадт, выдающийся теоретик проблем модернизации и развития цивилизаций.
Пожалуй, наиболее полно и убедительно о модерности писал именно он в своей книге «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий».
Айзенштадт утверждал, что традиционный человек воспринимает мир таким, какой он есть, лучшим он быть не может, по его мнению, он хорош своими обычаями, культурой, порядком. Традиционное общество, по мнению Айзенштата, не стремится себя изменить, оно пытается, напротив, сохранить себя. О модерности можно говорить тогда, когда внемирской порядок становится привлекательнее мирского (конечно, не на уровне отдельных личностей), когда появляется всеобщая трансцедентальная установка, понимание того, что мы должны двигаться, строить, стремиться.
Как следствие новой реальности возникает множество миров-пространств в эпоху постмодернизма. И это тоже отдельная интересная тема, в которую можно было бы углубиться, исследуя феномен меряфутуризма. Меряфутуризм, рожденный на стыке эпох и нарративов, создал свою реальность — свою модель.
В связи с этим вспоминается еще один интересный философский трактат Ж. Бодрияра «Симулякры и симуляция», в котором автор говорит о замещении реальности и смысла символами и знаками.
Весь человеческий опыт представляет собой сегодня симуляцию реальности, все превращается в симулякр — копию чего-либо. Симулякры, в свою очередь, и есть истина для нас современных, живущих каждый день в новой реальности и пытающихся под эту реальность подстроиться.
Мы каждый день находим новые ниши для самовыражения, встраиваемся в виртуальные сообщества, которые для нас такие же реальные, как рабочий коллектив, школьный класс и пр. Мы общаемся с помощью знаков, ассоциаций, постим мемы, которые опять же являются воплощением постмодернизма с их цитированием, черным юмором, множественными аллюзиями…
И тут мы понимаем, что живем уже в эпоху метамодернизма, который предполагает не столкновение противоположностей, а их пересечение и гармонизацию. Этот новый миропорядок утверждает ценность переменчивого состояния, постоянного колебания в такт Вселенной. «Мы предлагаем прагматический романтизм, свободный от идеологического крепежа» — говорится в манифесте метамодернизма. На мой взгляд, этот принцип отлично мог бы отразить суть меряфутуризма и помочь ему двигаться, колебаться в нужной мерянам траектории.
Короче говоря, меряфутуризм должен подстраиваться под меняющиеся формы, характерные для эпохи метамодернизма, быть на гребне волны, адаптироваться, не цепляясь жестко за прошлое или будущее. Опираясь на архетипы, мифологическое сознание, у которых нет срока давности, на коллективное бессознательное, творить свою реальность, увлекать за собой, использовать все имеющиеся современные способы активации мифа, облекать в материальную форму свой концепт. Например, в свое время американская писательница и педагог К.С. Пирсон стала использовать архетипы для развития бизнеса, позиционирования бренда.
Современный человек — продукт своего времени. Он находится здесь и сейчас. Меря должна быть рядом, помогать современному человеку адаптироваться к новым формам, предлагать варианты, модели реальности.
«Метамерянизм», возможно, более подходящий термин для социофилософии современных меряадептов?
Текст: Кукуй Оли. 08.2024.
Арт: Андрей Мерянин. «Через прошлое в будущее».
#арт #меря #этнофутуризм #постмодернизм #метамодернизм #меряфутуризм
|